Цели урока
Развивающие:
- Развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания.
Обучающие:
- Показать студентам особенности функционирования в речи фразеологических оборотов.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к родной речи.
Деятельностная: сформировать у студентов способности к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Задачи урока
- Усвоить понятия «фразеологизм», «фразеологический оборот».
- Отработать навык нахождения фразеологизмов в речи, умение объяснять лексическое значение сочетаний.
- Совершенствовать навык использования устойчивых словосочетаний в речи;
- Продолжить работу над формированием письменно — речевой деятельности путем выполнения заданий творческого вида с использованием фразеологизмов.
Тип урока: комбинированный
Формы работы по развитию познавательной деятельности студентов: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа.
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение». («Перепутанные логические цепочки», синквейн, рефлексия.) таблицы по теме “Фразеологизмы”, иллюстрации, интерактивная доска. Слайды. Учебный материал
Оборудование: раздаточный материал, карточки, отпечатанный текст, презентация.
Межпредметные связи: казахский язык, английский язык,
Ход урока:
- Организационный момент. 3 мин
- Повторение пройденного материала. 5 мин
- Объяснение нового материала. 15 мин
- Закрепление нового материала 12 мин
Выполнение упражнений 5 мин
Работа с карточками
5) Подведение итогов 3 мин (рефлексия)
6) Оценивание 1 мин
7) Домашнее задание 1 мин
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
— Наш урок сегодня пройдет под девизом: “Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!” А в центре нашего внимания будет “его величество Фразеологизм”!
На уроке мы обобщим, систематизируем (разложим по полочкам) ваши знания о данной теме Уверена, что откроете на уроке что-то новое для себя. Проверите свои знания и убедитесь в том, что вы все знаете? А может, надо еще поработать над этой темой.
III. Актуализация знаний. Мозговой шторм
- Что такое лексика?
- Что такое однозначные и многозначные слова?
- Прямое и переносное значение слова.
- Омонимы, синонимы, антонимы.
- IV. Новая тема.
Студенты разделены на две группы.
Из букв составь слова и переведи их на казахский и английский языки.
Лексика. Leksika. Лексика
Фразеология. Phraseology. Фразеология
Начинаем наш урок. Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счёте, тебя ждёт успех!
Моё приветствие удивило вас? О каком явлении русского языка пойдёт сегодня речь? Запишите, пользуясь шифром, слова, которые кроются под следующими номерами, и вы узнаете тему нашего урока
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
е | у | к | т | р | ф | а | о | я | м | д | л | з | г | ы | э | б | и |
4, 1, 10, 7 — ТЕМА
2, 5, 8, 3, 7 — УРОКА
6, 5, 7, 13, 1, 8, 12, 8, 14, 18, 13, 10, 15 — ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Какова тема нашего урока? («Фразеологизмы»). Запишите её в тетради.
Фразеологизмы – это средства выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной, красивой и яркой.
Ахиллесова пята – слабая сторона, наиболее уязвимое место; слабое место.
Происхождение фразеологизма связано с греческой мифологией. Мать Ахиллеса
(Ахилла), одного из самых сильных и храбрых героев, чтобы сделать сына неуязвимым, окунула его в священную воду реки Стикс. Окуная, мать держала младенца за пятку, и чудодейственная вода не коснулась её. Поэтому пятка осталась единственным уязвимым местом. Именно в пятку попала стрела, от которой Ахиллес погиб.
Задание первой группе. Отгадать загадки.
Второй группе. Разгадать ребус
Первая группа Лингвистический эксперимент
Объяснить значение фразеологизмов
Вторая группа
Определи значение фразеологизма
- Как с гуся вода 1. Неаккуратно
- Слегка закусить 2. Стреляный воробей
- Выполнить сразу два дела 3. Никогда
4.Приобрести что-то ненужное 4. Выполнить сразу два дела
- Пускать туда, где он опасен 5. Приобрести что-то ненужное
- Абсолютно безразлично 6. Пускать туда, где он опасен
- Опытный человек 7. Абсолютно безразлично
- Никогда 8. Опытный человек
- Рано 9. Рано
Работа по учебнику. Стр. 29. упражнение 53
Восстановите рассказ, используя слова для справок
Я работаю адвокатом, просыпаюсь ни свет ни заря. Не люблю бить баклуши, работы по горло. Возвращаюсь я ни жив ни мёртв, голодный как волк. Тут как снег на голову свалился Андреев. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что он прав в своих действиях.
(Слова для справок: неожиданно, рано, много бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сердился).
Вторая группа
Закончи фразеологизм, используя слова для справок (даны картинки)
- Делить шкуру неубитого…
- Купить…в мешке
- Набито как в бочке…
- Дуется как…на крупу
- Смотрит как…на новые ворота
- Ловить… в мутной воде
- Пускать…в огород
- Как…языком слизала
«СИНКВЕЙН»
Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра
из 5 строк, имеющее определённое строение:
1-я строка Кто? Что? (тема).1 фразеологизм
2-я строка Какой? (определение темы) — 2 прилагательных
3-я строка Что делает? (характерные действия или состояния предмета)- 3 глагола
4-я строка Что автор думает? Фраза из 4 слов
5-я строка Кто? Что?
Фразеологизм,
Главный, необходимый,
называет, делает.
Устойчивое сочетание, выразительной
Слов, речь
- V. Подведение итогов
- VI. Оценивание.
VII. Домашнее задание.
- Напишите связный текст на тему «Что я люблю (или не люблю)», используя следующие фразеологизмы:
точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать гром и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду.
Страница 29, упражнение 51
Сарсенова Роза Кенесовна,
колледж Болашак»
Мангистауская область, г. Актау