Великий ум проявит свою силу не только в
умении мыслить, но и в умении говорить.
Ральф Эмерсон
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:
- речевой компетенции:
- совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
- умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
- языковой компетенции:
- систематизации ранее изученного материала;
- овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;
- развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
- компенсаторной компетенции – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
- учебно-познавательной компетенции – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английского языка, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Моё педагогическое кредо «Учить, создавая условия для самореализации каждого студента в соответствии с его интересами и способностями, для максимального удовлетворения его интеллектуальных потребностей».
Постоянно нахожусь в поиске современных педагогических технологий и отборе приемов и методов преподавания, использую IT технологии для организации эффективного процесса формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Ведущая идея: использование игры на уроках английского языка, способствующее целенаправленному формированию и развитию коммуникативной компетенции студентов, ориентировать на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности студента.
Я определила для себя следующие задачи:
- создать на уроках условия для саморазвития студента.
- научить обучающихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве,
- использовать приобретённые коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- способствовать развитию компьютерной грамотности студента.
- развить проектные и навыки студентов через творческие задания.
- создать условия для успешной самореализации студентов.
В своей работе я использую:
монологические формы речевой деятельности:
- выступать с заранее готовой речью;
- отвечать на вопросы и задавать вопросы;
- пересказывать.
диалогические формы речевой деятельности:
- беседа в парах;
- беседа в группах;
- ролевая игра;
- дискуссия;
- блиц-турнир;
- защита проекта.
Концепция развития коммуникации имеет три этапа, поэтому на первом этапе я отрабатываю:
- умения обучающихся участвовать в урочном общении;
- умения отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
- умения задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;
- умения комментировать вопросы или ответы;
- умения делать сообщения;
- умения рассказывать логично и последовательно.
Развитие коммуникации на втором этапе заключается:
- в простоте и чёткости речевого высказывания;
- в умении высказать свою мысль образно, ярко и кратко;
- отработке умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку;
- в умении использовать риторические вопросы;
- в умении вступать в контакт с партнёром и собеседником;
На третьем этапе отрабатываю:
- умение вести беседу в паре, в группе;
- умение поддерживать беседу;
- умение вести конструктивный диалог;
- умение построить дискуссию;
- умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.
Добиваться формирования коммуникативной компетенции возможно, последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям. Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения в устной форме, а это осуществляется в виде монолога «Расскажи о себе», «Поделись своими мыслями на тему …», а также вести диалог. Студенты сами определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам: «На приеме у врача» (пациент-доктор), и т.д. Помимо того, что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности, он еще и позволяет студентам проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции – умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и передаче информации.
Для формирования коммуникативной компетенции обучающимся необходимо создать эмоционально-благоприятную ситуацию на уроке, используя игровые приемы: игры коммуникативной направленности; игры со словами; игры и игровые упражнения, при объяснении и закреплении грамматического материала, сюжетно-ролевые игры.
Для закрепления тематической лексики использую игры коммуникативной направленности: «Кто (что) у тебя есть?», «Что ты хочешь?», «Что ты любишь?», «Что ты умеешь?» «There is….» Ход игры: группа делится на две команды. Я складываю в коробку предметы, названия которых известны студентам. После этого члены команд по очереди называют по-английски эти предметы. Например: P1: There is a book in the box. P2: There is a pencil in the box. и т.д. Выигрывает команда, назвавшая большее количество предметов.
Постоянная работа над лексикой способствует расширению словарного запаса обучающихся. Дополнительные тексты, выполнение заданий при работе с ними, составление микродиалогов дают возможность им научиться излагать свои мысли по этой теме. Итогом такой большой работы является сообщения отдельных студентов или групп по заданной теме. Важной задачей для меня на уроке является активизация деятельности обучающихся. Считаю, что использование разнообразных форм уроков является одним из главных условий для развития коммуникативных компетенций, раскрытия творческих способностей детей. Нетрадиционные уроки: урок-проект, урок-викторина, урок-экскурсия, путешествие, являются одним из средств повышения мотивации, а это важное условие при изучении иностранного языка. Интерес повышает желание учить и познавать, а значит, обеспечивает прочность знаний. Большое внимание уделяю использованию нестандартных форм изучения языка, в основу которого положен принцип коммуникативно-ориентированного обучения.
В формировании коммуникативной компетенции помогают приемы коммуникативной методики, где самыми распространенными видами работы являются: парная работа, работа малыми группами, общие дискуссии, обсуждения, обмен впечатлениями, использование ролевых игр. При работе в парах и группах студенты изучают вместе то, над чем они потом смогут работать индивидуально. Форм работы в группах много – это методика «Пила» (Jigsaw), методы командного обучения. Главные преимущества работы в группах: развивающее взаимодействие «лицом к лицу», где обучающиеся объясняют материал друг другу, обучая друг друга тому, что знают; индивидуальная отчетность, личная ответственность. Деятельность каждого студента оценивается преподавателем с помощью тестов.
Таким образом, использование технологии групповой работы, метода проектов, игровой технологии, внедрение IT технологии в обучение иностранному языку способствует достижению основной цели модернизации образования: улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом современного общества.
Шахметова Х.С.,
преподаватель английского языка
КГП на ПХВ «Северо-Казахстанский
медицинский колледж»
г. Петропавловск, СКО
Литература:
- Дзюина Е.В.Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 10-11 классы. – М.: Вако,2007. – 176с – (мастерская учителя).
- Дзюина Е.В.Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9классы. – М.: Вако,2007. – 144с – (мастерская учителя).
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностр.яз. – М.: Просвещение, 1985. – 208с.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие/ Е.С.Полат – М.: Академия, 2003 – 272с.
- Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях /Сафонова. В.В. – М., 2004