Home » статьи » Инновационные  технологии на уроках русского языка

Инновационные  технологии на уроках русского языка

Уразбаева Бахтигул Кушбаевна
Преподаватель русского языка и литературы
школы -лицея имени Каныша Сатпаева,
Казыгуртского района, Туркестанской области

Эпиграф: Использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.

Именно этой цели — воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

В условиях нового отношения к жизни, в свете новых требований к современному образованию не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Ведь объективной необходимостью в нынешнее время  является  не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника  как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

Обучение русскому языку по инновационным технологиям – это организация учебного процесса по-новому, ориентированная на стремление учащихся к активной коммуникативной деятельности, к диалогу,  включение в познавательную деятельность его эмоционального, интеллектуального потенциала.

Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, прочность знаний, умений и навыков, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Применение  инновационного обучения актуально в личностно-ориентированном обучении, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.

Основными целями инновационного обучения являются:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  • формирование личностных качеств учащихся;
  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  • формирование ключевых компетентностей учащихся.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

  • повышение мотивации, интереса к изучаемому предмету;
  • усиление познавательной деятельности;
  • создание комфортной обстановки, атмосферы взаимопонимания и поддержки в процессе коммуникации на изучаемом языке
  • раскрытие творческого потенциала, развитие инициативы
  • создание комфортной обстановки, атмосферы взаимопонимания и сотрудничества ученика и учителя в процессе коммуникации на изучаемом языке;
  • тщательный отбор материала и способов его подачи.

Какие  современные  технологии  имеют  большие преимущества в повышении качества и прочности получаемых знаний? Применение каких инновационных методов учителем  превращают деятельность учащихся в активный и самостоятельный поиск? При каких условиях урока развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся? И, как следствие, параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности?

Каждый педагог рано или поздно сталкивается с выбором эффективной технологии обучения. А так как приоритетным сегодня является личностно ориентированное обучение,  оно предполагает такое педагогическое руководство, которое позволило бы учащимся проявить личностные функции (искать во всем смысл, строить образы и модели своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и т. д.)

При использовании инновационной методики в обучении русскому языку и литературе я успешно применяю на своих уроках следующие технологии:

  • Развивающее обучение;
  • Проблемное обучение;
  • Развитие критического мышления;
  • Технология “Метод проектов”;
  • Дифференцированный подход к обучению;
  • Создание ситуации успеха на уроке;
  • Информационные технологии.

В основе вышеназванных технологий  обучения лежат следующие приемы:

  • ассоциативный ряд;
  • опорный конспект;
  • мозговая атака;
  • групповая дискуссия;
  • синквейн;
  • эссе;
  • ключевые термины;
  • перепутанные логические цепочки;
  • дидактические игры;
  • лингвистические карты;
  • лингвистические задачи;
  • исследование текста;
  • работа с тестами;
  • задания поискового характера;
  • нетрадиционные формы домашнего задания.

Остановлюсь лишь на некоторых из них.

  • Эссе —жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.

Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

Ребята, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. 5-минутное эссе обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме.

Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

 

  • Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.
  • Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Последние годы довольно часто использую на своих уроках синквейн как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

Хотя синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое сообщение, актуализация полученных ранее знаний и систематизация материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

 

  • Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Обучаемый  может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют учащихся  обобщать, систематизировать материал по теме.

Таким образом, инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в скучную рутинную работу. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». А сколько они будет гореть? Не потухнут ли? Не будут ли еле-еле мерцать? Это во многом зависит от учителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*