семинар-практикум для родителей
Цель: Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.
Задачи:
- Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.
- Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
- Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития детей.
- Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Предварительная работа:
- подбор дидактических игр, пособий, книг для развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи и воображения;
- оформление выставки;
- разработка анкеты;
- подбор упражнения для сплочения родителей;
- подготовка буклетов для родителей.
Оборудование: бумага и ручки по количеству участников, материал к игре «Чудесный мешочек», музыка к игре «Зеркало», картинки-головоломки, релаксационная музыка, слайд – шоу с фотографиями детей, коробка- «Чемодан чепухи», клубки ниток, крупа, емкость с водой, тесто, бумага, крышки, камешки, игра-пазл для детей, медали, «Чудесный мешочек», предметы для «Чудесного мешочка», анкеты для родителей, буклеты для родителей.
Структура семинара – практикума:
- Вводная часть – 7 минут.
- Основная часть – 40 минут
- Заключительная часть – 5 минут.
План семинара – практикума:
- Активизация мыслительной деятельности, создание рабочего настроения.
- Установление контакта между участниками группы (игры на сплочения и объединения).
- Практическая часть.
- Подведение итогов, обратная связь.
Ход семинара-практикума:
- Вводная часть
Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня у нас семинар – практикум на тему: “Растём, играя или какие игры нужны детям». Давайте поприветствуем друг друга.
Упражнение «Аплодисменты».
Родители в кругу. По очереди выходят в середину круга. Остальные участники приветствуют аплодисментами.
— Тема нашей сегодняшней встречи очень интересная.
Мини — лекция
“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития”.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют колоссальное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно они любят играть бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки мамина косметика и папины инструменты. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться со взрослыми и с детьми. Очень полезны для детей такие игры, которые дают им опыт работы с самыми различными материалами: с песком, глиной, крупой, бумагой и картоном разной фактуры и др. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, температурной чувствительности и др. Все органы чувств, данные нам природой, обязательно должны работать, а для этого им необходима “пища”. Поэтому-то так важно научить ребенка получать информацию извне, при помощи как можно большего количества анализаторов. Взрослые должны организовать среду вокруг ребенка таким образом, чтобы он получил возможность развивать эти анализаторы.
— Необходимо сказать, что все игры, в которые играют наши дети, несут развивающую и обучающую функцию. В подвижных, сюжетных, театрализованных играх развиваются все психические процессы детей: память, мышление, воображение, внимание, речь детей. Ко всему сказанному игры выполняют коммуникативную функцию: они помогают ребенку легче вступить в контакт с другими детьми, учат играть вместе, рядом, то есть уметь учитывать интересы другого, распределять роли, уметь решать конфликты.
Велика роль игры и эмоциональном развитии ребенка. Участвуя в игре, ребенок получает набор позитивных эмоций, радость от общения, удовольствие от того, что у него что-то получилось. И даже если ребенок чем-то огорчен, это тоже хорошо. Это тоже эмоции, может и не всегда положительные.
Отдельно хочется сказать о дидактических играх. Это большая игровая область. Это и игры словесные, настольные, игры-задания и пр. есть игры на развитие внимания, есть игры на воображение. Сегодня мы хотим предложить вам несколько игр, не сложных в которые с удовольствием играют ваши дети.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Развивает тактильные ощущения; речь; восприятие формы, размера, фактуры. Каждый из вас должен на ощупь выбрать предмет в нашем волшебном мешочке (это может быть коробка, корзинка, накрытая тканью или с крышкой) и попытаться рассказать о том предмете, который в руке, а остальные участники игры попытаются угадать, что это за предмет. Проводится игра. А сейчас я попрошу стать всех в круг. Мы поиграем в игру, которая называется «Зеркало».
— Эта игра развивает внимание, общую и мелкую моторику. Необходимо выполнять движение в соответствии с заданием. Проводится игра. Купленная в магазине игрушка редко бывает многофункциональной, то есть она, как правило, предназначена для отработки только одной функции (памяти, внимания и т. д.) или только одного навыка. А можно использовать игрушки, сделанные руками родителей и детей или использовать различный бросовый материал или предметы заместители. Если ребенок принимал участие в изготовлении игрушки, он, как правило, не бросит ее, поиграв один раз. Ведь она станет результатом вашего совместного труда, будет любима ребенком и принесет ему радость и пользу.
Упражнение “Чемодан чепухи”.
Ведущий выносит поднос или коробку, где лежат различные предметы клубки ниток, крупа, емкость с водой, тесто, бумага, крышки, камешки и т.д.
Родителям предложить все это рассмотреть и подумать для чего, это нужно, и что с этим всем делать. Я с вами согласна эти богатства или предметы мы с вами можем использовать для \\игр.
Игра “Аукцион идей”.
Ведущий, предлагает родителям придумать и назвать игры с предметами лежащие на подносах. Кто – больше назовет, тот и выиграл.
Следующая игра «Головоломка»
Уважаемые родители, часто мы вашим детям предлагаем игры для развития мыслительной деятельности (Например: Собери картинку, найди пару, четвертый лишний и т. д). Одной из таких игр является собирание пазлов. Сейчас мы с вами поиграем в подобную игру, только немножко её усложним. Итак, давайте разделимся на две команды, я раздам вам картинку-головоломку, которую вы должны будете собрать. Чья команда справится с заданием первая, та и победила.
Заключительная часть.
А в заключении я хочу сказать, что ваши дети самые лучшие, самые умные, самые-самые.
И хочу предложить вам упражнение «Ладошка на память».
Перед вами листы бумаги и фломастеры. Обведите свою ладошку на листе бумаги, по желанию украсьте ее и на каждом пальчике напишите что-нибудь хорошее о вашем ребенке. Эти ладошки подарите вашим детям, прочитайте им то, что вы о них написали.
(Включается релаксационная музыка, показ слайд — шоу).
Подведение итогов.
Уважаемые родители! Просим Вас поделиться своим мнением и комментариями по поводу проведения семинара-практикума. Заполнение анкет родителями. Вручение буклетов.
Успехов вам!
Твалавадзе Елена Игоревна,
дефектолог,
Чашко Наталья Юрьевна
воспитатель первой квалификационной категории,
г. Петропавлск, СКО