Цель урока: Образовательная – обобщить знания учащихся об однородных членах предложения, запятая при однородных членах предложения.
Воспитательная: воспитание эстетических и нравственных понятий как добро, доброта, милосердие, воспитание любви к ближнему.
Развивающая: развитие связной речи, логического мышления, ассоциаций, развитие чувства коллективизма, работа в группах.
Методы и приемы: метод изложения, беседа, индивидуальная работа, организация творческой деятельности.
Ход урока
1.Оргмомент. Сообщение цели и задач урока, психологический настрой учащихся на уроке, организующее начало.
- Психологическое упражнение «Мои чувства» (раздача листов каждому ученику)
-Какие чувства вы сейчас испытали, что вас огорчило, расстроило? (чувство злости, досады, разочарования)
-Ведь так, ребята, чувствуют люди, которых обижают, оскорбляют, унижают, злят, т.е поступают такие люди очень плохо.
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
- Работа в тетрадях.
-Сейчас запишем сегодняшнее число, эпиграф к нашему уроку (с правой стороны)
- Словарная работа:
человечность-адамгершілік,
эгоизм- өзімшілдік,
внимание- көңіл бөлу/көңіл аудару/ ,
забота-қамқорлық,
отзывчивость- сыншылдық,
злость- өшпендік/қастандық/,
милосердие- қайырымдылық.
Запись под диктовку: в тетрадях (пословицы С.И. Ожегова)
- Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Добро- все положительное, хорошее, полезное.
-Как вы считаете, ребята, что такое добро, доброта?
Добро- это умение любить всем сердцем и прощать все обиды.
Доброта- это умение делать хорошее, приятное другим людям.
Доброта- это желание бескорыстно помочь другому.
Доброта- это когда мама все прощает.
Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Вывод ребят:
Добро и доброта всегда указывают на что-то хорошее, светлое, душевное.
Чем больше в мире доброты, тем светлее мир, в котором мы живем.
- Группы получают карточки, на которых написаны качества человека, помогающие ему в жизни или мешающие, усложняющие.
Словарь нравственных понятий: доброта, открытость, сочувствие, злость, честность, равнодушие, человечность, жестокость, милосердие, отзывчивость, внимание, душевность, эгоизм, грубость, забота, хамство, искренность, бессердечие.
4.Какие качества в человеке и почему вам представляются главными, основными?
Просмотр фрагмента из мультфильма «Цветик-семицветик»
Самое главное- научиться оценивать поступки людей.
Как вы думаете, как поступила девочка с шестью пожеланиями? Почему?
Хорошо ли поступила Юля, оказав помощь больному мальчику?
Добро всегда побеждает зло.
5.Ребята у доски (2 чел), ребята в группах.
1-ое определение. Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, берите с него пример, ведь сразу два человека становятся счастливыми, радостными, довольными жизнью.
2-ое предложение: каждый может проявить доброту, честность, порядочность, стоит только ему искренне этого захотеть.
Если каждый человек сделает хоть крошечное доброе дело, то на земле настанет мир и покой.
Сильными, ловкими, смелыми, гибкими спортсменов делает не только спорт, но и жизнь.
- А с вами, ребята, мы создадим банк пословиц. Кто больше вспомнит пословиц о доброте?
Ребята, а что мешает быть добру на земле? (жестокость, себялюбие, безразличие, зло…)
Проверка задания у детей (у доски).
- Рисование «портрета» доброты, передают дети свои ощущения, ассоциации. Ребята, как вы считаете, в каком сердце всегда обитает доброта (чутком, отзывчивом, добром).
8.Слово учителя:
В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. Если ко всякому- всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. Если тебе вдруг покажется, что человек злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увидишь, как все будет хорошо!
Человек рождается, чтобы творить, делать добро, добро- ноша тяжелая, она не каждому под силу. Прав был Л.Н.Толстой, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие».
Очертите, ребята, свой круг собственной добродетели, заменив многоточие словами:
Простить…
поделиться…
пожертвовать…
помочь…
сказать…
утешить…
- Рефлексия.
Составление Синквейна: ключевое слово «добро».
- Домашнее задание: написать эссе на тему «Что значит быть добрым?».
Абдина Зура Сейпиловна
учитель русского языка и литературы
Северо-Казахстанской областной
специализированной школы-интерната
для одаренных в спорте детей