Home » статьи » Формирование межпредметных знаний у младших школьников как фактор оптимизации образовательного процесса

Формирование межпредметных знаний у младших школьников как фактор оптимизации образовательного процесса

Токбергенова Чолпан Акынтаевна
директор частной школы для начальных классов ТОО «ISIMJAN-1»
Джамбульская область, Кордайский район.

Формирование межпредметных знаний у младших школьников как фактор оптимизации образовательного процесса

Аннотация
Статья посвящена исследованию формирования межпредметных знаний у младших школьников Казахстана посредством использования дидактических игр во внеурочной деятельности. В современных условиях образовательной системы Казахстана межпредметные связи играют ключевую роль в развитии критического и системного мышления, а также способствуют синтезу знаний из различных областей. Рассматриваются теоретические основы межпредметных связей, значимость дидактических игр в образовательном процессе и различные виды внеурочной деятельности. Приводятся примеры успешного применения дидактических игр в казахстанских школах, подтверждающие их эффективность в улучшении уровня межпредметных знаний. Исследование основано на актуальных данных и включает рекомендации для дальнейшего совершенствования образовательного процесса.

Ключевые слова
Межпредметные связи, дидактические игры, внеурочная деятельность, начальная школа, критическое мышление, образовательный процесс.

Введение
В современном образовательном процессе Казахстана особое внимание уделяется межпредметным связям, которые являются важным инструментом для формирования целостного мировоззрения у младших школьников. В условиях ускоренного научно-технического прогресса и необходимости решения комплексных задач в системе образования межпредметные связи играют ключевую роль в развитии критического мышления и способности к синтезу знаний из различных областей. В данной статье рассматриваются особенности и методы формирования межпредметных знаний у младших школьников Казахстана с использованием дидактических игр во внеурочной деятельности.

Значение межпредметных связей в образовательном процессе
Межпредметные связи способствуют повышению научного уровня обучения, отражают естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывают его материальное единство и формируют систему взглядов учащихся на природу, общество и труд. Важность таких связей отмечается и в казахстанской системе образования, где акцент делается на развитие диалектического и системного мышления, гибкости ума и умения переносить и обобщать знания из различных предметов и наук.

Эти связи особенно важны в начальной школе, когда закладываются основы будущего восприятия мира. Например, использование межпредметных связей на уроках литературы и истории помогает ученикам лучше понять культурный контекст и исторические события, как это было показано на примере интегрированных уроков в Назарбаев Интеллектуальных Школах.

Роль дидактических игр в формировании межпредметных знаний
В казахстанских школах дидактические игры используются как эффективное средство формирования межпредметных знаний у младших школьников. Игры способствуют развитию познавательной активности, стимулируют интерес к изучаемым предметам и обеспечивают практическое применение полученных знаний. Особое значение дидактические игры приобретают во внеурочной деятельности, где создаются дополнительные возможности для развития и совершенствования знаний, умений и навыков.

Например, в 2022 году в Алматы была проведена серия внеурочных мероприятий с использованием дидактических игр, разработанных на базе опыта Международной школы Алматы, которые показали высокую эффективность в улучшении межпредметных знаний у младших школьников. Эти мероприятия подтвердили, что игры могут стать мощным инструментом для комплексного развития учащихся.

Виды и формы внеурочной деятельности
В Казахстане внеурочная деятельность включает различные формы и методы, направленные на реализацию межпредметных связей. Среди них можно выделить следующие:

  1. Интеллектуальные клубы и кружки: Занятия, организованные в рамках таких клубов, направлены на углубленное изучение предметов и развитие межпредметных знаний. Например, в 2023 году в Астане была запущена программа интеллектуальных клубов при содействии Назарбаев Университета, что позволило учащимся применять теоретические знания на практике.
  2. Познавательные экскурсии и викторины: Мероприятия, которые позволяют ученикам применять теоретические знания на практике, усиливают взаимосвязь между различными дисциплинами. Так, в прошлом году ученики одной из школ Караганды участвовали в викторине, посвященной культуре и истории Казахстана, что позволило укрепить знания по литературе, истории и географии.

Примеры дидактических игр

  1. Игра «Первоклассник»:

— Дидактические задачи: Закрепление знаний о предметах, необходимых для учебы в школе, воспитание собранности и аккуратности.
— Игровая задача: Сбор портфеля первокласснику.
— Игровое действие: Соревнование, кто быстрее и аккуратнее соберет необходимые учебные принадлежности.

  1. Игра «Магазин игрушек»:

— Дидактическая задача: Развитие умения выделять первый звук в слове.
— Игровая задача: «Покупка» игрушки.
— Игровые правила: Игрушка продается только при правильном определении первого звука в ее названии.

Эти игры не только развивают познавательные навыки, но и способствуют социализации детей, их адаптации в школьной среде, что особенно важно в начальной школе. Например, результаты исследований, проведенных в 2021 году в КазНПУ имени Абая, показали, что использование дидактических игр значительно улучшает уровень межпредметных знаний у детей младшего школьного возраста.

Заключение
В условиях современного казахстанского образования межпредметные связи и дидактические игры являются мощными инструментами для формирования целостного мировоззрения у младших школьников. Включение таких методов в образовательный процесс способствует развитию критического и системного мышления, гибкости ума и умения переносить и обобщать знания из различных областей. Таким образом, дидактические игры и межпредметные связи играют ключевую роль в подготовке младших школьников к успешному решению современных задач.

Литература

  1. Толмачева Ю.С., Муромцева О.В. Формирование межпредметных знаний у младших школьников в процессе использования дидактических игр во внеурочной деятельности. ‑ Белгород, 2016.
  2. Иванова А.Е. Инновационные подходы к обучению в начальной школе. ‑ Москва: Просвещение, 2020.
  3. Омарова А. Как трансформировать высшее образование – руководители 28 вузов РК прошли обучение. https://www.zakon.kz/sobytiia/6416225-kak-transformirovat-vysshee-obrazovanie—rukovoditeli-28-vuzov-rk-proshli-obuchenie.html?ysclid=lwatvd9dwx336006311
  4. Межпредметная интеграция как условие обеспечения целостного подхода в организации образовательного процесса в детском саду «Мирас» г. Астана https://www.foundation.kz/ru/hronika.html
  5. Ахметов Н.К., Нурахметова А.Р. Технология создания учебных игр // Сибирский педагогический журнал. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-sozdaniya-uchebnyh-igr (дата обращения: 17.05.2024).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*