Урок русского языка в 5 классе.
Цель урока: сформировать понятие о роде имён существительных.
Задачи:
Образовательные: продолжить формирование знаний об имени существительном, как части речи, закрепить понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные», формировать умение определять род имен существительных.
Коррекционно-развивающие: развивать и корригировать лексический запас учащихся, орфографическую зоркость, память, внимание, активизировать познавательную деятельность.
Воспитательные: воспитывать интерес к учёбе, родному языку, усидчивость.
Образовательные ресурсы: предметные картинки, разноуровневые карточки, таблицы, учебник, интерактивная доска.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Ход урока.
I Психологический настрой.
Ну-ка вместе подтянулись
И друг другу улыбнулись,
Прозвенел уже звонок
Нам пора начать урок.
II Постановка целей и задач.
Всему название дано — и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз, и нам не удивительно,
Зовутся все эти слова именами….(существительными)
Дайте определение имени существительному. (Имя существительное — это
часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? или что?)
— Назовите имена существительные.
— Имя существительное как часть речи очень древнее. Оно появилось в речи
наших далёких предков первым. И сейчас в общении имя существительное
употребляется чаще остальных частей речи.
— Сегодня мы с вами, ребята, продолжим путешествие по стране имён существительных, повторим всё, что уже знаем о нём. Узнаем, что существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
III Минутка чистописания
Напиши по образцу: р р р рот род рыба рысь река
IV Повторение.
— К какой части речи относятся написанные слова? По какому принципу их можно сгруппировать? (одушевлённые и неодушевлённые) Как изменяются имена существительные? ( по числам ) .
ИГРА « Измени слово»
Рука — ……. Собака-………
Нога -……. Коза -………
Река -……. Паук -………
V Работа над новой темой.
— Настало время рассказать вам удивительную историю, которая произошла в стране имён существительных.
В некотором царстве , в некотором государстве жили имена существительные и были они очень похожи, даже царь путал их. И вот однажды он издал указ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки отличия, тот будет награждён».
Жили в этом царстве муж с женой. Жадные они были. Услышали они про указ и с жаром принялись за работу. Для начала они решили все слова между собой поделить. Муж кричит: «Он мой!». А жена кричит: «Она моя!» Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала им. Задумался царь: «Как же быть?» и издал указ: «Те слова, которые забрал себе муж – будут мужского рода. Слова, которые забрала себе жена – женского, а те слова, которые не достались никому — среднего рода». В придачу, для определения рода, дал слова-помощники: он мой, она моя, оно моё. Указ этот действует и поныне.
Знакомство с правилом из учебника.
Физминутка. Давайте отдохнём, но отдых должен быть полезным. Если слово мужского рода — встаёт первый ряд , женского -второй ряд, среднего- третий ряд.( Река, доска, дерево, ветер, сад, солнце, книга, окно, карандаш, стекло )
VI Актуализация знаний.
А) Письменная работа. Разноуровневые задания ( индивидуальная самостоятельная работа по карточкам).
1 уровень | ||
М.Р. | Ж.Р. | СР.Р. |
Распредели слова в три столбика по родам: КОЗА, ОСЁЛ, НЕБО, ЗЕМЛЯ, СОЛНЦЕ, САД, КНИГА.
2 уровень
Укажи в скобках род имён сушествительных: Повар ( ), щука( ), село ( ), небо ( ), оса ( ), цветок ( ), яблоко ( ), конь ( ), радуга ( ).
3 уровень
М.Р. | Ж.Р. | СР.Р. | |
слон | + | ||
ручка | + | ||
полотенце | + | ||
кепка | + | ||
солнце | + | ||
тигр | + | ||
Тетрадь | + | ||
сосна | + |
Мы узнали, что имена существительные могут быть 3-х родов. Для
определения рода имён существительных мы используем слова-помощники. Назовите их.
Физминутка ( СЛАЙД )
В) Дидактическая игра »Слова». Я буду показывать предметные картинки, а вы должны показывать мне сигнальные карточки.
Разно уровневое задание. (учащиеся 1 уровня показывают карточки – М.р., Ж.Р., СР.Р., учащиеся 2 уровня (слабо читающие) карточки трёх цветов : красный — М.Р., жёлтый- Ж.Р,, зелёный- СР,Р. ( Слайд 1 )
Картинки: солнце, груша, карандаш, яблоко, линейка, лист ,кот, сыр, окно, дерево, тарелка.
Сделаем вывод. (Чтобы определить род существительного нужно
использовать слова-помощники: он — мой, она — моя, оно — моё.)
С) Самостоятельная работа. Взаимопроверка. (Слайд 2 ).
– Давайте теперь проверим ваши знания и умения определять род существительных.
Задание: Расселите существительные по домикам ( стрелочками)
Д) Выборочное списывание . Выпишите только слова среднего рода: конь, село, машина, озеро, след, домино, стекло, река.
Зачитайте слова, которые выписали. Вы отлично справились с работой.
VII Рефлексия.
— Понравился ли вам урок?
— Что узнали нового?
— Как определить род существительных?
Савенкова Ирина Владимировна,
учитель-дефектолог
специальной (коррекционной) школы-интерната № 1,
г. Петропавловск