Одним из направлений программы «РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ» является внедрение проекта «Сакральная география».
Сакральная география – это система знаний о соотнесении тех или иных объектов на земной поверхности с категориями священного”.[1]
Священный — ( в узком смысле) нечто, связанное с религиозным культом. В широком смысле – а) нечто особенно дорогое, глубоко чтимое, заветное;
б) нечто такое, на что нельзя посягнуть;
в) места, связанные с культом предков, творческими личностями, историческими событиями, знаменитые природные урочища и т.д.[1] Все это – объекты исследования краеведческой работы.
Краеведение – одно из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно — познавательных задач с воспитательными происходит здесь естественно, органично.
Под региональным компонентом следует понимать „систематическое и последовательное включение в образовательный курс русского языка материалы краеведческой работы”.[2]
Задачи, которые решаются в ходе использования данного опыта, -это:
- Нравственное развитие детей, формирование умения по- новому «взглянуть» на окружающих их людей, соседей, одноклассников;
- Подготовка учащихся к «жизни» (помочь детям найти «свое» место в жизни, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины);
- Формирование гражданственности, чувств патриотизма и гуманизма (научить детей уважать себя, свою семью, свой язык, свой край, весь народ).
Занятия с привлечением краеведческого материала строятся с опорой на знания, полученные детьми на уроках по другим предметам; таким образом, успешное решение поставленных задач в значительной мере может быть достигнуто за счет реализации межпредметных связей с географией, историей, литературой, экологией, изобразительным искусством.
Учащиеся Абайской школы на протяжении многих лет занимаются поисково- краеведческой работой. Результатом многолетних трудов было открытие школьного музея. Не останавливаясь на достигнутом, ребята продолжали поиски данных, связанных с историей родного края: исследовали захоронения 30-х годов, работали с архивными документами в Костанайском районном государственном архиве. Позднее ими было предложено (в рамках районного проекта) включить в «Карту священных мест родной земли» место бывшего детского дома, открытого в годы Великой Отечественной войны, и захоронения 30-х годов прошлого века. Кроме этого, собранный материал по истории родного края развивает творческие способности детей: они активно монтируют видеоролики, презентации, пишут сочинения, стихи, которые отправляют наразличного рода конкурсы. Знаменательно и то, что со своими работами ученики выступают и на НОУ: работа «Проблема питьевой воды села Абай» выиграла 1 место в районном этапе конкурса НОУ, затем приняла участие в областном заседании и работа «История моего села в судьбах односельчан и школы» заняла 2 место районный этапРеспубликанского конкурса научных проектов «Зерде» для 5 – 7 классов.
В какой форме можно использовать материалы краеведческой работы и на каком этапе? Это зависит от творческого отношения учителя к планированию урока. Например, текст из научной работы ученицы 8 класса Лопатка Милены, связанный с историй возникновения школы и села.
«В начале XX столетия на данной территории не было сел Абай, Новоселовка и Осиновка. С царских времен на территории современного развлекательного комплекса «Белая юрта» существовал родовой аул керменов из рода жаппас. В ауле жили зажиточные люди, поэтому они обучали детей грамоте. Как таковой школы не было, обучением занимался мулла, переходя из юрты в юрту. Учили детей арабскому письму, об обучении девочек и речи не было. В канун войны, в конце 30-х годов, репрессии коснулись и этого аула. Об обучении временно забыли.
Потребность в учебе возникла в годы войны, когда построили недалеко от современного Абая детский дом для детей-сирот. Тогда же в данную местность привезли первые семьи репатриированных немцев. По воспоминаниям одной из них, Эммы Гильденбергер, их бросили в открытой местности, для житья они рыли землянки. Расселялись они вокруг детдома, устраивались работать туда же. Эмма Гильденбергер долгое время работала в детдоме библиотекарем».
8 класс (традиционный урок) | 7 класс(обновленное содержание образования) |
· Примечание: в 8 классе этот текст можно использовать при комплексном анализе текста, либо при изучении отдельных тем. Уроки в 7 классе полностью строятся на языковом тексте, поэтому он может быть использован как рабочий материал. | |
Уроки развития речи: 1) Комплексный анализ текста. Примерные вопросы для задания: ¾ Определите тип текста, стиль речи. ¾ Определите основную мысль текста. ¾ Приведите примеры сложного предложения, простого. ¾ Объясните правописание приставок в словах «недалеко, расселялись, привезли». ¾ Произведите грамматический (синтаксический, лексический, фонетический, морфемный, словообразовательный) разбор выделенных предложений (слов, словосочетаний) 2) Напиши по тексту изложение. Озаглавь его. | Раздел «Зачем нужны знания» Учащиеся должны научиться: 7.1.2.1.-определять основную мысль, опираясь на структуру; 7.1.7.1.- строить аргументированный монолог(описание, повествование, рассуждение); 7.2.2.1. – выявлять структурные части и их элементы (предложения, абзацы), раскрывающие основную мысль;
|
Используется при изучении таких тем, как: ¾ «Приложение, знаки препинания при приложениях» — дети- сироты; ¾ «Однородные члены предложения» — „не было сел Абай, Новоселовка и Осиновка ”, „рыли землянки, расселялись, устраивались … ”. ¾ «Обособленные члены предложения» — „ обучением занимался мулла, переходя из юрты в юрту”; ¾ «Вводные слова и предложения» — „ По воспоминаниям одной из них”; ¾ «Уточняющие члены предложения» — „ По воспоминаниям одной из них, Эммы Гильденбергер ”; „В канун войны, в конце 30-х годов, ”; | Раздел «Народ и ландшафт» Виды речевой и мыслительной деятельности: v Обсуждение прочитанного, ответы на поставленные вопросы; v Извлечение главной и второстепенной информации;
Языковые цели: v Выписать опорные слова; v Соотнести ключевые слова и словосочетания с излагаемой мыслью; v Составление кластера. |
Виды работы: ¾ Словарная работа: правописание любых морфем: безударные гласные в корне слова, правописание приставок, правописание Н и НН в суффиксах, удвоенные согласные и т.д.; ¾ Лексическая работа: репатриированные, репрессии, развлекательный комплекс и т.д.; ¾ Любой из видов разбора; ¾ Составление схем предложений. ¾ Переписать, расставляя знаки препинания и т.д. |
|
Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, поэтому ни один урок сегодня не проходит без их использования. Современные дети умеют создавать творческие и исследовательские работы, выполненные с использованием ИКТ: презентации, проекты, фрагменты видео и т.д. Например, созданные по заданию учителя географии проекты по изучению темы «Лесостепная зона» были использованы на уроках русского языка:
Фрагмент урока «Знаки препинания при обособленных членах предложения» в 8 классе (традиционный урок):
- Оргмомент: психологический настрой, оформление работы. Вступительное слово учителя: «Мы завершаем тему «Обособленные члены предложения». К концу подходит зима, этим темам будет посвящен наш урок. Но сначала мы просмотрим первый видеоролик «Зимняя сказка», который вы смонтировали в 2015-2016 у.г на музыку Чайковского «Времена года» о природе нашего села Абай. И настроимся на урок».
- Актуализация знаний:
- Экспресс- опрос: Что значит обособление? Чему мы учились на протяжении этих уроков? Какие члены предложения чаще всего выступают обособленными? Чем они выражаются?
- Распределительная работа:
Покрытая мягким пушистым снегом; слепя глаза ярким светом, скованные льдом, не шелохнувшись, разряженные узорчатым инеем; — распределить словосочетания по столбикам: деепричастный оборот и причастный оборот.
**** графически объяснить условия правописания НН в суффиксах причастий; выделить суффиксы деепричастий.
- Творческая работа: реконструировать текст, вставив обособленные члены предложения. Выделить их как члены предложения.
Вся земля кажется застенчивой невестой. С чистого зимнего неба светит солнце. Реки и озера замерли до весны. Маленькие елочки спят в глубоком снегу. Деревья кажутся царственными в своем величии.
- Сравнительный анализ –диктант. Воздух, зимний и чистый, приятно бодрит. Все замерло в ожидании весны, радостной и светлой. – чем отличаются данные ОБЧП?
- Вывод учеников об условиях обособления.
- Просмотр второго видеоролика – «Притяжение земли» о красоте сел Осиновка, Абай. Авторы: Добрякова Ксения, Лопатка Милена, руководитель Бабчук С.С. Использована та же музыка Чайковского П.И., но в современной аранжировке.
— анализ стихотворения Абай: нахождение обособленных членов предложения, объяснение условий обособления, сравнительный оборот.
— вывод: что повторили в этом стихотворении?
— грамматический анализ последнего предложения.
— записать эссе по мотивам видеоролика с использованием обособленных членов предложения.
Данные видеоролики можно использовать при изучении раздела «Природа Казахстана и России» при составлении синквейна, эссе (языковые цели) в 7 классе (обновленное содержание образования)
В ходе краеведческой работы очень часто дети работают с архивными материалами, обращаясь в ГУ «Костанайский районный государственный архив» отдела внутренней политики акимата Костанайского района.[3]Представленные образцы можно использовать при изучении понятий ,,публицистический стиль”, ,,официально – деловой стиль”,
Активно участвуя в творческих и исследовательских работах, проектах, создании презентаций, видеороликах, ученик выступает в ней как субъект, соавтор, единомышленник со всеми теми, кто задумывает дела, планирует их, осуществляет, контролирует, находит средства более эффективной организации, подводит итоги выполняемой работы. В процессе этой работы: изучение истории родного края, нахождение подтверждающих документов, встречи со свидетелями событий, ветеранами труда, как итог – создание музея — у ученика формируются определенные чувства, понятия, суждения, стремления к благородным поступкам. Гордость за своих земляков, уважение, чувство долга перед ними, честь, дружба, формируемые в процессе работы, умение увидеть прекрасное в «малой родине», стремление сохранить ее, бережное отношение к ее природе, историческим местам, гордость за свою «малую родину» — это и есть патриотизм. Это чувство формируется в учебной деятельности. И наша задача, задача каждого педагога, так организовать обучение, воспитание, коллективную и индивидуальную жизнь ученика, чтобы это чувство стало потребностью, нормой поведения, убеждением на всю жизнь.
Список литературы:
- qooql.kz
- Благова О.В. Методика преподавания русского языка с учетом преподавания регионального компонента. – Ростов н/Дону; Феникс, 2006г-с 57.
- Материалы ГУ «Костанайского районного государственного архива»
Сарсенбаева Г.Х., учитель русского языка
ГУ «Абайская основная школа» отдела образования
акимата Костанайского района