Home » Детский сад » Формирование чувства доброты у дошкольников

Формирование чувства доброты у дошкольников

Воспитание доброты — одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как  своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление  чувства собственного достоинства.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:

— создание эмоционально-положительного климата в группе, в семье;

— моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям

проявлять добрые чувства к окружающим.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:

  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
  • беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • организация выставок детского творчества;

Ежедневно ребенок должен видеть и постигать азбуку нравственности в ближайшем окружении, в том числе в детском саду.

Игра является наилучшим средством воспитания детей, т.к.  именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми. Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания организовать еще легче, чем просто в обычной жизни. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

Формирование чувства доброты у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека, является одним из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.

Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время ее и после нее способствует появлению отклика — сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание.

Хорошие результаты в работе по воспитанию доброты дает использование художественной литературы, особенно сказок. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. С этой целью мы используем в работе с детьми групповые и индивидуальные беседы о добрых поступках людей, обогащаем их речь такими словами, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый». Доброта – это не обязательно всепрощение и кротость. По-настоящему стать добрым можно лишь изжив зло, то есть добро надо любить, а зло ненавидеть. Воспитание малыша на основе активной борьбы со злом даст нужный результат. Доброта является признаком не слабого, а сильного человека. Приоритетные человеческие ценности воспитываются в семье.

У ребенка очень хорошая память, он усваивает и фиксирует все, что увидит и услышит. Важно учить малыша тонко воспринимать природу, бережно к ней относиться, восторгаться ее красотой. Постарайтесь, чтобы восприятие и наблюдение за окружающим миром вызывало интерес, побуждало стремление к знаниям и расширению кругозора. Наблюдайте вместе с малышом за радугой, цветами, птицами, каплями росы, березами, желтыми листьями… Покормите птиц, можно рассказать крохе, как тяжко им найти еду и как они будут благодарны людям за то, что сейчас вы дали им семечки или хлеб. Таким образом, создаются благоприятные условия для формирования не только высокой эстетической, но и духовной культуры.

Развитие личности, как правило, подразумевает потребление. Но ребенок должен знать, что надо не только брать, но и возвращать. Не будьте назойливыми в процессе воспитания, прежде всего, познакомьте малыша с тем, какие чувства испытывает человек, которого обидели, опишите словами его душевное состояние. Малыш должен понять, что в такой ситуации обязательно надо помочь человеку, пожалеть, успокоить.

Трех — пятилетний ребенок очень отзывчив, он остро реагирует на переживания других: радуется, плачет вместе с ними. Не упустите это время активного формирования чувств: любви, нежности, сострадания.

Первые уроки доброты ребенку дают родители. Посмотрите крохе в глаза, разговаривайте с ним на равных, убедите его в том, что он может доверять вам.

Быть добрым – это  значит уважать других людей, делиться своими игрушками со сверстниками, бережно относиться к близким людям и не желать причинять боль окружающим. А как ребенок научится доброте, если у него нет перед глазами живых примеров?

Вот молодой отец ведет за ручку годовалого малыша, только научившегося ходить и без раздумий – пинком – отбрасывает плюшевого медвежонка, мешающегося под ногами. А вот уставшая мама категорически отказывается обращать внимание на то, как сынок таскает котенка за ухо. Мелочи? Нет! Пинать ногами вещи и мучить животных – это не мелочи…. А в результате понятие доброты у малыша дискредитировано. Ссоры родителей друг с другом или с бабушками и дедушками в присутствии детей наносят огромную травму малышу и ожесточают его. Ведь он не в состоянии понять, почему его самые любимые люди со злостью обижают друг друга. Если же такое повторяется неоднократно, то психика ребенка формируется неправильно, и он находит удовольствие в причинении боли другим.

Доброта-лучшее,что есть в человеке.Для воспитания детей совсем не нужно оканчивать специальные курсы, читать им долгие лекции и даже не обязательно отдавать в развивающие кружки и секции: воспитание происходит ежеминутно и повсеместно. Личный пример родителей и педагогов становится главным звеном в этом процессе.

Выражая благодарность, мы не должны забывать, что высшее проявление признательности — не слова, а поступки. Очень важно напоминать себе об этом в повседневной жизни.

Воспитывать детей — это большая ответственность.  Хочу сказать спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновения, когда вижу радостные, счастливые улыбки детей, хорошее настроение, с которым они приходят в детский сад, ко мне. Их радость – это моя радость.   И так день за днем мы вместе идем по тропе знаний, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир.

Я не боюсь лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Хочется верить, что, вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, я делаю мир добрее. И пусть мир станет добрее.

Список литературы:

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. — СПб. — 1903-1909
  2. Кон И. С. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1981. — 430 с.
  3. Ожегов П.И. Словарь по этике. — М.: 1981.-128 с.
  4. Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1998. — №5

Бегенова Ж.Д.,

воспитатель старшей группы

ГККП «Ясли-сад «Нұрсәт»,

СКО, г.Петропавловск

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*