Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок меняет своё представление о себе и об окружающем мире, изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Поэтому художественный труд, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий развития личности.
На уроках художественного труда нужно уделять внимание природному материалу, который является кладовой для фантазии и воображения. Работа с природным материалом предполагает сближение ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Правильная организация процесса работы с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей. Отличительная особенность уроков труда состоит в том, что они направлены на формирование творческих способностей ребенка и основываются на предметно-практической деятельности.
Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства. Труд с использованием природных материалов один из путей приобщения детей к природе, с помощью него дети учатся видеть природу через скрытую красоту этих материалов. В желуде, шишке таятся образы сказочных героев. Поиск идеи, замысла будущих работ очень важный в развитии у младших школьников трудовых навыков. Поэтому труд с природным материалом так привлекает к себе детей всех возрастов. Большое влияние оказывает работа с природным материалом на мышление и умственное развитие ребенка.
Во время изготовления поделок важен благоприятный эмоциональный настрой детей, удовольствие, испытываемое в процессе создания красивого изделия. Положительные эмоции являются стимулом воспитания трудолюбия. Работа с природным материалом способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Под руководством учителя ученик старается выяснить причины неудач, учится преодолевать их. Затем у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение начатое доводить до конца. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. При изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью анализировать образец, планировать последовательность действий, также появляется необходимость контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом. Работа с природным материалом может быть индивидуальной и коллективной. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью.
Макаулова Гульнур Капасовна,
учитель художественного труда,
школа-лицей им. К. Сатпаева
Туркестанская область
Казыгуртский район