Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,
Для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
Цель: расширить представления учащихся о большом, многообразном
мире профессий.
Задачи: побудить уч-ся к самостоятельному и ответственному выбору профессии; к активной позиции на рынке труда; к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.
Ход мероприятия
Вступление:
Юношеский возраст — период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Этот период определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития. Считается, что к 15-16 годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Они овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых. Спецификой этого возраста является быстрое развитие способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Главным новообразованием ранней юности является готовность к личностному и жизненному самоопределению.
Жюри: представляется
Максимальная оценка 5 баллов
Ведущий: В игре участвуют две команды учащихся 8-го класса.
1 команда «Профессионалы»
2 команда «Трудоголики»
Команды входят в зал под музыку
Ведущий: Я прошу команды поприветствовать друг друга. Команды читают свои девизы, жмут руки и садятся за столы.
Девиз команды «Профессионалы»: За что не возьмемся в руках все горит,
Пусть сегодня дружба победит!
Девиз команды «Трудоголики»: Работу свою очень любим мы,
Трудимся от зари до зари!
Ведущий: Итак, начинаем нашу игру. От вашего внимания и правильных ответов сегодня сложится успех команды! У вас на столах сигнальные жетоны (красный и синий). Команды слушают вопрос, начинают обсуждение. Когда ответ готов, капитан поднимает сигнальный жетон вверх, определяет спикера и даёт ему в руки сигнальный жетон. Спикер дает ответ. Отвечает первой та команда, которая первой подала сигнал. Это учитывает жюри.
Задание № 1 «Разминка»
Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета труда:
1.Человек – природа
- Человек – техника
- Человек – человек
- Человек – знаковая система
- Человек – художественный образ
Итак, задание: подберите как можно больше примеров профессий определенного типа.
1 команда — «Профессионалы» «Человек – художественный образ»
2 команда – «Трудоголики» « Человек – техника»
Ответы: 1 ком. (художник, режиссер, актер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т.п.)
2 ком. (водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, горнорабочий и т.п.) Кто больше подберет профессий, тот побеждает.
Задание № 2 «Профессиональные анаграммы»
Необходимо разгадать анаграмму, назвать профессию и сферу ее деятельности.
1 команда -«Профессионалы»:
РВАЧ (врач)- медицинский работник
СОПЛО (посол) – дипломатический представитель
ФИАКР (факир)- цирковая профессия
ТЁРКА (актер)- театральная профессия
ТОМАТ+ГОЛОС (стоматолог) зубной врач
РИСК + ПАЧКА (скрипачка) – женщина музыкант
2 команда – «Трудоголики»:
КУЛОН (клоун) – работник цирка
МАРЛЯ (маляр) – рабочая профессия, стройка
АВДОТКА (адвокат) — юридическая профессия
ТРАВИНКА (антиквар) – продавец старинных вещей
БАНЩИК+РАБА (барабанщик) – музыкант, в оркестре
АД+МИНИСТР+РОБА (администратор) – руководящая должность
Ведущий: Молодцы, вы отлично справились с заданием, жюри подсчитывает баллы.
Задание № 3 «Самая, самая, самая…»
Вам необходимо перечислить как можно больше профессий.
1 команда -«Профессионалы»:
«Самая зубастая» и «самая детская»
2 команда – «Трудоголики»:
«самая весёлая» и «самая волосатая»
Выигрывает тот, кто больше профессий подберет
Ведущий: Жюри подсчитывает баллы
Задание № 4 «Домашнее задание»
Ведущий: ВЫ получили задание, подготовить небольшую интересную информацию о редких и исчезающих профессиях. Например (трубочист, змеелов). Рассказы ребят. Молодцы, вы справились с заданием.
Слайд «Редкие, исчезающие профессии, профессии 20 века)
Оценка жюри.
Задание № 5 «Таинственный сундук»
Ведущий: Ребята, посмотрите вокруг, все предметы, которые нас окружают, созданы трудом людей. В этом сундуке 4 таинственных предмета, капитаны команды, поочередно, достают не глядя, по одному предмету. Всего по два.
Вы должны обсудить и назвать профессии, которые участвовали в производстве данных предметов. (в сундуке: книга, джинсы, планшет и ботинок) Время пошло.
Жюри подводит итоги
Задание № 6 «Облако слов»
Ведущий: Неразрывное звено любой рабочей сферы деятельности. Именно из этих отношений складывается общий успех! Работник и руководитель, тесно связаны между собой. Вы видите облака. (вырезанное из бумаги большое облако). На них написано «Работник» и «Руководитель». Какими качествами должны обладать эти должности? У вас в конвертах нарезные шаблоны, вы должны заполнить облако нужными по вашему мнению качествами. Закончив работу, капитан характеризует конечный продукт.
1 команда -«Профессионалы»: Работник
2 команда – «Трудоголики»: Руководитель
Жюри подводит итоги.
Задание № 7 «МОЯ РАБОТА».
Жюри подводит общий итог. Задание не входит в общий балл, это заключительная совместная работа ребят.
Ведущий: Во все времена люди по-разному относились к своей работе к труду, что им приходится выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Я обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!». Второй молвил: « Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и трем дочкам!» А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор!»
В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности. Не секрет, что и в наше время далеко не все люди относятся к своей работе с любовью. Какой будущую работу видите вы? У вас есть «облако слов», которое нужно заполнить. Затем обсуждение.
Жюри объявляет итоги
Ведущий: Ребята, выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться». Всем спасибо!
Темченко Наталья Валерьевна,
заведующая библиотекой, 2 категория, Школа-центр
дополнительного образования им.П.П.Корниенко
Карагандинская область, Абайский район, п.Топар