Home » Учебно-методические материалы » Обучение одаренных в спорте детей

Обучение одаренных в спорте детей

 

Андатпа

Осы бап пән мұғалімдерінің қызмет тәжірибесі негізінде құрылған. Спортқа дарынды балалардың, кәсіптік спортпен айналысатын оқушылар, жалпы білім беретін мектеп мұғалімдері және спортқа дарынды балалар үшін мамандандырылған мектеп -интернат мұғалімдері өзін өзі жетілдіруге жағдай жасау үшін әдістемелік ұсыныстарды қолдана алады

Аннотация

Данная статья разработана на основе практической деятельности учителей предметников.

Методические рекомендации могут использовать преподаватели специализированных школ- интернатов для одаренных в спорте детей и учителя общеобразовательных школ, ученики которых занимаются профессиональным спортом, чтобы создать необходимые условия для самореализации спортивно одаренных детей,

Abstract

This article is elaborated on the basis of teachers` practical work. The methodical recommendations will be used by the teachers of boarding schools for the gifted in the sport children and other teachers, whose students are professional sportsmen. If they use these recommendations they will create the necessary conditions for realization of the gifted in the sport children.

 В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Четких критериев одаренности пока не выработано, хотя большинство специалистов сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т.е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Типы одаренности

По форме проявления:

—   явная и скрытая одаренность;

По виду деятельности:

—  в психомоторной деятельности (ремеслах, спорте);

— в познавательной деятельности (в области естественных, гуманитарных наук, интеллектуальных игр);

— в художественно-эстетической деятельности;

— в коммуникативной деятельности (лидерская);

— в духовно-ценностной деятельности (создание новых духовных ценностей, служение людям).

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Зачем учителю нужно знать типы одаренности?
Все дело в том, что к детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы с ними учителей и психологов. Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, некоторые из них можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными.

Учителя редко останавливаются еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы, не представляющем все же специального интереса. Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности.

             По статистике в Казахстане, число систематически занимающихся физической культурой и спортом -17 %, детско-юношеских спортивных школ -430, охват занимающихся в них — 10 % (от общего числа детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет). Количество школ-интернатов для одаренных в спорте детей – 20.

Исходя из этих данных следует уделять больше внимания обучению и воспитанию одаренных в спорте детей. Такой ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; прекрасно владеет телом при маневрировании; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков. Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем. По мнению Ж.Ш. Терасье, одаренные дети и подростки часто страдают от так называемой диссинхронии в темпах развития интеллектуальной, аффективной и моторной сферы; под «диссинхронией» понимается эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого.

Распространенный вид диссинхронии вызван неравномерностью развития интеллектуальных и психомоторных процессов – последние отвечают за двигательную активность человека. Наличие одаренности в психомоторной сфере широко признается, она активно диагностируется: преподаватели и тренеры осуществляют на постоянной основе отбор перспективных детей и подростков для занятий спортом. Однако многочисленные исследования показали, что одаренность в психомоторной сфере нередко сочетается с недоразвитием интеллектуальной сферы ребенка, подростка или взрослого. Многочасовые занятия и тренировки, дефицит свободного времени, сильное физическое утомление талантливых спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. У учеников со спортивной одаренностью очень низкая мотивация, но если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую среду, то есть настрой, то они, как правило, могут хорошо учиться. Лишь у некоторых спортсменов наблюдается интерес к учебе — это относится к таким видам спорта, как легкая атлетика, гимнастика и волейбол. Многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся политиками (О.Шишигина), удачливыми бизнесменами (А.Винокуров) и, талантливыми педагогами (Ж.Тасеменов).

В детском спорте высоких достижений необходимо неукоснительно соблюдать следующее правило: нормальное развитие ребенка ни в коем случае не должно ставиться под угрозу ради кратковременного успеха в спорте. Детский спорт высоких достижений должен быть организован таким образом, чтобы оптимальная спортивная результативность приходилась на период юности и зрелости. Результат, стремление к успеху, материальные и научные интересы не должны становиться самоцелью и тормозить разностороннее развитие ребенка. В рамках спорта высоких достижений ребенок должен иметь достаточное для полного самовыражения поле деятельности. Следовательно, спортивная подготовка детей предполагает и подведение их к самостоятельной деятельности.

Занятия спортом высоких достижений не должны иметь отрицательных последствий для будущей жизни юного спортсмена и мешать его учебе в школе. Спортивные интересы детей не могут служить основанием ни для их ущемления, ни для создания им привилегированного положения; дети должны иметь возможность для социальных контактов не только в рамках тренировочно-соревновательного процесса, но и за пределами спорта — в семье, среди друзей и т.д.; следует всячески избегать социальной изоляции юных спортсменов, которая может возникнуть вследствие их особого положения; нужно оставлять им достаточно времени и возможности для занятий на досуге теми видами деятельности, к которым у них есть склонность. Во многих видах спорта проблема совмещения тренировок и учебы в школе, которые пересекаются по времени, возникает достаточно рано. Расставляя акценты: спортивная карьера или успешная учеба в школе или ВУЗе, многие родители и дети делают выбор в пользу спорта, подчас пренебрегая той составляющей жизни, что осталась «за бортом». Известно, что успех достигается, если нагрузка поступает равномерно с разных сторон, а любая крайность и одержимость приведут лишь к «перекосу» и проблемам.

Жесткий спортивный режим вынужденно ограничивает кругозор ребенка — когда он целыми днями проводит на катке, у него самого вряд ли появится потребность заниматься чем-то еще, кроме спорта. Но спортивная действительность такова, что неизвестно, в какой момент успешно стартовавшая спортивная карьера может вдруг закончиться. В этот момент встает вопрос: куда идти, куда податься? Чтобы этого не произошло, не следует давать ребенку замыкаться исключительно в рамках одного лишь спорта. Спортсмену важно понимать и помнить, что есть и другая жизнь, вне катка, и когда спорт для него по той или иной причине заканчивается, это не крах всей жизни и не конец пути. И в этом случае общеобразовательная школа дает отличную возможность влиться в общественную жизнь, расширить кругозор и научиться налаживать социальные контакты.

Социальная жизнь в школе куда важнее, чем это может показаться на первый взгляд — она позволяет увидеть, что жизнь вне спорта существует. Вдобавок, ограничение интеллектуальных возможностей спортсмена также впоследствии может затруднять его социальную адаптацию после завершения спортивной карьеры, что порой является одной из причин так называемого «кризиса завершения спортивной карьеры» и депрессии.

В пользу совмещения спорта и учебы в школе говорит еще и тот факт, что это способствует развитию навыков самоконтроля, умению планировать свое время, ставить цели и достигать их.

Чтобы детский спорт высоких достижений отвечал этим требованиям, нужно обеспечить выполнение следующих организационных мер:

  1. Участие в тренировочно-соревновательном процессе должно оставлять ребенку достаточно времени для других занятий — учебы, общения с семьей, друзьями и т.д.
  2. Соблюдение режима дня юного спортсмена.
  3. Соревнования для определенных возрастных групп должны проводиться на строго определенном уровне.Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы предотвратить нежелательное в детском возрасте стремление к высшим спортивным достижениям как символу успеха, а с другой, чтобы избежать опасности переоценки личности ребенка и его соревновательных результатов.
  4. Тренер несет ответственность не только за спортивную подготовку вверенных ему детей, но и за их общее воспитание для настоящего и будущего.Он должен иметь достаточно четкое представление об основных проблемах биологического, психического и социального развития детей и уметь пользоваться этими знаниями на практике. Для постоянного пополнения педагогических знаний тренер должен регулярно проходить курсы повышения квалификации.
  5. Следуетрегулярно информировать родителей о том, каково положение их детей в спорте и учебе, об их перспективах и риске, связанном со спортивной и учебной деятельностью. Это нужно для того, чтобы родители могли выбрать верную педагогическую позицию и в нужный момент поддержать своих детей.

Родители играют важную роль в процессе педагогического руководства детьми, занимающимися спортом. Нужно поддерживать его и помогать – обеспечить такой образ жизни, чтобы ребенок мог совмещать и школу, и спорт.

Спорт – это школа выживания, где учатся терпеть боль, сильную усталость, заставляют себя рано вставать по утрам и жить по жесткому расписанию. В то же время спорт – монетка в копилку личностного роста, уверенности в себе, ресурс как способность выживать, преодолевать сложности, взрослеть. Тот, кто рано заканчивает со спортом, но не видит без него своей жизни, может найти себя «за бортиком» катка. Есть масса возможностей развиваться в спорте «по другую сторону бортика»: спортивным психологом, юристом, агентом, менеджером. В Казахстане эти профессии практически не освоены. Именно поэтому так важно не замыкаться в юности на одной лишь спортивной карьере, пренебрегая образованием».

Школа должна обеспечивать юным спортсменам нормальный процесс обучения. Для достижения оптимальных результатов в учебе, нужно разрабатывать учебные программы для одаренных в спорте детей

Это можно переформулировать так: чем должны отличаться программы для одаренных детей от обычных учебных программ? Кажется, все причастные к образованию люди понимают, что обучению одаренных следует быть особым, отвечать самым существенным потребностям спортивных детей. Однако немногие знают, как воплотить в жизнь эту идею.

При разработке учебных программ следует исходить из положений, основанных на общих особенностях одаренных. На сегодняшний день уровни развития познавательных интересов одаренных в спорте детей не достигают своей высшей ступени, т.е. большинство школьников имеют средний, а нередко и низкий уровень развития интереса. Эти факты подтверждаются в проведенном исследовании психологической службой специализированной школы-интерната для одарённых в спорте детей. Диагностика уровня сформированности интересов проводилась среди 64 учащихся 9-11 классов. У 1/6 из них был выявлен высокий уровень сформированности интереса, у 1/3 – средний. У всех остальных проявлялся низкий уровень интереса к учебным предметам.

На основе Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан мы рекомендуем следующие методы с применением теоретических основ Кембриджского подхода к преподаванию для наиболее рациональной организации педагогического процесса. Наши методические рекомендации могут использовать преподаватели специализированных школ- интернатов для одаренных в спорте детей и учителя общеобразовательных школ, ученики которых занимаются профессиональным спортом.

  1. Педагогика сотрудничества — совместный труд учителя и детей

— Учение без принуждения. Центральная точка – исключение методов принуждения из соображения гуманности. Создание коллаборативной среды.

—  Идея опоры — ключевые слова, знаки, исключающие возможность зубрежки. Использование технологии Блума.

—  Добиваться насыщенности заданиями открытого типа и иметь свободный выбор (несколько заданий на выбор)

—  Рефлексия

— Групповая работа

2.Технология индивидуализации

1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

-Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.

2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

3.Элементы тьюторства

Маршрутные листы

Общение через социальную сеть,

Работа в малых группах

Творческие работы

При разработке любой программы и отдельного занятия следует постоянно держать в уме то, что развитие способностей идет наиболее эффективно при использовании активных форм обучения: групповых дискуссий, мозгового штурма, ролевой игры, групповых и индивидуальных проектов,

Для внедрения данной методики был проведён учебный эксперимент с 2009 года по 2012 год. Участвовать в эксперименте изъявили желание 6 учащихся, часто отсутствовавших на учебных занятиях.

Результат работы по методике:

  • планирование и рефлексия собственной образовательной деятельности;
  • культурное оформление образовательных интересов и инициатив в разных формах учебной и событийной образовательной деятельности;
  • выстраивание партнерских отношений с различными субъектами образовательного процесса;
  • готовность решать проблемные задачи.

Из всего сказанного можно сделать следующие выводы:

1.Ответственность индивида важная характеристика стабильности. Творческие профессии держатся на ответственности автора.

  1. Занятия спортом могут воспитывать как личность духовную, стремящуюся к самореализации, так и  машину добывающую  медали, выбор за потребителем.

Спорт в детском возрасте оказывает существенное влияние на развитие и воспитание человека. Ему присуща, в частности, тенденция к совершенствованию результатов и к соревнованию в игровой форме, соответствующей детскому возрасту, что не наносит ущерба общему развитию ребенка.

Целью развития детско-юношеского спорта в Казахстане является воспитание физически и нравственно развитого юного гражданина Казахстана, укрепление здоровья детей, подростков, юношей и девушек путем совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях, развитие инфраструктуры детско-юношеского спорта и приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также создание необходимых условий для самореализации спортивно одаренных детей,

Литература

 

  1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
  2. Пассоу А.Г. Обучение одаренных. Перспективы, 1981.
  3. «Руководстводляучителя»,CenterofExcellenceNIS, UniversityofCAMBRIDGE, 2012.
  4. Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999.
  5. Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.
  6. Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. М.; Л., 1927.
  7. Ерегина С.В. Умственное воспитание юных спортсменов//Детский тренер.№1.2011. с.64-68.
  8. Агентство Республики Казахстан по делам спорта и физической культуры. Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 годы.

-http://sport.gov.kz (20.09.2013)

 

Смаилова Сауле Хабдуллаевна,

Аубакирова Алия Ондасыновна,

Северо-Казахстанская специализированная

школа-интернат для одаренных в спорте детей,

Республика Казахстан

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*