Home » Образование и здравоохранение » Советы специалистов в области психического здоровья

Советы специалистов в области психического здоровья

На современном этапе развития нашей страны, наряду с позитивными изменениями в обществе, происходит обострение социальных проблем, одной из которых является рост самоубийства. Причинами отклонений являются неблагоприятные семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения, неумение правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. В настоящее время Акмолинская область занимает лидирующую позицию по уровню случаев суицида.

По данным лечебно – профилактических организаций Акмолинской области за 8 месяцев 2017 года число лиц, совершивших самоубийство достигло 122 человек (107 человек в 2016 году), в том числе включая 12 случаев (10 подростков, 2 ребенка) завершенного суицида среди несовершеннолетних (11 случаев в 2016 году (9 подростков, 2 ребенка).

Смертность населения от самоубийств на 100 тыс. населения в области за 8 месяцев 2017 года составляет 16,3 (в 2016 году –14,3).

Смертность несовершеннолетних от самоубийств в возрасте от 15 – 17 лет составила 35,7 на 100 тыс. подросткового населения (32,3 на 100 тыс. подросткового населения в 2016 году).

Приведенные выше данные за 8 месяцев 2017 года пока неутешительны: увеличении числа суицидов на 15 случаев в сравнении с аналогичным периодом 2016 года, а среди несовершеннолетних на 1.

После увиденных цифр навряд ли выстроится очередь к психологам и психотерапевтам, потому что посещение специалистов в данной сфере не характерно для казахстанцев. Преодоление стереотипного отношения к теме суицидов и специалистам в области психического здоровья способно значительно улучшить ситуацию с распространенностью тревожно-депрессивных расстройств. Заметить признаки суицидальных мыслей не так сложно, как может показаться.

Признаки готовящегося самоубийства. 80 % задумавших совершить самоубийство несовершеннолетних предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять. Словесные признаки

— Часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении.

— Шутит на тему самоубийства.

— Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.

Поведенческие признаки

  • Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые личные вещи (книги, видеоигры, гаджеты и т.д.) .Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».
  • Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток долго задерживаться в этом мире не собирается.
  • Прощание.
  • Демонстрируют радикальные перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.

Ситуационные признаки

  • Социально изолирован.
  • Живет в нестабильном состоянии.
  • Ощущает себя жертвой насилия.
  • Перенес тяжелую потерю.

Факторы риска совершения суицида

  • Семейные проблемы. Неблагополучные семьи, где часто возникают конфликты между родителями. Недоброжелательно отношение к ребенку — грубость, унижение, побои. Материальные проблемы семьи. Потеря родителей. Чувство беспомощности и отчаяния.
  • Проблемы интимно-сексуальной сферы. Неудачи в личной жизни, проблемы сексуального характера. измены, унижения, отверженность со стороны родителей при этом они эмоционально зависимы от их внимания, уважения. чуткости.
  • Аддиктивное поведение. Употребление алкоголя, и наркотиков, психоактивных веществ снижает критичность мышления и способность контролировать импульсивное поведение, предвидеть и принимать последствия своих действий.
  • Незрелость личности и определенные черты характера. Слабохарактерность и импульсивность действий. Внушаемость, подражание телевидению, чужие рассказы.
  • Школьные проблемы. Неуспеваемость и неуспешность. Проблемы в общении со сверстниками могут привести к дезадаптации подростка. Потеря контакта или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидальному действию. Этот фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом. Проблемы и конфликты с учителями – подростковый возраст ранимый и восприимчивый, любое высказывание – по мнению подростка необъективное по отношению к нему, да и еще в присутствии одноклассников, сверстников, воспринимается болезненно и чревато последствиями. Отношение учителя к ученику – надменность, отстраненность, изолированность, пренебрежение, чрезмерная строгость.

Таким образом, суицидальными подростками чаще всего становятся либо подростки из неблагополучных семей, либо наркоманы или алкоголики, либо подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят. Судя по формам суицида можно понять, что суициды совершаются либо в состоянии аффекта, либо с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины же суицида различны, их довольно много и они зависят от того, что человек считает действительно ценностью, будь то любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п. Подросток, начинающий задумываться о суициде, всё-таки, надеется, что что-то изменится к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, как ему хочется поделиться своими переживаниями. Тогда он и начинает вести себя так, чтобы привлечь внимание к себе. А задача всех окружающих увидеть это изменение в поведении.

 

Если вы слышитеОбязательно
скажите
Никогда
не говорите
1.«Ненавижу учебу, класс…»«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй»
2.«Все кажется таким безнадежным…»«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»
3.«Всем было бы лучше без меня!»«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»«Не говори глупостей, Давай поговорим о чем-нибудь другом»
4.«Вы не понимаете меня!»«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»«Кто же может понять молодежь в наши дни.»
«Никому не нужны чужие проблемы»
5.«Я совершил ужасный поступок…»«Давай сядем поговорим об этом»«Что посеешь, то и пожнешь!»
6.«А если у меня не получится?»«Если не получится, мы подумаем, как это сделать по-другому»
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»
«Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!»

 

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, склонных к суицидам:

  • определите источник психологического дискомфорта;
  • выясните, как ребенок решал сходные ситуации в прошлом;
  • определите, что может быть полезным для разрешения настоящей проблемы;
  • выясните, что остается позитивно значимым для подростка;
  • научите использовать методы снятия психологического напряжения;
  • попытайтесь уменьшить степень психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение;
  • вселяйте надежду на лучшее будущее;
  • попробуйте сформулировать ближайшую реалистичную цель для ребенка;
  • не оставляйте подростка одного в ситуации высокого суицидального риска.

Работа по профилактике суицидального поведения проводится путём профилактики негативных явлений (вредные привычки в том числе) пропаганды ценностей здоровья и освещения вопросов психологического здоровья.

 

Махметов Тимур Ерсеитович, внештатный суицидолог

Акмолинской областной психиатрической больницы,

 Переплеткина Анастасия Сергеевна,

психолог амбулаторно-поликлинического подразделения

 Акмолинской обласной психиатрической больницы

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*