Задание. Натюрморт из трех предметов.
Цель урока. Познакомить учащихся с колористическими возможностями
изображения натюрморта, сформировать умение создавать цветовое единство
изображения.
Задача.
- Обучающая — изучение и закрепление знаний колорита в натюрморте.
- Развивающая — развитие наблюдательности, внимания, художественного вкуса, воображения учащихся.
- Воспитывающая — воспитание интереса к предмету, отзывчивости,
целеустремленности, стремления к получению положительного результата.
Метод работы. Наглядно-иллюстративный
Оборудование и материалы.
Для учителя: доска, предметы для натюрморта ,таблица с этапами выполнения работ, образец педагогического рисунка, очки.
Для учащихся: лист А 3 с рисунком, банка, кисти, краска.
Репродукции картин: И. Грабарь «Неприбранный стол», Т.Маврина «Васильки на окне», В. Ван Гог «Подсолнухи», натюрморты К.Коровина, Е. Те «Натюрморт с веером».
План урока.
- Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.
- Объяснение нового материала.
- Практическая работа учащихся.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Цветовое единство изображения.
На предыдущем уроке мы изобразили композицию натюрморта, а сегодня предстоит работа в цвете. Вспомните, какие основные компоненты составляют живописное полотно?
(Композиция, рисунок, колорит)
— Действительно, первое — это композиционное расположение фигур на картине, вторым является рисунок. С рисунка начинается дальнейшая творческая работа над натюрмортом, третий компонент живописи — это все разнообразие красок, оттенков, тонов, пятен света и тени или как называют художники, колорит. Колорит в живописи — один из главных средств создания художественного образа.
Колорит от латинского color-цвет, краска, а в живописи система соотношений цветовых тонов и их оттенков, образующих определенное единство. В природе все предметы, хотя и имеют свои собственные оттенки цвета, но вместе с тем между ними существует связь. Ни один цвет нельзя вводить в изображение, не согласовав его с общим цветовым состоянием. Цвет каждого предмета, как на свету, так и в тени должен быть родственным этому цветовому целому. В нем должен присутствовать единый для всех оттенок светового потока. Цвет неподчиненный общей тональности колорита, кажется чуждым, случайным и разрушает цветовую целостность. (Показываю композицию из цветовых пятен, одна композиция с неправильным цветовым пятном)
- В какой композиции цвет не подчиняется общей тональности?
(Ответ учеников)
Французский художник 19 в. Эжен Делакруа писал в своем Дневнике: «Если мы бросим взгляд на окружающую нас обстановку, мы заметим, между вещами, которые мы видим, существует своеобразная связь, созданная окутывающей их атмосферой и разнообразными отражениями света, которые, так сказать, вовлекают каждый предмет в общую гармонию».
Колористическое единство изображения акварельными красками иногда
достигается художниками механическим путем. Для этого, во все оттенки, которыми изображаются предметы, вводится одна и та же краска, этих же результатов добиваются предварительной прокладкой тем или иным цветом. (Показываю на плакате). Этот цвет просвечивает через последующие наложения красок и объединяет их.
Таким образом, гармоничный колорит — это прежде всего совокупность цветов картины, объединенных между собой тоновым и цветовым состоянием освещения. Природные цвета предметов сами по себе редко бывают гармоничными. Однако они всегда выглядят объединенными и сгармонированными именно благодаря общему освещению и отражению от стен, пола, потолка, вещей и т.д. Общее освещение и отражение гасят все резкое по цвету.
В целях уяснения роли цвета освещения А. И. Куинджи широко использовал цветные стекла. Он советовал своим ученикам рассматривать природу через оранжевые или сине- зеленые стекла и этим самым искусственно видеть особенности колорита захода солнца или лунной ночи. Именно от выбора цвета зависит настроение картины. Колорит натюрморта может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным. (Показываю цветовую композицию, ученики должны угадать настроение картины)
- Какая из композиций показывает: грусть и радость?
(Ответ учеников)
В произведениях живописи можно увидеть, как меняется образ пейзажа,
натюрморта оттого, в каком колорите художник пишет свое произведение:
сближенном, контрастном, холодном или теплом.
- В каком колорите выполнен натюрморт Ван Гога «Подсолнухи»?
(Ответ учеников)
Да, с помощью теплой солнечной гаммы художник хотел выразить свои
дружеские чувства другу. И наоборот, в холодном колорите написан натюрморт Т. Мавриной «Васильки на окне», а желтые одуванчики еще больше подчеркивают синеву и холод букета.
- В каком колорите написан натюрморт И. Грабаря «Неприбранный стол»?
(Ответ учеников)
Е.Те «Натюрморт с веером» создает тоску и грусть, написан сдержанных тонах.
Колорист К.Коровин великолепно подбирал для своих картин краски. Краски подобные голосам инструментов в оркестре сливаются в гармоничное звучание целое.
А теперь давайте закрепим пройденный материал.
- Какую роль играет колорит в натюрморте?
- Как можно создать цветовое единство?
(Ответ учеников)
Сегодня мы с вами будем писать этюд. Но в целях уяснения цвета освещения используем очки с голубыми и светло- коричневыми стеклами. Самая главная задача, создать цветовое единство изображения. Учащиеся приступают к выполнению практической работы.
- Практическая работа. Учащиеся выполняют этюд. Во время практической работы провожу целевые обходы.
- Контроль организации рабочего места.
- Контроль правильности выполнения работы.
- Помогаю учащимся, испытывающим затруднение.
- Контроль качества выполнения работы.
- Итог урока.
- выставка работ,
- заключительное слово учителя
- Домашнее задание: принести краски акварельные, А3 с этюдом.
Перевозчикова Алевтина Александровна,
педагог ИЗО,
Школа искусств имени М.Толебаева,
Жамбылская область, Кордайский район