Цель: изучение особенности склонения имён прилагательных множественного числа, овладение способом проверки окончаний прилагательных мн. числа; развитие устной и письменной речи учащихся, мышления; воспитание положительного отношения к предмету, умения работать в малой группе
I.Орг. момент.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работою нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из нас ощутит свой успех.
II.Актуализация знаний
1.Самоопределение к учебной деятельности. (Слайд 2)
— Прочитайте: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Г.Паустовский
— Определите, какое это предложение по цели высказывания и интонации.
— С какой интонацией вы его должны прочитать? Прочитайте.
–Что вы чувствуете, когда читаете эти строки?
— О чём это предложение?
-Как писатель говорит о языке?
-Слова какой части речи он использует?
— Назовите художественные определения, как их называют в литературе? (эпитеты)
Писатель выбрал такие определения, которые позволяют представить не только предмет, но и состояние, настроение автора. Кого напоминает поэту наш язык?
Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. Хотите научиться не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка.
2.Повторение
- — Как вы думаете, чтобы разгадать тайну и узнать новое, с чего бы нам следовало начать урок? (С повторения.)
-Запишите имена прилагательные с орфографическими задачами (списывание с доски).
Б_гатый, ме_кий,м_ гучий, в_ лшебный, ру_кий.
— Укажите общие признаки имён прилагательных. (Прилагательные в форме единственного числа мужского рода – в начальной форме)
-Как вы определили число и род имён прилагательных?
2.Групповая работа.
Вам предстоит работа в группах. Подготовьте сообщение об изменениях имён существительных и имён прилагательных по плану. Заполните таблицу. (Карточка)
1.Могут ли имена существительные и имена прилагательные изменяться по числам и падежам?
2.Какая из названных частей речи изменяется ещё и по родам, а какая не может этого делать?
- Какая из двух частей речи, имя существительное или имя прилагательное, главная, а какая – зависимая?
-Занесите данные в таблицу.
Изменяется по числам | Изменяется по родам | Изменяется по падежам | |
существительное | |||
прилагательное |
-Занесите данные в таблицу на доске. (Слайд 3).
Учащиеся каждой из групп по очереди выходят к доске и заполняют таблицу. (Сверка с таблицей на слайде 4).
— Правила бывают не только орфографические. В речи нам приходится соблюдать ещё и правила употребления слов, правила их связи друг с другом.
3.Фронтальная работа с классом.
1.Упражнение
Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые матрёшки.
-Выпишите словосочетания имени прилагательного с существительным. Укажите грамматические признаки имён прилагательных.
III.Постановка учебной задачи
1.Выявление места и причины затруднения.
— Что не смогли определить у этих прилагательных? Почему?
— Как изменяются имена прилагательные единственного числа? (по падежам — склоняются)
— Как вы определяли падеж имён прилагательных множественного числа? (по падежу существительных)
Что мы уже знаем про имена прилагательные во множественном числе? (Слайд 5)
З – Что мы знаем | Х – Что мы хотим узнать | У – Что мы узнали и что нам осталось узнать |
□ прил. во мн. числе в И.П. – ые, — ие |
-Что хотите ещё узнать и научиться?
2.Целеполагание.
— Как же нам разрешить возникшую проблему? Каковы ваши предположения?
(Учащиеся высказывают свои мнения)
— Кто же прав?
— Итак, какая тема нашего урока? Слайд 3.
Тема: «Склонение имён прилагательных во множественном числе»
— Какую цель поставим перед собой, употребляя слово научиться?
(склонять имена прилагательные во множественном числе, правильно писать окончания, использовать прилагательные в устной и письменной речи)
— В каких ситуациях пригодятся нам эти знания? ( в учёбе, в жизни, быть грамотными, чтобы сочинять)
З (что мы знаем) | Х (что мы хотим узнать) | У (что мы узнали и что нам осталось узнать) |
□ прил. во мн. ч. в И.П. – ые, — ие | Падежные вопросы. □ имён прил. во мн. ч. во всех падежах. Склонение прил. во мн.ч. |
3.Построение проекта выхода из затруднения.
— Как вы думаете, что нам предстоит сделать? (просклонять прилагательное во множественном числе).
- Упр.269, с.104
-Зафиксируем окончания имён прилагательных во множественном числе в нашей таблице. (слайд) (Дети – в тетрадях)
И.п. (какие?) -ые, -ие,
Р.п. (каких? ) —ых, -ихВ.п. – одуш. сущ.
Д.п.( каким?) -ым, -им,
В.п. (какие?) -ые, -ие,- неодуш. сущ
Т.п. (какими?) -ыми, -ими,
П.п. (о каких? -ых, -их.
Проверка.
— Что нового узнали о прилагательных множественного числа? (склоняются)
— Вспомните те задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока.
-Подготовьте проект «Окончания имён прилагательных во множественном числе».
2.- Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Сравните свои выводы с данными в учебнике.
— Прочитайте правило (про себя и вслух).
— Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?
— Как определить падеж прилагательных во множественном числе?
IV.Релаксация.
— Ребята, а какое вещество заполняет реки, озёра, моря, ручьи, родники?
— Да, это вода. Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна. Поэтому нельзя загрязнять водоёмы.
— А сейчас сядьте поудобней, представьте, что вы оказались в лесу, около небольшого ручейка.
(Слайд 15). Река. Звук журчащей воды.
— Вы слышите его журчание, ощущаете свежесть, прохладу. Набираетесь сил, наполняетесь энергией и готовы работать дальше.
V.Закрепление
1.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Упр.270, с.104 (Взаимопроверка в парах).
2.Письмо под диктовку. Самоанализ и самоконтроль.
-Запишите предложение, укажите грамматические признаки прилагательных.
Приятно дышать чистым и свежим воздухом на горе Морозной. В выходные дни горожане любят скатиться с крутых склонов.
-Устно дополните 1 предложение, чтобы получился рассказ.
-Разберите второе предложение по членам предложения и частям речи.
Самоанализ работы проводится по плану:
- Что нужно было сделать?
2.Удалось ли сделать без ошибок?
3.Всё ли сделано верно или есть недочёты?
4.Сделал всё сам или с чьей-то помощью?
3.Тест. (Письменно)
- В какой из строчек указаны правильные признаки прилагательных.
В горных реках Камчатки любят охотиться бурые медведи.
а) Т. П. и И.п.
б) П.п. и И.п.
в) П.п. и В.п.
2.Укажи общий признак имён прилагательных в словосочетаниях:
Горячему чаю, по сосновым шишкам, в синей тучке.
Употреблены в форме:
а) единственного числа
б) мужского рода
в) дательного падежа
г) творительного падежа
3.Где все признаки имени прилагательного указаны верно?
Под старыми берёзами виднелся домик лесника.
1) во мн.ч, в ж.р., в П.п
2)во мн.ч., в ж.р., в Т.п.
3) во мн.ч., в П.п
4) во мн.ч, в Т.п
VI.Итог урока.
— Вспомним тему нашего урока.
— Чем отличается имя прилагательное множественного числа от имен прилагательных единственного числа? (Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам, а в единственном — изменяются по падежам и родам.)
— Как определить падеж прилагательного?
— Назовите падежные окончания имени прилагательного во множественном числе. (Слайд)
З – Что мы знаем | Х – Что мы хотим узнать | У – Что мы узнали и что нам осталось узнать |
□ прил. во мн. ч. в И.П. – ые, — ие | Падежные вопросы. □ имён прил. во мн. ч. во всех падежах. Склонение прил. во мн.ч. | Падежные вопросы. □ имён прил. во мн. ч. во всех падежах. Склонение прил. во мн.ч. В.п. с одуш. сущ. (каких?) |
— Как будем действовать при написании безударного падежного окончания имён прилагательных?
Прилагательное детям
Дарит маленький секретик:
В окончанье есть вопрос-
Ты, дружок, не вешай нос.
Легче правил нет на свете –
Что — в вопросе, то – в ответе.
VII.Домашнее задание.
VIII.Рефлексия деятельности.
Я знаю, что …
Я научился …
Я удовлетворён…
Слайд 12. Благодарю за хорош… ответы.
Валуйская Галина Васильевна,
учитель начальных классов
КГУ «СОШ №»23»,
г. Караганда