Home » Учебно-методические материалы » Технологии развития критического мышления

Технологии развития критического мышления

Величайшие события в мире — это те,

которые происходят в мозгу у человека.
Оскар Уайльд

«Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувствственной ступени познания.

Критическое мышление — способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения.

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Перед нами стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира, воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.

Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:

1.Стадия вызова; 2.Осмысление; 3.Рефлексия.

Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности.

Самые эффективные приемы, которые я применяю в стадии вызова – это кластер “гроздь”. Работа с кластером “гроздью” очень проста и доступна всем детям. Приём “мозговая атака” способствует созданию большего количества “гроздей”. Мозговой штурм – своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения.

Не менее эффективны приём “Корзина идей”, “Толстые и тонкие вопросы”, “Лови ошибку”, Верные и неверные утверждения”.

Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”. Этому способствуют методы активного чтения: стратегия “Чтение с остановками”, прием “Дерево предсказаний”, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Для стимулирования внимательного чтения я использую метод “Чтение с разметкой”. Всего отводится 10–15 минут, чтение индивидуальное. Здесь можно использовать прием “Инсерт” – приём маркировки текста, когда учащиеся отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, о чём хочется узнать более подробно.

Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ.

Приём «Взаимоопрос», «Взаимообучение».

Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала

Заключительная стадия урока – стадия рефлексии.  Это “момент истины”, когда становится ясно, правильно ли была организована работа, получены ли ответы на вопросы, появившиеся на стадии вызова.

Приём «Синквейн». Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

Рассмотрев наиболее часто используемые в своей работе приёмы технологии критического мышления, хочется отметить, что они способствуют запоминанию изученного материала, развитию познавательной деятельности, активизируют деятельность обучающихся на уроке. Дети учатся не только овладевать информацией, но и рассматривать её с различных точек зрения, критически оценивать, осмысливать, применять.

Таким образом, на мой взгляд, технология развития критического мышления помогает выстроить совместную деятельность с учениками так, чтобы поиск и творчество давали возможность реализоваться каждому ученику. Мне дорого то, что мои ученики охотно сотрудничают со мной в постижении мира знаний.

 

 

 Арифханова Хилола Махмуджановна,

учительница русского языка и литературы,

 ОСШ №64 им. Ш. Рашидова,

 Южно-Казахстанская область,

Сайрамский район,

село Манкент

One comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*