Home » Учебно-методические материалы » Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников

Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.

Учителя постоянно задают себе такие вопросы? Какой объем знаний необходимо  иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно? Как обучать правописанию? Каковы способы усвоения орфографии в начальных классах?

Известный психолог Д.Н. Богоявленский писал, «что для формирования орфографического навыка необходимо создание таких условий, чтобы орфографический навык складывался как действие, полностью осознанное»

В.В. Репкин и А.М. Захарова обозначают орфографические действия для детей, поступающих в школу, принципиально новыми. Общий принцип орфографического действия может и должен быть выделен уже на первых этапах обучения грамоте.

Период обучения грамоте-очень ответственный для формирования орфографических навыков. Принципиально важно именно в данный период создать предпосылки для успешного развития орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим и написанным, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь не столько от буквы к букве, сколько наоборот-от звука к букве.

Действие наблюдений существенно возрастает, если дети в это время получают представление о сильной и слабой позициях звуков. Для формирования полноценных орфографических обобщений необходимо попробовать в обратном направлении: звучание-написание (например, носи и насос). После того, как учитель добился того, что все прочитали слова правильно: /на/си/на/сос, я предлагаю отгадать по первому слогу (произносит слог/на/). Как правило, дети торопятся сказать «насос». Тогда прошу еще раз прочитать слова так, как их надо говорить, и снова повторяют задание, чтобы убедить детей в том, что первый слог в обоих словах произносится одинаково /на/, хотя пишется по-разному. Обобщаю: один и тот же безударный звук /а/, в русских словах может быть обозначен как буквой – а (насос), так и буквой –о (носи), может посылать за себя на письменную работу то букву а, то букву о. Обобщение можно представить в виде схемы А/А/О. Именно это наблюдение становится основанием для того, чтобы считать букву любого безударного гласного звука в слове опасным местом, а значит, делает понятным, почему в Прописи подчеркнута не только буква о в слове КОРОВА, но и буква в слове ТРАВА. Такая работа явялется началом формирования понятия « орфограмма», научить обнаруживать их очень важно для успешного решения задач последующего обучения.

Исходя из этого, нужно формировать систему понятий, раскрывающих содержание фонетического принципа письма и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографических действий. Исходным материалом является выделение слова в качестве объекта действия и изучения. Такое выделение также опирается на номинативную функцию слова. Важным моментом является введение способа выделения слова из потока речи, позволяющие ребенку включить в своих действиях как самостоятельные, так и служебные слова. Следующий шаг заключается в выделении звуковой формы слова и в формировании способов звукового анализа, позволяющих представить слово звукового анализа, позволяющих представить слов как последовательность звуков (вводится модель, отображающая его звуковую структуру). Выделение и анализ отношений между звуковой структурой слова и его значением (номинативным) позволит выделить фонетические (смыслоразличительные) качества звуков речи: гласные, согласные звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные, то есть перейти от оперирования звуками к работе с фонемами.

При морфологической трактовке ведущего принципа главным оказывается установление факта совпадения или несовпадения буквенного и звукового состава слова. А для этого есть только один путь: сравнение уже известного написания  с его звучанием, т.е. путь от буквы к звуку.

Фонема –единица функциональная. Звуки, представляющие одну и ту же фонему, акустически могут быть разными. И наоборот, один и тот же звук, может быть «представителем» разных фонем. Из фонетического принципа вытекают три правила, на которых базируется орфография:

Первое правило-безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова:

Тропинка-тропы, в корзинке-в стене.

Второе правило-«сомнительные» согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными. (сонорными: глаза-глаз, колоски-колосок)

Третье правило- мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если она сохраняется и перед твердым согласным или на конце слова.

Бантик-бант

Встанете-встань

Все эти правила по сути своей единичные: «они учат проверять вариант фонемы ее сильной реализацией, которая дана в сильной позиции».

Одновременно это позволяет-организовать отработку орфографических навыков на основе единого алгоритма орфографического действия:

-нахождение звука в самой позиции;

-выяснение, в какой части слова находится данная орфограмма;

-подбор друг слов, имеющих в своем составе ту же морфему;

—выделение среди подобранных слов то, в котором нужный звук находится  в сильной позиции;

-обозначение звука в самой позиции той же буквой, которой обозначается звук в сильной позиции.

При обучении на фонемной основе можно еще до того как будет усвоена вся система токсических и грамматических значений слова, научить находить подавляющее число орфограмм, зная признаки слабых позиций для гласных и согласных.

Под ситуацией затруднения следует понимать такое состояние пишущего, когда он испытывает потребность узнать правило, чтобы выбрать письменный знак.

По моему мнению, чтобы решить орфографическую задачу и правильно написать безударную гласную в корне, ученик должен проделать следующие умственные операции-«шаги»:

  1. «Ориентировочный», предлагающий, что ученик услышит безударный гласный и установит, в какой части слова этот безударный находится;
  2. Если безударный гласный находится в корне, решить, какой это безударный,-проверяемый или непроверяемый;
  3. Если безударный является проверяемый, проверить его, т.е. изменить слово и подобрать родственное, так чтобы гласный звук находился в сильной позиции; если безударный гласный непроверяемый надо посмотреть в словаре как оно пишется

Задача данной статьи-показать возможные пути развития орфографической зоркости, начиная с периода обучения грамоте, используя примеры работы с безударными гласными- и звонкими и глухими согласными. Один из путей может быть в использовании на уроках орфографических сказок.

Рассмотрим пример таких сказок.

«Однажды гласные А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные А и О стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и звали его на помощь, когда им было нужно»

Орфографические сказки помогают учить детей не только видеть орфограммы, но и выполнять орфографические действия.

Опыт показывает, что только проведение целенаправленной, систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать положительный результат; при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Использованная литература:

  1. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика-в рифмовках занимательных. М.,Просвещение 2007.
  2. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся. М.Эксмо, 2005.
  3. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Томск.Пеленг, 1992.

 

Суйналина Кульжан Хабибуловна,

учитель начальных классов

средней школы-лицей № 27,

 г. Актобе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*