Человек так же мало знает о себе, как и об окружающем мире. Невозможно постичь все. Воплощение мечты Фауста — всего лишь литературная фантазия, уже много десятков лет не дающая покоя людям своей волнующей возможностью быть всем…
Как бы ни пытались ученые и исследователи объяснить на первый взгляд совершенно необъяснимые явления, сколь разумные и рациональные доводы не приводили бы, все равно окружающий мир остается для человека тайной.
Так и каждый человек — отдельный мир — хранит в себе великое множество
загадок. Постичь тайны в самом себе, познать себя, — вот заманчивая и вполне достижимая перспектива для личности. Достижимая, но не простая.
Для того чтобы разобраться в самом себе, понять, что движет теми или иными порывами и поступками, человек должен уметь объективно оценивать свои действия и их результаты. При этом не менее важно умение учитывать реакцию окружающих на собственные поступки и делать верные выводы, основываясь на отношении к себе других людей.
Человек рождается в социальной среде, упорядоченной предыдущими поколениями. И первые годы социум для ребёнка ограничивается его родителями и ближайшими родственниками. По мере понимания ребёнком чего от него добиваются взрослые, уже непосредственно в мышлении формируется система критериев — «хорошо — плохо».
Таким образом, от оценочных критериев, берущих начало непосредственно в телесных ощущениях и спонтанном эмоциональночувственном общении, по мере взросления человек переходит к критериям, основанным на ментальных конструкциях. Важно подчеркнуть, что такие этапы развития систем социального ориентирования ребёнка — продукт воздействия среды, в которой он родился, и которая была упорядочена определённым образом без всякого его участия. Постепенно ребёнок учится оценивать ситуацию своей жизни «чужими глазами», ибо в процессе воспитания ему были привиты извне как сами критерии оценок, так и конкретное их содержание.
В процессе взросления контакты человека с социумом расширяются: семья, друзья, учебные заведения, производство, средства массовой коммуникации. Поэтапное включение в социальную общность всё большего масштаба сопровождается увеличением масштаба и мощности социального давления, охватывающего все стороны жизни человека.
В результате человек учится вести себя таким образом, чтобы оптимизировать соотношение поощрений и наказаний (т.е. увеличить число плюс — и уменьшить число минус — подкреплений). Так в процессе социализации человеческое «Я» начинает оформляться некоторым представлением о себе: будем называть это Я — концепция.
Прежде всего, возникает вопрос: является ли Я-концепция стабильным образованием и может ли она изменяться в течение жизни? Это важно знать, чтобы понять цель изучения собственной Я-концепции: то ли это будет простой констатацией факта, то ли этот процесс может дать исходную информацию для дальнейшего, осознанного её изменения.
И. Калинаускас убеждён, что Я-концепция, являясь достаточно устойчивым психологическим образованием, всё же поддаётся изменению.
Познание есть процесс личностного переживания, анализа и обобщения уже существующего бытия, тогда как творчество есть процесс личностного создания нового бытия. И познание, и творчество есть объективизация свободы человека. Свободы как возможности становиться и быть кем угодно.
Процесс творчества происходит тогда, когда разрешаются до сих пор неразрешимые противоречия человеческой жизни. Поэтому искусство обретает себя как художественное разрешение противоречий человеческой жизни.
Несмотря на то, что художественное разрешение противоречия в искусстве совершается в объективированной форме — в форме культуры, оно с необходимостью оказывает воздействие на разрешение противоречий в непосредственной стихии человеческой жизни. Оно — как и философия, и религия — тяготеют к постановке и разрешению трагических противоречий человеческого бытия.
Процесс самопознания будет полноценным, когда человек накопит определенный жизненный опыт, так называемый «материал» для познания себя. Зрелая, состоявшаяся личность находится в постоянном развитии, и ей требуется все больше информации о жизни и о себе. Кроме того, не следует забывать, что с каждым этапом самопознания человек меняется, меняет свое отношение к себе и к миру, и это становится очередной ступенью в другом не менее важном процессе — самосовершенствовании. Самопознание и самосовершенствование неразрывно связаны друг с другом.
Можно сказать, что процесс самопознания берет начало в раннем детстве, когда маленький человек сначала учится отделять себя от остальных людей, одновременно ощущая себя как часть небольшого, камерного мира. Этот мир — семья, и ребенку поначалу трудно отделить себя от этой микрогруппы. Именно поэтому малышам кажется, что мир создан для них и вращается вокруг их интересов.
В жизни подростка самопознание оформляется в извечные вопросы: «Все ли со мной так?», «Какой я?», «Чего я хочу?». Это период становления личности, осознания своих способностей и характера. С поиска ответов на эти вопросы начинается процесс самосовершенствования.
Путь совершенства — поиск гармонизации, которая может влиять на самочувствие человека, на его умение наслаждаться и испытывать радость бытия. Гармония личности — это не только согласованность ее сущностных сил и возможностей, ее индивидуально-личностных внутренних процессов, но и тех, которые постоянно переживает человек, общаясь с другими людьми, природой, миром искусства, экономики.
В процессе становления человеческого сообщества совершенствовалось учение о гармонии, как учение о соответствии сил и возможностей человека, его добродетелей, ума, красоты. Поэтому многие специалисты гармонией считают феномен прекрасного в искусстве и справедливые начала в морали.
Гармоничная личность в целом — это оптимально сбалансированная по большинству важнейших своих характеристик личность. У такого счастливого человека преобладают чувства меры, полноты жизни, спокойствия, ощущение интересности жизни. Он ставит себе сложные и подчас трудные задачи, но не сверхтрудные, памятуя о том, что «лучшее — враг хорошего».
О гармонии умственной, духовной, физической каждый человек рассуждает по-своему. Несмотря на то, что мир давно согласился с тезисом «в здоровом теле — здоровый дух», можно считать, что по-настоящему здоровым считается тело, в котором обретается здоровое духовное начало. Но опять-таки: более доступно и приемлемо то, что уже проторило свою дорожку. Какой бы вариант ни предпочли, важным является общение с природой, хранящей много неясного.
Гармоничный человек не ставит себе цели обязательно достигнуть в чем-то максимума. Он больше ориентируется на достижение и сохранение оптимального процесса жизнедеятельности, то есть в большей степени на параметры процесса жизни, а не на некие конкретные предметные результаты. Хотя и достижения имеют для него достаточно важное значение. Он мудр и понимает, что находиться в творческом и разнообразном жизненном процессе в течение всего, по возможности более длительного, отпущенного Природой срока, ощущать себя при этом целостным и здоровым важнее и надежнее, чем достигать каких-то очень высоких престижных успехов (в виде, например, высокого социального положения, богатства, большой власти, покорения сверхсложной вершины и т.п.). Процесс жизни всегда с тобой, тогда как деньги, машина, социальный статус и престиж, власть и т.п. могут в любой момент неожиданно исчезнуть и тем самым больно ударить сильно ориентированного на них человека.
Максимальные достижения очень часто в конечном итоге оборачиваются «пирровой победой» — разрушают здоровье, нарушают хорошие отношения со значимыми и близкими людьми, фанатизируют личность, делают однобоким образ жизни человека и его личность в целом. Т.е. они дисгармонизируют жизнь и не дают длительного и спокойного чувства удовлетворенности ею.
Гармоничное состояние личности предполагает и наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер.
Первые шаги на пути к самосовершенствованию — анализ собственного внутреннего состояния, поступков и своей реакции на поступки и поведение окружающих. Это приводит к тому, что человек постепенно определяет для себя некие идеалы, нравственные образцы, которым он хотел бы соответствовать. На некоторых этапах самосовершенствование невозможно без недовольства собой, переоценки каких-то понятий, в отдельных случаях — даже угрызений совести. Если человек окажется не готов к этому, могут возникнуть внутренние и даже внешние конфликты.
Существуют разные трактовки в описании инструментов, обеспечивающих прогресс на пути саморазвития, духовного становления и преображения личности. Среди этого многообразия встречаются общепризнанные и спорные, главные и второстепенные, важные и необходимые духовные звенья.
Любовь — самый главный «инструмент» и движущая сила духовного развития, так как она инициирует и вдохновляет человека на самые фантастические и немыслимые свершения и подвиги, пробуждая в нём творца и раскрывая лучшие стороны личности и души.
Духовное чтение — изучение священных текстов, религиозных трактатов, сокровищниц вневременной мудрости, философских и психологических трудов прошлого и современности, исследований в области человекознания. Человекознание — это наука, призванная объединить то, что когда-то было целым, истинным и подлинным знанием о разумном и гармоничном существовании человека в трёх мирах: физическом, душевном и духовном.
Самопознанию и самосовершенствованию посвящено множество литературных трудов. Сформировать четкую картину того, что можно было бы в себе изменить, а что, напротив, сохранить и развить, могут помочь и курсы прикладной эзотерики.
Познание и совершенствование себя — увлекательная и захватывающая область, в которой могут открыться такие возможности, о которых человек и не подозревал ранее. Понимание себя приводит и к пониманию тех, кто рядом. А значит, становится важным шагом на пути к гармонии с собой и миром.
Литература
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. Сред. Пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.- с.51-55.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1987.
- Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. — М., 1995. Энциклопедия практического самопознания. — М., 1994.
Ким Юлия Николаевна, педагог-психолог,
КГКП ясли — сад №29«Балдәурен»,
Карагандинская область
г.Сатпаев