Home » Учебно-методические материалы » Формирование функциональной грамотности в рамках обновления  содержания образования

Формирование функциональной грамотности в рамках обновления  содержания образования

Один из наиболее признанных мировым педагогическим сообществом международный экзамен образовательных достижений обучающихся 15-летнего возраста PISA (Programme for International Student Assessment) Организации Экономического Сотрудничества (ОЭСР) конкурентоспособность систем образования определяет чрез оценку уровня компетентности мотивированной на обучение и профессиональное развитие личности. В данном проекте принимают участие самые развитые страны мира, в том числе и страны ОЭСР. На долю этих стран приходится 80% мировой экономики. Сильный профессиональный «кадровый резерв» различных секторов экономики и социальной политики — это школьники, которые уже сейчас демонстрируют высокий уровень навыков решения широкого круга проблемных вопросов. Мы получаем ответ на важный вопрос — насколько хорошо школьники смогут в будущем экстраполировать то, что знают. Это уникальный инструмент проверки воспроизводства полученных знаний завтра, который является основным критерием предоставления качественного образования сегодня.

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.

В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В Казахстане был разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016гг., утвержденный 25 июня 2012г. Он включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Национальный план призван обеспечить целенаправленность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан.

      Задачи Национального плана :

-изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников;

-определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников;

-обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ;

-разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

-развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников;

-укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.

         Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности:

-готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования;

-способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей;

-готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности;

-способность к коммуникативной деятельности.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с  компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках необходимо соблюдать следующие условия:

-обучение на уроках должно носить деятельный характер;

-учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе предмета;

-предоставлять возможность для приобретения опыта достижения цели;

-использовать продуктивные формы групповой работы;

-обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Для этого  используются   в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии.

Можно выделить три общих группы заданий. Эти группы можно подвести под условные рубрики, названия которых, если их формулировать на доступном школьникам языке, содержат побудительный, мотивирующий смысл для ученика.

При разработке и составлении дидактического материала  необходимо:

— выбрать последовательность знакомства с информацией;

— дать ученику подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле;

-структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений.

Таким образом, обеспечение разноуровневого обучения (через использование разноуровневых заданий и дидактического материала) обеспечивает решение:

  1. Психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, сформированности компонентов учебной деятельности и т.п.).
  2. Предметно –дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование), обеспечивающих изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся.
  3. Реализации принципа «воспитывающего обучения».

Что касается разноуровневого дидактического материала, то практика и передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями являются гарантами саморазвития личности.

Разноуровневая дифференциация обучения мы применяем на разных этапах учебного процесса:

изучение нового материала;

дифференцированная домашняя работа;

учет знаний на уроке;

текущая проверка усвоения пройденного материала;

самостоятельные и контрольные работы;

организация работы над ошибками; уроки закрепления.

 

Использованные источники:

  1. www.strategy2050.kz;
  2. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы / www.edu.gov.kz/ru/zakonoda telstvo.
  3. Руководство для учителя (Второе издание) АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,  2015 г.

Тойганбекова Ш.М.,

зав.каф. «УиКО»

 к.п.н., асс/профессор ИПК ПР по Жамбылской области

 Тойганбеков Ж. М.,

сш. №35, г.Тараз

ф

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*