Home » статьи » Формативное оценивание как эффективный инструмент для улучшения состояния преподавания и обучения

Формативное оценивание как эффективный инструмент для улучшения состояния преподавания и обучения

Главное — нужно оценивать не личность ребенка, а его работу с учетом

тех условий, в которых она выполняется

С.Т. Шацкий.

На сегодняшний день в содержании образования произошли существенные изменения: приоритет с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был смещен на формирование компетентностей учащихся. Это в свою очередь повлекло за собой и изменения в системе оценивания.

Известно, что те ученики, которым трудно дается учеба, теряют интерес к обучению, у них пропадает желание учиться. Новый  подход к преподаванию и обучению в системе оценивания учащихся поможет решить эту проблему. Этот «новый» вид оценивания называется «формативным» или «оцениванием для улучшения обучения» и оно призвано формировать личность учащихся. Такая система оценивания позволяет отслеживать достижения учащихся на индивидуальном уровне, что значительно способствует повышению качества образования. Ключевыми компонентами формативного оценивания, позволяющими улучшить обучение являются: 1) обеспечение эффективной обратной связи с учеником; 2) активное участие учащихся в процессе собственного обучения; 3) постоянная корректировка педагогической деятельности с учетом результатов оценивания; 4) повышение уровня мотивации; 5) умение оценивать свои знания самостоятельно.

Взаимооценка помогает ученикам предоставлять друг другу необходимую обратную связь для взаимообучения, взаимоподдержки и обеспечения им возможности рассуждать, обсуждать, объяснять и критически оценивать друг друга. Успешная взаимооценка может помочь развить самооценку и обеспечить, в перспективе, готовность учащихся возлагать на себя возрастающую ответственность за свой собственный прогресс в обучении.

Существует множество приемов поощрения учеников при самооценивании и взаимооценивании, которые не ограничены лишь  выставлением отметок за работу. «Самооценка — это оценка самого себя, своих достижений и недостатков» [3,с. 567.]

«Самооценка намного легче вводится в учебный процесс, если у школьника нет другого опыта оценивания, если он не испытывал влияния внешних оценок, то есть сразу стал обучаться в режиме развивающего обучения, приобретая навыки самооценивания и самоконтроля… Главная роль устной оценки учителя, осуществ­ляемой после самооценки учащегося, заключается, во-первых, в уравновешивании высказанных учащимся суждений о плюсах и минусах своей работы, чтобы не дать школьнику себя захвалить или почувствовать вечным неудачником, а во-вторых, в развитии на основе констатирующей части самооценки ее проектировочной функции, то есть обучение ребенка самостоятельному определению программы своей деятельности на очередной этап работы» [2, с. 63-65].

Общим для всех стратегий формативного оценивания является наличие определенных критериев, таких, к примеру, как степень успешности урока по результатам выполненной работы или вопросы учащихся друг другу в период презентации и т.д. Четкие критерии оценивания могут быть использованы в качестве основы, на которую учащиеся будут опираться при разработке своих собственных схем оценивания.

«Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся. Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. В то же время более осторожно начали подходить к возможности использования результатов оценки в целях педагогической и селективной диагностики.

Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества:

они должны быть «валидными» (четко соответствовать программам преподавания)

объективными и стабильными (т. е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего)

доступными (т. е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны государству)» [4, с.6].

Участие учеников в их собственном оценивании или оценивании их одноклассников дает им возможность быть вовлеченными в обучение и стимулирует ответственность за свое познание, чем просто информирование учителя о ходе учебного процесса. Ученики должны учиться тому, как оценивать себя и других в соответствии с определенными критериями успеха. Учителям необходимо оказать поддержку своим ученикам в этом вопросе. «Необходимо обучать учащихся тому, что оценивание должно происходить на основе критериев, а не на основе эмоций. Сущность самооценивания и взаимооценивания заключается в следующем: дети могут оценить себя только тогда, когда у них есть цели, которых они должны добиться в процессе учения, и понятные критерии оценки»  [1, с.47].

Формативное оценивание дает возможность учителю работать с каждым учеником на индивидуальном уровне и на систематической основе, диагностировать недостаточное овладение материалом учащимися на ранних этапах и помогает учителю организовать учебный процесс, а ученику – нести ответственность за свое образование. В рамках формативного оценивания учителям предлагаются различные формы отслеживания достижений учащихся. Применение форм и методов формативного оценивания становится в настоящее время одним из важнейших критериев новой системы оценки работы учителя. Результаты такого оценивания можно применять для выработки рекомендаций по улучшению преподавания и обучения. Формативное оценивание больше, чем другие методы оценивания, способствует углублению понимания учеником материала, а также побуждает его задуматься, как этот материал анализировать и применять в жизни.

«В работе «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как

способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» (П. Блэк и Д. Уильям) выделяют следующие компоненты формативного оценивания:

  1. Обеспечение учителем эффективной обратной связи учащимся.
  2. Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
  3. Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
  4. Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
  5. Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно» [1,c.13]

В своей практике преподавания я использовала различные приемы формативного оценивания. Техники формативного оценивания можно использовать как эффективные инструменты для измерения уровня усвоения материала, прогресса обучающихся в процессе

познания. Такие виды техник формативного оценивания как: «Светофор», «Сигналы рукой», эссе, речевые образцы, «Измерение температуры» и так далее я применяю при объяснении темы, а обучающиеся используют их при выполнении заданий. Результаты оценивания можно использовать для выработки рекомендаций по улучшению обучения. Обучающимся предлагаю практиковать ведение дневников по самооценке собственной деятельности. Дневники по самооценке создаются для того, чтобы тренер и слушатели могли дать оценку приобретенным компетентностям. Дневники помогают получить представление об уровне прогресса обучащегося и предпринять соответствующие шаги для улучшения процесса обучения. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.

Для проведения взаимооценивания тренер может предложить слушателям проверить работу сокурсника. С этой целью в своей тренерской практике часто использую прием «Две звезды и одно пожелание», когда обучащиеся комментируют работы друг друга, они определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «пожелание». Формативное оценивание может мотивировать ученика, вызвать у него интерес к процессу своего познания. Этот вид оценивания способен обеспечить более быструю обратную связь, чем суммативное оценивание.

На семинарах-практикумах учителя активно обсуждают и высказывают свои мнения о применении новых форм оценивания, о его эффективности, предлагают пути решения возникающих проблем. После внедрения и применения новых форм оценивания многие учителя отмечают большой позитивный сдвиг в своей работе. Они отмечают, что стали более творчески подходить к своей работе, больше уделять внимание каждому ученику. Ученики же, в свою очередь, стали более активными, ответственными, у них появился интерес к учебе, что является главным фактором успешного усвоения материала и достижения хороших результатов. Учителя также отмечают, что хотя некоторые новые вводимые формы оценивания им были знакомы и раньше, при применении формативного оценивания, как системы, работа учителя становится более эффективной. Однако в процессе внедрения формативного оценивания многие учителя сталкиваются с некоторыми трудностями и проблемами, такими, как наличие огромной бумажной работы, непонимание недостаточность времени. Многие учителя стараются применять те инструменты и формы оценивания, которые соответствуют их собственным методам и стилям преподавания, они адаптируют эти методы и подходы.

Заинтересованность и желание применять новые методы оценивания растет с каждым днем. Его стараются применять не только молодые специалисты, но и педагоги с многолетним стажем. В целом учителя отмечают сдвиг и прогресс у учеников, их заинтересованность в учебе, проводят мониторинг применения формативного оценивания. «Необходимым условием обновляющейся школы становится поиск новых способов оценивания школь­ников, исключающих субъективизм учителя, часто об­рушивающийся на голову ребёнка как приговор. Учитель должен применять различные виды оценочных шкал, чтобы постепенно исключить из употребления такие ярлыки, как «хорошист», «троечник». При этом в процедуре оценивания должна преобладать деловая ориентация, а не личностная, то есть оценка процесса деятельности обя­зана превалировать над оценкой результата. Стимулирование и поощрение надо направить на успешное освоение школьниками приёмов учебной деятельности, способов формирования в себе лучших Нравственных качеств — таких, как старательность, настойчивость в достижении поставленной перед собой задачи, организованность».[2, с.36]

Каким образом можно способствовать формированию мотивации в учебном процессе? Одной из целей оценивания является формирование мотивациии обучащихся к целенаправленному учению. Существует целый ряд научно разработанных способов повышения мотивации в учебном процессе. Их использование поможет избежать многих трудностей, связанных с процессом оценивания. Хочу привести пример мотивирующих приемов из методического руководства  «Мотивирующие методики»

ƒ. Требования должны быть высокими, но реалистичными.

ƒ. Ставьте задачи вместе с учащимися.

ƒ. Четко разъясняйте, что необходимо, чтобы добиться успеха по вашему предмету.

ƒ. Для развития внутренней мотивации, вместо слов «должен», «требую», употребляйте

слова «интересно, как ты сможешь…», «попробуй» и т.п.

ƒ. Избегайте создания атмосферы конкуренции среди учащихся.

ƒ. О своем предмете всегда говорите с энтузиазмом и вдохновением.

ƒ. Создавайте «ситуации успеха».

Построение урока

ƒ. Всегда исходите из сильных сторон и интересов учащихся.

ƒ. Увеличивайте сложность изучаемого материала постепенно.

ƒ. Используйте как можно более разнообразные методы и техники обучения.

ƒ. Акцентируйте внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках.

ƒ. Никогда не угрожайте отметкой.

ƒ. Тесты должны способствовать познанию, а не внушать страх.

Мотивация путем комментирования работы, выполненной учащимися

ƒ. Обратная связь должна быть своевременной.

ƒ. Вознаграждайте успех (словом, жестом) и не просто похвалой, а положительным конструктивным комментарием.

ƒ. Давайте учащимся почитать работы друг у друга и оценить как положительные стороны,

так и то, что нуждается в доработке (без отметки!).

ƒ. В первую очередь всегда отмечайте положительные аспекты, а затем уже критикуйте.

Негативная обратная связь должна быть очень специфичной и направленной на слабые стороны работы, а не на учащегося.

ƒ. Никогда не унижайте учащихся публичным разбором слабых сторон и оскорбительными комментариями.

ƒ. Предоставляйте учащимся возможность подумать, не торопитесь с подсказкой.[1, с.45]

 

Список использованной литературы:

  1. Сост. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство – Б.: «Билим», 2012г
  2. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. М-2002 г
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка, 20-е изд. 1989

4.А.А. Красноборова. Критериальное оценивание. Пермь 2010

Резюме

Представленные в статье материалы будут полезны учителям школ и преподавателям колледжей; специалистам и работникам управления образования, заинтересованным в освоении и внедрении инноваций.

В статью включены примеры программ педагогических мастерских с учебными материалами, мотивирующие методики и она посвящена проблеме оценивания в учебном процессе.

Приемы оценивания рекомендуется планировать специально для улучшения диагностирования прогресса обучающихся в достижении ими ожидаемых результатов и улучшения процесса преподавания и обучения.

Вниманию читателя предлагаются также разнообразные приемы формативного оценивания.

 

Абдибаева Сауле Кенжебековна,

главный специалист отдела методического обеспечения

инновационного развития

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Алматы,

Романенко Светлана Феликсовна,

учитель математики школы-гимназии

№ 51 г. Бостандыкского района города Алматы

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*