Ключевым звеном в развитии любого общества, компании и семьи является ценность человеческого капитала.
Современный этап мирового научно-технического и социально-экономического развития характеризуется коренным изменением роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста и определяет будущее страны.
Президент Казахстана в своем Послании «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» отмечает: «вопросы качества и доступности образования … касаются каждой казахстанской семьи».
Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества, экономическому росту страны. Организация экономического сотрудничества и развития пришла к выводу, что если для жителей определенной страны среднестатистический срок обучения увеличивается на год, это повышает валовой внутренний продукт данного государства на 3-6%. Увеличение ассигнований на образование на 1% ведет к увеличению валового внутреннего продукта страны на 0,35%.
Президент Нурсултан Назарбаев неоднократно указывал, что все успешные страны сделали ставку на «умную экономику», а для ее создания следует, прежде всего, развивать человеческий капитал. В мире расходы государства на развитие образования давно уже не рассматриваются как социальные затраты — это инвестиции, приносящие доход. И в глобальной конкуренции побеждают те страны, которые системно продвигают собственный образовательный потенциал.
Благодаря каждодневному труду многотысячной армии педагогов казахстанское образование достойно позиционируется в международном образовательном пространстве.
И в данном направлении Интеллектуальные школы, по замыслу Президента, должны содействовать развитию интеллектуального потенциала нации. А выпускники школ призваны внести весомый вклад в повышение благосостояния и конкурентоспособности Казахстана.
Главная задача Интеллектуальных школ заключается не только в подготовке конкурентоспособных выпускников, но и в развитии системы среднего образования Казахстана путем трансляции своего опыта, в обеспечении равного доступа к качественному среднему образованию для всех.
Для выполнения задачи, поставленной Президентом, Интеллектуальные школы разработали инновационную образовательную модель, которая интегрирует лучший казахстанский и международный опыт.
Мы можем гордиться тем, что образовательная программа Интеллектуальных школ получила признание за рубежом и в стране. Так, Национальный центр по признанию квалификации Великобритании признал Сертификат выпускника 12 класса Назарбаев Интеллектуальных школ сопоставимым международно-признанной квалификации GCE A-Level. Совет министров образования и культуры федеральных земель ФРГ признал Сертификат выпускника 12 класса Назарбаев Интеллектуальных школ для прямого доступа к обучению в вузах Германии. Назарбаев Университет признает Сертификаты Международного экзаменационного совета Кембриджского Университета, который выдает НИШ, и принимает учащихся, имеющих высокие баллы, на 1 курс, минуя программу предуниверситетской подготовки Foundation. С сентября 2018 года выпускники Назарбаев Интеллектуальных школ имеют возможность поступать на 2 курс программ бакалавриата восьми ведущих университетов Казахстана, признавших Сертификат выпускника Интеллектуальной школы.
Глава государства также отметил, что «система и методики обучения Назарбаев интеллектуальных школ должны стать единым стандартом для государственных школ. Это станет завершающим этапом в реформах школьного образования.»
Хотелось бы пояснить, что из себя представляет система и методика обучения Назарбаев Интеллектуальных школ. В основу организации процесса преподавания и обучения в НИШ положен системно-деятельностный подход, базирующийся на многоуровневой системе целей обучения.
Принцип системно-деятельностного подхода заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Результатом внедрения такого подхода в обучении и преподавании является воспитание высоконравственной личности, способного предвидеть экономически перспективные сферы прикладного применения науки, развивать идеи, которые будут востребованы экономикой завтрашнего дня, прагматично оценивать собственные открытия и идеи, превращая их в капитал, работающий на благо гражданина, сообщества, Республики Казахстан, мира в целом.
Ведь вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет качественно новые требования к системе образования. В зону ответственности учителей входит развитие человеческого потенциала, а также развитие навыков, умений и компетенций, которые будут нужны в XXI веке и конкретно для поколений Y и Z. Мы живем в эпоху динамичных информационных, технологичных изменений, и человек должен оставаться в эпицентре.
Особенно важно, что в Послании этого года, прозвучавшем в преддверии Дня учителя, казахстанские педагоги увидели высокую оценку своего труда, внимание к решению проблем людей, вовлеченных в систему образования.
В послании Главы государства были четко отмечены ряд важнейших аспектов в образовании такие как: усиление работы школьных писхологов, уже на старших классах проводить профессиональную диагностику и ориентировать детей на наиболее востребованные специальности, воспитание в подрастающем поколении чувства патриотизма и любви к Родине через детско-юношеские объединения «Сарбаз», по аналогии с бойскаутским движением. Также, в рамках новой инициативы «Познай свою землю» было отмечено о возрождении массового школьного туризма по регионам страны. Хотелось бы отметить, что многие из вышеперечсиленных проектов уже успешно реализуются в интеллектуальных школах страны более 10 лет. Именно столько времени прошло со дня основания Главой государства идеи создания Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».
Айтпукешев Айдарбек Тулепович,
директор филиала
«Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления»
города Атырау
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»