Home » Внеклассная работа » Сценическое волнение

Сценическое волнение

(к вопросу о подготовке учащегося к публичному выступлению)

В статье рассматриваются некоторые аспекты сценического волнения при публичном выступлении учащихся музыкальной школы или школы искусств. Автор предлагает обратить внимание на подготовку к выступлению уже на ранних этапах обучения с учётом психологических возможностей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: сценическое волнение, концертное выступление, психологическая адаптация.

 Обучение в музыкальной школе – сложный и трудоёмкий процесс, требующий от учащихся упорства, терпения и массу времени. Помимо этого существует весомая психологическая проблема, которая связана с концертным выступлением. Всем известно, что основная форма контроля по специальности в музыкальной школе – это экзамен в виде публичного выступления.

Выступление, как результат напряженного творческого труда учащегося, представляется для него весьма ответственным моментом, в одном случае — в случае удачного выступления, стимулирующим его дальнейший творческий рост, в другом – наоборот. Зачастую «провалы» на академических концертах становятся причиной глубоких эмоциональных и психологических травм и нежелания ребёнка продолжать дальнейшее обучение. И здесь велика роль индивидуальных качеств личности. Разнообразные свойства натуры юного исполнителя, его воля, интеллектуальный потенциал, глубина эмоций, творческая фантазия, — все эти качества, с разной интенсивностью проявляются во время концертного выступления.

В этой связи на первый план выходит проблема сценического волнения, как одна из наиболее актуальных для музыкантов-исполнителей всех возрастов. Переживать данную проблему большинству представителей сценической профессии приходится с первых концертных опытов до завершающих этапов своей карьеры. В ряде случаев это приятное сценическое волнение ожидания встречи со зрителем, нетерпения «поделиться» с ними своим мастерством, в большинстве же (особенно в детском возрасте) – это сложная преграда на пути к успеху, не позволяющая «вынести» весь потенциал своих наработок на сцену.

Как показывает практика, взволнованность, некоторая «приподнятость» настроения перед выступлением вполне естественна и просто необходима, зачастую она «спасает» исполнение и исполнителя от будничности, создаёт ощущение праздника. Но как настроиться на такой лад перед выступлением? Как собраться и донести до слушателя лучшее, на что способен исполнитель? Какие механизмы включить для достижения успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению с публикой?

Эти вопросы волнуют сегодня множество музыкантов-педагогов. Можно утверждать, что и опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он психологически не готов к выступлению. Играет роль и «технический» уровень подготовки. Но даже при безупречной готовности выступление будет зависеть от третьего фактора: от того, что происходит с субъектом до начала исполнения, от его способа реагировать на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессогенным фактором.

Наиболее распространены следующие симптомы «неправильного сценического поведения»: тряска рук, губ, дрожь коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполняемом произведении, просто боязнь выходить на сцену. Все они требуют серьезного подхода, анализа проявлений этих неприятных явлений уже на начальных этапах появления.

Чтобы избежать таких моментов в процессе обучения, необходима тщательная подготовка будущего исполнителя к сцене, где весьма важна роль педагога, который и сам должен мастерски овладеть механизмами психологической саморегуляции и сценическим опытом.

Из опыта педагогической работы музыканта-исполнителя можно сделать заключение, что основным стимулом для работы ученика над произведением является осознание того, что ему придётся исполнить его перед той или иной аудиторией. Поведение ученика на концерте или экзамене, когда он выносит на суд слушателей подготовленную в классе программу, имеет прямую связь со всем предшествующим педагогическим процессом.

Распространённая ситуация: ученик отлично выучил произведение, вполне благополучно исполнил его в классе, но в ответственный момент «выноса» растерялся и сыграл неудачно. По этому поводу в свое время Н. Римский-Корсаков говорил, что сценическое волнение обратно пропорционально степени подготовки. Позволим себе немного не согласиться с великим музыкантом. В ряде случаев, безусловно, причиной неудачи является недостаточная подготовка учащегося к выступлению, плохо выученная программа. Но всё же в большинстве своём это происходит вследствие недостаточно прочно выработанной волевой закалки, неумения контролировать свои эмоции, справиться со своим сценическим волнением. Ведь для того, чтобы хорошо играть в привычной обстановке класса, в присутствии своего педагога нужен сравнительно небольшой запас волевой энергии. Другое дело, когда действие переносится в другой класс при непременном присутствии посторонних педагогов (экзаменационная комиссия), а ещё сложнее – на сцену. Учитывая такие моменты, грамотный педагог должен заблаговременно подготовить прочную базу своего учащегося для удачного выступления. К сожалению, зачастую психологической адаптации к концертному выступлению преподаватели уделяют очень мало внимания.

Мы предлагаем ряд методов, которые могут помочь как педагогам, так и учащимся в решении настоящей проблемы.

Во-первых, уже на первых уроках необходимо начать составлять психологический портрет учащегося. Здесь помогут беседы с родителями о поведении ребенка в публичных местах, в школе, дома, изучение его поведения в классе при общении вне урока и непосредственно на индивидуальном уроке. Профессиональные способности могут проявиться не сразу, поэтому не стоит торопить ребёнка, «давить» на него, лучше дать ему адаптироваться и перестать стесняться педагога. В то же время сохранять дисциплину обучения и стабильность подготовки домашних заданий, регулярность посещения уроков. В течение первых двух-трёх недель педагог уже может составить примерный психологический портрет учащегося, выявить наиболее способных и усидчивых детей, а также определить «слабые» стороны детей.

Здесь позволим себе обратиться к незаменимым исследованиям Л. Бочкарёва в области психологии музыкальных способностей, согласно которым, выделяется несколько периодов школьной жизни ребёнка, каждому из которых свойственны свои «инструменты» творчества. Наиболее важен для нас младший или начальный период школьной жизни, так как именно здесь закладываются базы для дальнейшего успеха.

Так, начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. Это возраст, когда дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач внимательного педагога. С поступлением ребенка в музыкальную школу начинается перестройка всех его сознательных процессов, поскольку он включаются в новый для него вид деятельности: обучение игре на инструменте.

Необходимо помнить о трудностях, с которым приходится сталкиваться учащемуся в силу уровня развития таких качеств как внимание, память, мышление.

Внимание на данном этапе более непроизвольное. Детям тяжело концентрироваться, но они легко могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых  затруднений и внутренних усилий. Также следует выявить, какой из типов восприятия окружающей действительности доминирует у того или иного учащегося: практическое, образное или логическое, — это поможет более продуктивно использовать время урока.

Распространено заблуждение, что детям на первых этапах обучения очень сложно выучивать произведение наизусть. Напротив, память у детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, у них активно развивается механическая память на несвязанные логические единицы информации.

Большое значение для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо повторять упражнения, показанные педагогом в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти же упражнения описываются в образной, а тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок всё прекрасно понимает, рассуждает, обладает богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно выполнить практические задания из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков, что имеет великую роль в обучении игре на инструменте.

Музыкально-художественная деятельность протекает в форме учебной деятельности тогда, когда школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя). При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостном самоценном искусстве явление действительности, его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка пред школьниками предстает как отражение, художественное произведение, диалектики жизни.

Важно помнить, что игра в младшем школьном возрасте имеет для усвоения материала первостепенное значение. Ребёнок воспринимает окружающий мир через игру, которая совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Поэтому урок должен быть максимально занят «игрой» с ребёнком, разнообразными упражнениями в игровой форме. Большой интерес для младших школьников представляют игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими людьми, например, со своим педагогом. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые понадобятся и сослужат хорошую службу при подготовке к концертному выступлению. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и тому подобное.

Говоря о мотивационной готовности ребёнка к обучению в музыкальной школе, следует также иметь в виду его потребность в достижении успехов, самооценку. Потребность достижения успехов должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

Далее для постепенной подготовки к концертному выступлению рекомендуем также регулярно проводить контрольные уроки в классе, когда собираются все учащиеся и слушают друг друга. Первый контрольный урок покажет ориентировочные результаты поведения исполнителя «на сцене», в присутствии зрителей. На более поздних этапах, когда идёт непосредственная подготовка к экзамену или концерту нужно проверить, насколько прочно улеглось в памяти учащегося произведение. Желательно провести ряд публичных репетиций, например, пригласить в класс родителей или разрешить ребёнку выступить перед своими друзьями. А при возможности, устроить небольшой «классный» концерт. Недостатки, выявившиеся во время этих прослушиваний, непременно устраняются на занятиях в классе.

Произведение должно быть проучено тщательно, в деталях (мы не будем рассматривать тонкости работы над произведением, так как это не входит компетенцию данной работы). Когда приближается момент выступления, рекомендуется провести беседы с родителями и детьми. Здесь важно убедить выступающего в необходимости беречь эмоциональные силы не только в день концерта, но и накануне его.

Уже с первых сценических опытов ученик должен усвоить, что концертное выступление – это серьёзное дело, за которое он несёт ответственность перед композитором, слушателем, педагогом и собой. В то же время – это большой праздник. У ребёнка должно остаться впечатление, что концертное выступление — одно из лучших мгновений жизни. В арсенале педагога должны быть «чуткие фразы», при помощи которых можно достучаться до сердца и сознания ученика. Например: «Играй так, чтобы доставить слушателям радость и удовольствие от услышанного, чтобы другому ученику захотелось самому так хорошо играть и приносить людям радость»; «Никто из зрителей не подумает, как ты волнуешься. Они смотрят на тебя как на артиста и ждут чего-то особенного, чуда. Подари его им!» и т.д.

При соблюдении таких простых условий, как правило, выступление на концерте или экзамене проходит успешно, а обучение превращается в приятный творческий процесс.

 

Список литературы

  1. Бочкарёв Л. Психология музыкальной деятельности. М., 2008.
  2. Вопросы воспитания музыканта исполнителя. М., 1983.
  3. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 3. М., 1981.

Гусельникова Милена Владиславовна,

 педагог по классу фортепиано,

школа искусств №1, Казахстан,

г. Астана

 

 

 

 

One comment

  1. Александр Евгеньевич

    Автор статьи актуализирует очень важную тему. Ведь не секрет, что сценическое волнение во время публичного выступления ученика, может в один момент обнулить результат многомесячной работы преподавателя с учеником. Причем, волнение такого рода очень трудно поддается какой-либо корректировке.
    Со своей стороны готов поделиться собственным опытом в этой сфере, так как тоже работаю преподавателем фортепиано в музыкальной школе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*