Формирование личности, её характера, чувств, нравственных качеств, гражданской позиции, культуры поведения основывается на закономерностях и принципах и реализуется в методах и средствах воспитания. «Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». Сегодня в обществе возникла острая проблема: падение уровня воспитанности и кризис культуры, как закономерное следствие избытка информации и информационной агрессивности повседневности.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. Воспитывать – значит способствовать формированию нравственной духовности школьников. А для этого необходимо воспитывать волю к духовному совершенству, радость любви и вкус к доброте, милосердию, отзывчивости и умение ни при каких обстоятельствах не оставаться равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами. Одной из главных задач, стоящих перед педагогами является развитие нравственного воспитания. Важен процесс становления в каждом ребёнке, прежде всего Человека. В условиях обновления программы образования главной целью работы учителей становится не столько обучение, сколько воспитание учащихся, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребенка. От нас педагогов зависит, каким человеком станет в будущем ребенок. Перед нами стоит задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности.
Литература — единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Уроки литературы способствуют развитию духовно- нравственному воспитанию школьников, так как через прочтение и осмысление художественных произведений формируются такие нравственные чувства как: совесть, долга, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм. Происходит формирование нравственного облика школьников таких как: терпение, милосердие, кротость, незлобивость. Формируется и нравственная позиция: способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний,появляется понятие у школьников и о нравственном поведении: готовность к служению людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушание. Духовность проявляется в стремлении школьников строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Нравственность — это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Современное общество насыщено множеством информации: дети часами пропадают у телевизоров, «зависают», говоря на молодёжном сленге, у компьютеров или в мобильных телефонах и лишь малая часть наших воспитанников предпочитает книгу достижениям современного прогресса.
Главное назначение учителя – быть источником нравственного влияния. Задача учителя — воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало постоянной чертой его характера.
Я всеми силами стремлюсь, чтобы ученики, несмотря на несовершенство окружающего их мира, верили в Добро, Любовь и Справедливость. Уроки литературы — уроки нравственности. Вместе со своими учениками я иду дорогой познания Истины. Вызвать интерес у школьников к урокам литературы – задача, которую решает не одно поколение педагогов-словесников. Каким должен быть современный урок? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной? Сегодня учитель должен уметь устанавливать контакт с людьми, заинтересовать учащихся, увлекать,создавая на уроках атмосферу, способствующую «проживанию» ситуации учеником. Только тогда, когда мы разовьём воображение ребёнка до такой степени, чтобы он «поменялся местами с персонажем» и прожил ситуацию как свою собственную, возможно принятие им тех идеалов и убеждений, которые мы хотим в нем воспитать. А. Твардовский назвал уроки литературы «уроками нравственного прозрения». Задача, стоящая перед каждым учителем — сформировать у ребенка убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о родителях и детях и др. На уроках литературы ребенок учится отличать добро от зла, видеть положительные примеры героев книги и таким образом, воздействовать на свою душу, свое самосознание
Избрание положительного героя – непреходящая ценность нашей литературы, одна из лучших ее традиций. Подростковый образ – время быстро меняющихся оценок, суждений, увлечений. В этот период ребята хотят как можно больше узнать об окружающей жизни, почувствовать значительными, авторитетными среди товарищей. Именно эти особенности и дают широкие возможности для воспитания на примере положительных героев. Школьники восхищаются былинными героями, героическими личностями, совершающими подвиги в труде, науке, бою.
Одна из важных тем, которой уделяется большое внимание при изучении литературных произведений, – тема подвига народа в Отечественной войне. Это лучшие образы в воспитании долга и чести. Для художественного анализа беру произведения «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Матерь человеческая», «Сашка». С большим вниманием ребята следят за развивающимися действиями, событиями. И красной нитью через уроки проходит связь поколений.
Урок – это творчество, которое предполагает новизну, оригинальность. Умение правильно выбирать цели урока, продумывать его содержание, определять взаимосвязь учебной ситуации на уроке, выбрать приоритетные методы, приёмы, средства обучения, спрогнозировать конкретный результат занятия являются определяющими в формировании профессиональной деятельности словесника.
В своей работе предпочтение я отдаю методу творческого чтения и эвристическому методу. Они позволяют развить в детях наблюдательность, умение видеть и слышать явления жизни, умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий. Важен прием беседы, где целью является выяснение впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляя их внимание на идейные и художественные особенности, постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения.
Эвристический метод обучения развивает в учащемся способности к продуцированию идей, формируют умения вести продуктивный диалог, развивают способности действовать в ситуации неопределенности, поставить учебную цель, составить план ее достижения, находить разные ракурсы решения проблем. Кроме того, в учащемся развиваются способности к самоанализу и рефлексии.
Обучение идет через открытия, через собственное проникновение ученика в глубины явления, предполагая проживание учеником этого явления. «Вглядываясь, прочувствовав и вдумываясь в проплывающее облако, выполняя культурный обряд, созерцая древнюю икону или картину современного художника, школьник воспроизводит внутри себя те процессы, которые составляют исторический поток жизни.
На своих уроках я уделяю большое внимание теме Родины, потому что глубоко убеждена, что воспитание патриотизма – воспитание чести, чувства долга, любви к Отечеству и своему народу. Любить освещённые солнцем деревья, звёздное небо – легко. Они сами по себе прекрасны. Любить размытые оттепелью дороги или деревенскую страду, как их любили Ф.Васильев, Н.Некрасов, Л.Толстой, Шолохов ,Шукшин, Абай, С.Сейфулин — трудно. На своих уроках я стремлюсь этого достичь. Когда мы рассуждаем о доброте, человечности, милосердии, совести, о героизме и любви к Родине, об общечеловеческом идеале, мы побуждаем учащихся, не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.
Для активизации мыслительной деятельности на своих уроках я использую активные формы обучения: элементы диспута, исследовательские задания, проблемные вопросы, ролевые игры, творческие задания, уроки-аукционы, уроки-путешествия. В своей работе я использую ассоциативный метод мышления – синектика. Синектика — способ стимуляции воображения, формирования проницательности (методика была предложена американским психологом Уильямом Гордоном). Этот метод позволяет мне незнакомое для детей сделать знакомым, а привычное чуждым.
Формирование умения анализировать художественные произведения является одной из задач, поставленных мною, в вопросе нравственного воспитания. На уроках ведётся большая работа по формированию этого умения через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, опорных схем и таблиц, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам, соотнесение событий с определённой эпохой, формирование умения работать с книгой, дополнительными источниками. Умение создавать письменные и устные сочинения помогают в организации уроков-семинаров, которые интересны учащимся («Проблема нравственного выбора в драме Островского «Гроза»»; «Проблема вечных человеческих ценностей в романе «Отцы и дети», «Идеал человека в поэзии Некрасова»; «Образ Родины в поэзии А. Блока и С. Есенина» и др..).
В своей работе я опираюсь на методику системного руководства чтением и формирования читательской самостоятельности, которая позволяет знаниям перерастать в убеждения и превращать их в личностные вкусы, идеалы так, например, ученики знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. О прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Тарас и его соратники не идеальные герои. Но сила их в том, что в трудную минуту они готовы встать как один на защиту своего братства и родины. Изучая в 8 классе изучают повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы размышляем о серьёзных проблемах морали: утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Устанавливаем связей этого классического произведения с нашей действительностью. Это произведение заставляет школьников задуматься об истинных человеческих ценностях, таких, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, желание творить добро, не требуя за это благодарности. Человек, общаясь с литературой, развивается, обогащается нравственно и эстетически, воспитывается как личность. Дело воспитания всегда рассчитано на долгие времена, оно требует постоянной, кропотливой, трудной работы. Ребенок должен пройти сложный путь от усвоения простых норм нравственности до высших форм человеческого общежития, и литература в этом отношении – прекрасное средство познания и воспитания, ибо в ней запечатлен нравственный опыт человечества от древнейших времен до наших дней.
Уроки литературы, помогают школьнику-читателю раскрыть понимание духовных ценностей, ощущение открытий в мире человека и в мире природы, воспитать любовь к добру и неприятие зла. Гуманные, эстетически наполненные впечатления учащихся от прочитанного мало-помалу накопляются, пробиваются в сердечную кору, проникают в самое сердце, в самую суть и формируют человека. Главной задачей нравственного воспитания является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается — каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Мы же, учителя, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература — это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности. Нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Нужно учить их воевать за эту победу, чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное — самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Главное назначение современного словесника быть источником нравственного влияния.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы является важным средством формирования у школьников доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром. Молодость всему открыта, она верит тому, что видит, не сформированы еще социальные шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе, то и пожнешь потом. Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро.
Список использованной литературы:
- Белинский Г. И. «Приобщение к искусству слова». М, 1990 год.
- Богданов О. С., Катаева Л. И. «О нравственном воспитании подростков». М., 1995.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И.Даль. – СПб.: Изд – во «Русский язык», 1998.
- Кузмичев Н. П. «Литература и нравственное воспитание личности». М., 1980
- Мещерякова Н. Я. «Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы 6-7 классов». М., 1980.
Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна
старший преподаватель кафедры
«ИТиМПЕ(Н)Д» « АО «НЦПК Өрлеу»
институт повышения квалификации
педагогических работников
по Жамбылской области
Рисолат Анваровна
учитель русского языка и литературы
средней школы №35 им. А.Гайдара
Жамбылской области г. Тараза