Home » Образование и здравоохранение » Формирование навыков самостоятельной работы на уроках анатомии

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках анатомии

Учащийся не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь»

Дени Дидро

 

Перед системой медицинского образования Казахстана поставлена цель — повышение качества подготовки медицинских кадров, в том числе медицинских специалистов среднего звена, конкурентоспособных на рынке труда. Новые требования, предъявляемые к выпускникам колледжей, предполагают внедрение форм и методов работы, повышающих  качество учебного процесса. Современная парадигма образования поддерживает стремление студентов к поиску знаний, росту творческой активности, предусматривает повышение самостоятельности студентов и предопределяет смену приоритетов. При этом самостоятельная работа (СРС) становится не просто формой образовательного процесса, а фундаментом для формирования профессиональной самостоятельности студента, способствует более эффективному овладению учебным материалом, стимулирует познавательные и профессиональные интересы. В.И. Загвязинский, считает, что именно СРС «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования» в условиях быстрого обновления знаний. Поэтому важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их освоения, осознавали, что самостоятельная работа способствует активизации познавательной деятельности и становится подлинным достоянием личности

Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения, навыки, развить мышление, но и обучить студентов формам, методам, средствам самостоятельного добы­вания знаний. Формирование целостной системы знаний по предмету «Нормальная анатомия» как основной базы развития клинического мыш­ления будущих медицинских работников недостижимо при пассивном восприятии  информации. Требуется активная самостоя­тельная работа обучающихся, которая начинается еще с лекционных занятий.

Лекция-беседа и лекция с элементами проблемного обучения ставят цель разбудить мысль, интерес к изучаемому материалу. Поэтому их ло­гическим продолжением будет самостоятельное изучение материала. Структурными компонентами любой самостоятельной работы яв­ляются следующие:

а)  содержательный компонент, который включает в себя выделение по­знавательной задачи и целей учебной деятельности;

б)  процессуальный компонент, включающий подбор и определение адек­ватных способов обучения студентов;

в)  мотивационный компонент предусматривает развитие потребности в получении новых знаний.

Преподаватель должен придерживаться следующих приемов при организации самостоятельной работы обучающихся:

  • постановка целей учебных занятий;
  • постановка наводящих вопросов,
  • стимулирующие приемы путем современной и регулярной проверки и оценки выполняемой работы и поощрений.

Самостоятельная работа у обучающихся нового набора по предмету «Нормальная анатомия», особенно в начале изучения предмета, вызывает ряд трудностей, обусловленных необходимостью адаптации к новым формам обучения, поэтому наша задача как можно более облегчить этот процесс и посте­пенно прививать навыки самостоятельной работы. Эта проблема наверня­ка знакома всем преподавателям.

Выделяют 2 вида самостоятельной работы:

— аудиторная самостоятельная работа включает, в первую очередь, практи­ческие занятия, лабораторные работы, практические задания, составление опорных конспектов и логических схем, таблиц (особенно по темам, где нет лекционного материала — скелет таза и нижних конечностей, мышцы головы и шеи и другие), выполнение рисунков по всем темам, изучение материала при работе с наглядными пособиями, таблицами, муляжами, планшетами, оформление протоколов практических занятий, написание выводов по пройденному занятию. Во время такой самостоятельной рабо­ты у преподавателей есть возможность уделить внимание слабым студентам, оказать им помощь, скорректировать их деятельность

— внеаудиторная самостоятельная работа включает выполнение домаш­них заданий, подготовку реферативных сообщений, докладов, самостоя­тельное изучение темы с использованием учебной и справочной литера­туры, работу с периодическими изданиями, поиск практических примеров в нормальной анатомии, составление кроссвордов, таблиц, составление ситуационных задач, изучение видеоматериала, подготовка презентаций.

Самостоятельная работа требует определенного методи­ческого и дидактического обеспечения. С этой целью, и с целью система­тизации деятельности обучающихся, для каждого практического занятия раз­работаны инструктивные карты, в которых содержатся цели занятия (в них указываются необходимые знания, умения, навыки) в зависимости от изучаемой темы и сложности материала, указаны практические задания, упорядочивающие работу студентов.

Например: Задание №1: Ответить на контрольные вопросы, уровень сложности которых может быть разным (обычно вопросов 10, которые позволяют выяснить подготовку к занятию).

Задание №2: Зарисовать изучаемый орган по теме или части тела с обозначением составных частей и анатомических образований с латин­ской терминологией.

Задание № 3: Изучить латинскую терминологию (это связано с тем, что по некоторым темам нет лекций, и анатомическую терминологию приходится изучать самостоятельно). Для этого она пишется в инструк­тивных картах или используется другой раздаточный материал. Особенно это касается таких тем, как «Остеология», «Миология», «Сердечно-­сосудистая система».

Задание № 4: Решить ситуационную задачу или практическое зада­ние для приобретения какого-либо навыка, например, измерить АД, опре­делить границы сердца на грудную клетку, отметить на рисунке места вы­слушивания клапанов, собрать и охарактеризовать плечевой сустав, локтевой сустав.

После всех выполненных заданий студенты анализируют свою дея­тельность, подводят итоги и записывают выводы в тетрадь.

Но иногда, в зависимости от темы в инструктивных картах указыва­ется задание составить опорный конспект или логическую схему. Например, составить схему классификации соединительной ткани или со­ставить таблицу по основным группам мышц и осуществляемым ими движениям.

По очень сложным темам — «Сердечно-­сосудистая система», «Нервная система» предлагается составить схемы кровоснабжения головного мозга, кровоснабжения желудка, кишечника, верхних и нижних конечностей или схему желудочков головного мозга.

Для развития творческой активности обучающихся широко применяю внеаудиторную работу. Это, прежде всего, подготовка видеопрезентаций, реферативная деятельность с последующим кратким выступлением, составление кроссвордов.

Применяются индивидуальные домашние задания, которые позво­ляют обучающимся работать в соответствии с уровнем своей подготовки и содействуют развитию способностей. Например, успевающим на «хоро­шо» и «отлично» предлагается написать размышление по теме «Строение сердца» на такой вопрос: «Почему в правом отделе сердца трехстворча­тый клапан, а в левом двухстворчатый клапан?» или «Что является скеле­том сердца?». Прямого ответа нет ни в одном учебнике и для того чтобы разрешить этот вопрос требуется самостоятельная работа с дополнитель­ной литературой. Для слабоуспевающих — параллельно задается другое самостоятельное задание: «Составить схему венечного круга кро­вообращения» или написать в практическую тетрадь о значении клапан­ного аппарата. Такая самостоятельная работа направлена на формирова­ние у них умения самостоятельно добывать и пополнять знания, ориентироваться в потоке информации.

Самостоятельная работа – основа для организации дальнейшего самообразования будущих медицинских работников среднего звена. Само­стоятельная работа содержит в себе потенциал для активизации внутренних познавательных мотивов студента к приобретению новых знаний и его стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию. Помимо того, что самостоятельная работа активизирует работу студентов, она обладает еще одним важным достоинством – носит личностно-ориентированный характер. Выбирая оптимальные формы организации самостоятельной работы, преподаватель должен стремиться обеспечить максимальную мотивацию студента, для этого необходимо точно определить объем задания и рассчитать оптимальное время на его выполнение с учетом индивидуальных возможностей каждого студента.

 

  1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпритация: Учебное пособие для студентов вузов
  2. В.И Загвязинский, – М: Академия, 2001.– 192 с. Захарова, Е.В. Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в вузе
  3. Е.В. Захарова // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. Аспирантские тетради. – 2007. – № 3. – С. 281-284. профессиональной деятельности.

 

Е.Г. Терре,

преподаватель анатомии

КГП на ПХВ

 «Северо-Казахстанский медицинский колледж»

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*