Home » Детский сад » Роль книги в воспитании детей дошкольного возраста

Роль книги в воспитании детей дошкольного возраста

А когда Вы в последний раз читали вместе со своим ребёнком? Как часто вы читаете своему малышу? Опыт показывает, что современные дети знают очень мало сказок, мало интересуются книгами. В век высоких технологий и информатизации книгу сменили планшет, ноутбук, мобильный телефон, интернет и мультфильмы. Но что видят с экранов наши малыши? Чему их учат современные мультфильмы? Разве может сравнится сказка, прочитанная мамой с просмотром мультфильма по телевизору! Я думаю, нет. Ритм современной жизни заставляет многих родителей заменить эту замечательную традицию – чтение сказок перед сном на интернет, аудиосказки, компьютерные развлечения и телевизионные программы. Бесспорно, они выручают, но всему должно быть свое место и время. Дети словно «губка» впитывают все, что видят и слышат вокруг себя. И чем больше хорошего и доброго они видят и слышат, тем добрее и позитивнее становятся они сами. А ведь учеными установлено, что ребенок, которому регулярно читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит много новых и уже знакомых слов. Читая вместе с мамой или папой, ребёнок не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки. Помимо того что совместное чтение оказывает положительное влияние на развитие детей, это ещё и отличный способ для Вас и Вашего малыша стать ближе друг к другу, передать свои чувства. Дорогие мамы и папы, время так быстротечно, не скупитесь отдавать его своему ребёнку. Выделите пол часа, выключите телевизор и интернет, пусть малыш сам выберет книгу, которую хочет прочесть, усадите свою кроху рядом и прочтите ему (ей) сказку. ВЫ обязательно получите огромное удовольствие и ваш ребёнок обязательно это оценит. А может быть потом он или она так же будет читать своим детям. Так и родилась ведь эта традиция когда-то, давайте же не будем ее забывать. И помните«Сказка греет, сказка лечит, сказка учит жить!»

С чего начинается литературное воспитание ребёнка?

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, к книжной культуре; стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, то есть, всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека; различать литературные жанры.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским, казахским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.

Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.

Так, например, дети четырех лет, с наслаждением слушая стихотворение

С. Я. Маршака «Усатый – полосатый», невольно вытягиваются, вовлекаются (мысленно) в игры и проделки девочки с котенком. Вместе с героиней произведения они искренне возмущаются непонятливостью, упрямством котенка, удивляются его глупости («Вот какой глупый котенок!»). Встретясь же вновь с любимой книжкой в старшем дошкольном возрасте, ребенок обнаруживает в ней новое содержание. Оказывается, из двух персонажей котенок не самый глупый. В словах «Вот какой глупый котенок!» для детей звучат уже теплый юмор автора, его легкая и тонкая насмешка над маленькой, незадачливой героиней.

В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолога – педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования. Литературное произведение захватывает личность ребенка целиком, и в этом проявляется развивающее значение чтения.

Детям о писателях.

В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. К старшему дошкольному возрасту у ребенка должны сложиться и первые представления о писателях. Для этого работа педагогов должна вестись в системе. Знакомя дошкольников с новыми произведениями уже известного им автора, воспитатель всегда называет его имя, напоминает о его книгах, которые были прочитаны ранее. В старших группах целесообразно выделять специальное время для рассказывания детям о жизни писателей и их книгах.

Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребенка. Подобные рассказы воспитателя знакомят детей с А. С. Пушкиным, Л. Н. Толстым, В. В. Маяковским, К. И. Чуковским, С. Я. Маршаком. Наблюдения показывают, что дети охотно откликаются на стремление педагогов ближе познакомить их с любимым автором.

Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:

— факты из жизни писателя, приводимые рассказчиком, должны быть точными и научными, то есть, опираться на известные в литературоведении материалы, а не легенды;

— изложение должно быть образным, интересным. Для этого можно использовать опубликованные рассказы о писателях, написанные специально для детей, воспоминания современников и др.;

— рассказ должен быть доступным дошкольнику. Не следует приводить даты (хронология не понятна ребенку). Можно использовать перифразы, например: это было очень давно, когда не было еще не только ваших мама и пап, но даже ваших бабушек и дедушек, или: это было так давно, что не только электричества и телевизоров не было, но даже и поезда еще не ходили.

— Рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, в нем должны найти место сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям.

— Рассказ должен быть оснащен богатым наглядным материалом, подготовленным заранее (портреты, фотографии, репродукции, выставка книг в уголке книги, иллюстрации к произведениям писателя и др.). Воспитателю следует уделять большое внимание качеству демонстрационных материалов, хорошо продумывать организационные моменты;

— чтобы рассказ был доступен ребенку, лучше опираться на понятное ему, а то, с чем он знаком практически. Например, почти в каждом городе есть улицы, библиотеки, театры, названные именем и т. д.;

— особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя. Личное создаст нужную тональность, которая сблизит рассказчика со слушателями. Если воспитатель сможет рассказать о своем отношении к писателю, о первой встрече с его книгами, это будет ничем не заменимым творческим началом в подобном виде работы с детьми.

После рассказа возможна длительная интересная совместная с детьми и родителями деятельность: чтение книг в детском саду и дома, прослушивание грамзаписей, сбор иллюстративного материала и составление альбома, экскурсии к памятным местам, творчество детей по мотивам произведений (лепка, аппликация, рисование, инсценирование и т. п., посещение выставки, театра, просмотр кинофильма, организация вечера развлечений. Таким образом, знакомство дошкольников с писателем и его творчеством должно осуществляться в системе.

Художественная литература — это кладовая развития речи детей, источник познания ценностных жизненных ориентиров. Советую использовать мой опыт коллегам других дошкольных учреждений.

Свиденко Наиля Эмильевна,

воспитатель,

 ГККП Детский сад № 36 «Аққу» при акимате

 города Кокшетау

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*