Home » статьи » Региональный компонент в преподавании русского языка в свете требований обновленного содержания образования

Региональный компонент в преподавании русского языка в свете требований обновленного содержания образования

Одним из направлений программы «РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ» является внедрение проекта «Сакральная география».

Сакральная география – это система знаний о соотнесении тех или иных объектов на земной поверхности с категориями священного”.[1]

Священный —  ( в узком смысле) нечто,  связанное с религиозным культом. В широком смыслеа) нечто особенно дорогое, глубоко чтимое, заветное;

б) нечто такое, на что нельзя посягнуть;

в) места, связанные с культом предков, творческими личностями, историческими событиями, знаменитые природные урочища и т.д.[1] Все это – объекты исследования краеведческой работы.

Краеведение – одно из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно — познавательных задач с воспитательными происходит здесь естественно, органично.

Под региональным компонентом следует понимать „систематическое и последовательное включение в образовательный курс русского языка материалы краеведческой работы”.[2]

Задачи, которые решаются в ходе использования данного опыта, -это:

  • Нравственное развитие детей, формирование умения по- новому «взглянуть» на окружающих их людей, соседей, одноклассников;
  • Подготовка учащихся к «жизни» (помочь детям найти «свое» место в жизни, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины);
  • Формирование гражданственности, чувств патриотизма и гуманизма (научить детей уважать себя, свою семью, свой язык, свой край,  весь народ).

Занятия с привлечением краеведческого материала строятся с опорой на  знания, полученные детьми на уроках по другим предметам; таким образом,  успешное решение поставленных задач в значительной мере может быть достигнуто за счет реализации межпредметных связей с географией, историей,  литературой, экологией, изобразительным  искусством.

Учащиеся Абайской школы на протяжении многих лет занимаются поисково- краеведческой работой. Результатом многолетних трудов было открытие школьного музея. Не останавливаясь на достигнутом, ребята продолжали поиски данных, связанных с историей родного края: исследовали захоронения 30-х годов, работали с архивными документами в Костанайском районном государственном архиве. Позднее ими было предложено (в рамках районного проекта) включить в «Карту священных мест родной земли» место бывшего детского дома, открытого в годы Великой Отечественной войны, и захоронения 30-х годов прошлого века. Кроме этого, собранный материал по истории родного края развивает творческие способности детей: они активно монтируют видеоролики, презентации, пишут сочинения, стихи, которые отправляют наразличного рода конкурсы. Знаменательно и то, что со своими работами ученики выступают и на НОУ: работа «Проблема питьевой воды села Абай» выиграла 1 место в районном этапе конкурса НОУ, затем приняла участие в областном заседании и работа «История моего села в судьбах односельчан и школы» заняла 2 место районный этапРеспубликанского конкурса научных проектов «Зерде» для 5 – 7 классов.

В какой форме можно использовать материалы краеведческой работы и на каком этапе? Это зависит от творческого отношения учителя к планированию урока. Например, текст из научной работы ученицы 8 класса Лопатка Милены, связанный с историй возникновения школы и села.

«В начале XX столетия на данной территории не было сел Абай, Новоселовка и Осиновка. С царских времен на территории современного развлекательного комплекса «Белая юрта»  существовал  родовой аул  керменов из рода жаппас. В ауле жили зажиточные люди, поэтому они обучали детей грамоте. Как таковой школы не было, обучением занимался мулла, переходя из юрты в юрту. Учили детей арабскому письму, об обучении девочек  и речи не было. В канун войны, в конце 30-х годов, репрессии коснулись и этого аула. Об обучении временно забыли.

Потребность в учебе возникла в годы войны, когда  построили недалеко от современного Абая детский дом для детей-сирот.  Тогда же в данную местность привезли первые семьи  репатриированных немцев. По воспоминаниям одной из них, Эммы Гильденбергер, их бросили в открытой местности,  для житья они рыли землянки. Расселялись они вокруг детдома, устраивались работать туда же. Эмма  Гильденбергер долгое время работала в детдоме библиотекарем».

 

8 класс (традиционный урок)7 класс(обновленное содержание образования)
·         Примечание: в 8 классе этот текст можно использовать при комплексном анализе текста, либо при изучении отдельных тем. Уроки в 7 классе полностью строятся на языковом тексте, поэтому он может быть использован как рабочий материал.
Уроки  развития речи:

1)      Комплексный анализ текста. Примерные вопросы для задания:

¾    Определите тип текста, стиль речи.

¾    Определите основную мысль текста.

¾    Приведите примеры сложного предложения, простого.

¾    Объясните правописание приставок в словах «недалеко, расселялись, привезли».

¾    Произведите грамматический (синтаксический, лексический, фонетический, морфемный, словообразовательный) разбор выделенных предложений (слов, словосочетаний)

2)      Напиши по тексту изложение. Озаглавь его.

 

Раздел  «Зачем нужны знания»

Учащиеся должны научиться:

7.1.2.1.-определять основную мысль, опираясь на структуру;

7.1.7.1.- строить аргументированный монолог(описание, повествование, рассуждение);

7.2.2.1. – выявлять структурные части и их элементы (предложения, абзацы), раскрывающие основную мысль;

 

 

Используется при изучении таких тем, как:

¾    «Приложение, знаки препинания при приложениях» — дети- сироты;

¾    «Однородные члены предложения» — „не было сел Абай, Новоселовка и Осиновка ”,  „рыли землянки,  расселялись, устраивались … ”.

¾    «Обособленные члены предложения» — „ обучением занимался мулла, переходя из юрты в юрту”;

¾    «Вводные слова и предложения» — „ По воспоминаниям одной из них”;

¾    «Уточняющие члены предложения» — „ По воспоминаниям одной из них, Эммы Гильденбергер ”;  „В канун войны, в конце 30-х годов, ”;

 

Раздел «Народ и ландшафт»

Виды речевой и мыслительной деятельности:

v  Обсуждение прочитанного, ответы на поставленные вопросы;

v  Извлечение главной и второстепенной информации;

 

Языковые цели:

v  Выписать опорные слова;

v  Соотнести ключевые слова и словосочетания с излагаемой мыслью;

v  Составление кластера.

Виды работы:

¾    Словарная работа: правописание любых морфем: безударные гласные в корне слова, правописание приставок, правописание Н и НН в суффиксах, удвоенные согласные и т.д.;

¾    Лексическая работа: репатриированные,  репрессии,  развлекательный комплекс и т.д.;

¾    Любой из видов  разбора;

¾    Составление схем предложений.

¾    Переписать, расставляя знаки препинания   и  т.д.

 

 

Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, поэтому ни один урок сегодня не проходит без их использования. Современные дети умеют  создавать  творческие и исследовательские работы, выполненные с использованием ИКТ: презентации, проекты, фрагменты видео и т.д. Например,  созданные по заданию учителя географии проекты по изучению темы «Лесостепная зона»  были использованы на уроках русского языка:

Фрагмент урока «Знаки препинания при обособленных членах предложения» в 8 классе (традиционный урок):

  1. Оргмомент: психологический настрой, оформление работы. Вступительное слово учителя: «Мы завершаем тему «Обособленные члены предложения». К концу подходит зима, этим темам будет посвящен наш урок. Но сначала мы просмотрим первый видеоролик «Зимняя сказка», который вы смонтировали в 2015-2016 у.г на музыку Чайковского «Времена года» о природе нашего села Абай. И настроимся на урок».
  2. Актуализация знаний:
  3. Экспресс- опрос: Что значит обособление? Чему мы учились на протяжении этих уроков? Какие члены предложения чаще всего выступают обособленными? Чем они выражаются?
  4. Распределительная работа:

Покрытая мягким пушистым снегом; слепя глаза ярким светом, скованные льдом, не шелохнувшись, разряженные узорчатым инеем; — распределить словосочетания по столбикам: деепричастный оборот и причастный оборот.

**** графически объяснить условия правописания НН в  суффиксах причастий; выделить суффиксы деепричастий.

  1. Творческая работа: реконструировать текст, вставив обособленные члены предложения. Выделить их как члены предложения.

Вся земля кажется застенчивой невестой. С чистого зимнего неба светит солнце. Реки и  озера замерли до весны. Маленькие елочки спят в глубоком снегу. Деревья кажутся царственными в своем величии. 

  1. Сравнительный анализ –диктант. Воздух, зимний и чистый, приятно бодрит. Все замерло в ожидании весны, радостной и светлой. – чем отличаются данные ОБЧП?
  2. Вывод учеников об условиях обособления.
  • Просмотр второго видеоролика – «Притяжение земли» о красоте сел Осиновка, Абай. Авторы: Добрякова Ксения, Лопатка Милена, руководитель Бабчук С.С. Использована та же музыка Чайковского П.И., но в современной аранжировке.

анализ стихотворения Абай: нахождение обособленных членов предложения, объяснение условий обособления, сравнительный оборот.

вывод: что повторили в этом стихотворении?

грамматический анализ последнего предложения.

записать эссе по мотивам видеоролика  с использованием обособленных членов предложения.

Данные видеоролики можно использовать при изучении раздела «Природа Казахстана и России» при составлении синквейна, эссе (языковые цели) в 7 классе (обновленное содержание образования)

В ходе краеведческой работы очень часто дети работают с архивными материалами, обращаясь в ГУ «Костанайский районный государственный архив» отдела внутренней политики акимата Костанайского района.[3]Представленные образцы можно использовать при изучении понятий ,,публицистический стиль”, ,,официально – деловой стиль”,

             

Активно участвуя в творческих и исследовательских работах, проектах, создании презентаций, видеороликах, ученик выступает в ней как субъект, соавтор, единомышленник со всеми теми, кто задумывает дела, планирует их, осуществляет, контролирует, находит средства более эффективной организации, подводит итоги выполняемой работы. В процессе этой работы: изучение истории родного края, нахождение подтверждающих документов, встречи со свидетелями событий, ветеранами труда, как итог – создание музея —   у  ученика формируются определенные чувства, понятия, суждения, стремления к благородным поступкам. Гордость за своих земляков,  уважение, чувство долга перед ними, честь, дружба, формируемые  в процессе работы, умение увидеть прекрасное в «малой родине», стремление сохранить ее, бережное отношение к ее природе, историческим местам, гордость за свою «малую родину» — это и есть патриотизм. Это чувство формируется в учебной деятельности. И  наша задача, задача каждого педагога, так организовать обучение, воспитание, коллективную и индивидуальную жизнь ученика, чтобы это чувство стало потребностью, нормой поведения, убеждением на всю жизнь.

 

Список литературы:

 

  1. qooql.kz
  2. Благова О.В. Методика преподавания русского языка с учетом преподавания регионального компонента. – Ростов н/Дону; Феникс, 2006г-с 57.
  3. Материалы ГУ «Костанайского районного государственного архива»

Сарсенбаева Г.Х., учитель русского языка

 ГУ «Абайская основная школа» отдела образования

 акимата Костанайского района

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*