В статье рассматривается необходимость применения информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в целях активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории. Автор делится своим опытом в методике использования ИКТ, которые выступают как совокупность методов и средств накопления, обработки, сохранения и передачи информации.
Модернизация казахстанского образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменения подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию мыслительной деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная система образования не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача системы образования — воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Если для преподавателей естественно-математического цикла данная проблема не является острой, так как информационные технологии напрямую связаны с преподаванием физики, информатики, математики и многие темы требует применение инновационных технологий и интерактивных средств обучения, то для учителей гуманитарного цикла, данное нововведение вызывает опасение, на сколько оно может прижиться на их уроках.
Использование ИКТ, должно быть осознанно учителем и отвечать целям и задачам, которые преследует тот или иной педагог. Применение информационных технологий заставляет пересматривать планирование и содержание учебного предмета. Это требует соответствующей подготовки от педагога. И здесь возникает противоречие между сложившейся подготовкой учителя, носящей универсальный характер и необходимостью на практике решать профессионально педагогические задачи, требующие от него не только фундаментальных знаний по предмету, но и соответствующих профессиональных умений использовать средства новых информационных технологий в образовательном процессе.
Исходя из значительного педагогического опыта, сегодня можно смело утверждать, что ИКТ, как средство обучения, имеют определенные дидактические функции. Они незаменимы на стадии чувственного восприятия изучаемых объектов и явлений. При этом наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления с изучаемым объектом (через абстрактное мышление). Для более полного запоминания и усвоения учебного материала учащимися необходимо задействовать как можно большее количество каналов восприятия информации. Очень эффективно это можно сделать с применением графических и мультимедийных возможностей компьютера. Таким образом, ИКТ выступает как совокупность методов и средств накопления, обработки, представления, сохранения и передачи информации.
Однако, важно помнить, что применение ИКТ обеспечит необходимый педагогический эффект только при условии соблюдения определенных дидактических требований. С. П. Новиков [1] выделяет следующие требования:
— Информация, получаемая с помощью ИКТ, соответствует современным научным представлениям;
— По уровню сложности и объему она доступна учащимся для понимания.
— Учебная информация, получаемая с помощью ИКТ, согласуется с базовым учебником по конкретному предмету.
Таким образом, урок с применением ИКТ — это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения информационно коммуникативных технологий, где они выступают как средство для достижения поставленной цели и решения задач. Компьютерные технологии позволяют реконструировать жизнь общества в различные периоды истории, в различные эпохи. Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов. Их можно применять вместе с другими педагогическими технологиями, например, традиционной [2].
Цель педагогической деятельности в рамках изучения истории — способствовать созданию условий для более успешной социализации индивида в современном мире через использование новых информационных технологий. Поэтому задачами в области преподавания истории сводятся к следующему:
— формирование у учащихся умений поиска, анализа и отбора необходимой учебной информации;
— овладение ими конструктивными способами учебной и социальной коммуникации;
— познание ими исторических закономерностей, явлений и событий;
— использование и применение ими полученных знаний в реальной жизни [3].
Исходя из данных задач, задачами в области ИКТ сводятся к следующему:
— Внедрение ИКТ в образовательный процесс;
— Развитие информационной культуры учащихся;
— Оперативное распространение актуальной информации;
— Организация внеурочной проектной деятельности учащихся;
— Расширение возможностей в применении наглядности [4].
Для достижения данных задач, необходимы следующие принципы:
- Принцип деятельности;
Который позволяет коренным образом изменить роль учащегося: он является не объектом, а субъектом познавательной деятельности.
2.Принцип минимакса;
Согласно которому учебное содержание должно соответствовать максимальному уровню изучения истории, что обеспечивает освоение минимального уровня, то есть уровня, задаваемого стандартом.
- Принцип вариативности;
Который позволяет ставить учащихся в позицию выбора, где из большого объема учебного материала они должны выбрать только тот, который соответствует определенным требованиям.
- Принцип творчества;
Этот принцип позволяет включать в план урока задания, для выполнения которых учащемуся потребуется придумать собственный метод [5].
В своей педагогической практике, я стараюсь организовать уроки с использованием ИКТ на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Так на уроках изучения нового материала использую демонстрационную программу, которая позволяет в доступной, яркой, наглядной форме представить учащимся теоретический материал. Образовательные программы имеют в своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое событие с комментарием диктора.
Использование информационных технологий на уроках истории имеет свои методические возможности и преимущества.
Они выражаются в следующем:
— повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;
— возможность научить учащихся применять компьютерную технику для решения учебных задач, для обработки учебной информации;
— организация индивидуальной работы учащихся, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;
— повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
— развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;
— формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры учащихся [6].
Электронные пособия позволяют осуществить тройное сопоставление: «Событие — термин — изображение», что способствует формированию системы изучения нового понятия. Например, при изучении вопроса о египетских пирамидах с помощью мультимедиа можно представить процесс их строительства (событие), далее дается определение понятия «пирамида» (термин), а затем рассматривается ее изображение.
На уроках — практикумах учащиеся совершенствуют свои умения, заполняя контурные карты, таблицы, делают выводы, работают со статистическими материалами, таблицами. Можно предложить учащимся дополнительную зрительную и слуховую информацию с интернета. Для практического занятия должны быть определены цели, правильно подобраны соответствующие задания. Для активизации познавательной деятельности можно включить в работу игровые моменты, это оживляет восприятие учащимися материала, вызывает интерес к изучению предмета, развивает творческие способности. Например, я использую кроссворды, игровые варианты работы.
Кроме того, активно применяю в учебном процессе электронные учебники, которые представляют собой большую часть традиционного учебно-методического комплекса по курсу. В них входит одновременно и собственно учебник, и рабочая тетрадь, и атлас, и подробная хронологическая таблица, и хрестоматия с достаточно полной подборкой документов, и видеофрагменты, и справочник с современной поисковой системой. Их использование значительно облегчает работу преподавателя.
Для подготовки тематических презентаций по истории используются программы: POWER POINT с помощью которых создаются слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео и звуковых записей, видеофильмы и видеоролики.
Презентации удобны тем, что при подготовке легко отбирается именно тот материал, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Кроме того, презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например, я считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, таблицы, справочные материалы и т. д. Это позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени.
Достоинством использования презентаций является увеличение темпа урока. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала [7].
Уроки с использованием информационных технологий особенно нравятся учащимся, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче. Все этапы урока эмоционально ими переживаются. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету и учебе в целом. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний.
Роль педагога является ключевой в формировании информационной культуры учащихся [8]. Внимание учащихся, степень освоения ими получаемых знаний зависят от умения учителя правильно организовать занятие. Работа должна предусматривать наличие обратной связи, потребность которой определяется степенью сложности учебного материала. При применении ИКТ на уроках очень важны индивидуальный подход, учет личностных и психологических возможностей учащегося, его возможности активно взаимодействовать с носителем информации. В зависимости от индивидуальных особенностей: характера обучаемости, уровня образовательных умений, степени мотивации необходимы соответствующие коррективы и варианты индивидуальной работы.
Таким образом, эффективность обучения с применением ИКТ зависит во многом от профессиональной подготовки учителя. Поэтому ему необходимо постоянно заниматься повышением квалификации, в первую очередь, за счет самообразования.
Манар Торебековна Шергалиева,
Айгерим Абаевна Ибатова,
преподаватели ПЦК СГД
ГККП «Высший аграрно-технический колледж»