Организованная учебная деятельность.
Образовательная область: Познание.
Раздел: Ознакомление с окружающим.
Цель: Познакомить детей с историей создания часов. Разными вариантами часов,
которыми пользовались люди. Закрепитьи расширить знание детей о часах
и особенностях ихустройства;закрепить умение устанавливать временную
последовательность;развивать мыслительные способности. Воспитывать
интерес к технике, бережное отношение к приборами предметам.
Ход занятия:
Психогимнастика «Доброе утро»
Воспитатель предлагает детям разгадать загадку:
загадывает загадку:
Стучат, стучат
Не велят скучать
Идут, идут-
А все тут да тут. (часы)
Стук в дверь появляется Незнайка.
-Здравствуйте ребята, а почему вы все не спите? Я вот собираюсь спать.
Воспитатель: А чем же ты ночью занимался?
Незнайка: Гулял!
Воспитатель: Нет, Незнайка, наши дети живут по режиму, они в одно и тоже время встают, идут в садик, гуляют, спят и т. д
Незнайка: А как же это у вас так получается? Все делать в одно время?
Воспитатель: помогают в этом наши помощники, что за помощники такие?
Дети: часы!
Незнайка: что за часы такие, не слышал ничего о них.
Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать Незнайки, что такое часы.
Ответы детей.
Ребята! А как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?
Дети: По звёздам, по солнцу, по растениям и т.д.
Воспитатель: А вы хотите побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое.
Дети (считают):
— Раз, два, три, вокруг себя ты повернись,
В далёком прошлом окажись.
Воспитатель: Вот мы с вами и попали в Египет, древние египтяне изобрели первые часы, где стрелкой работала тень.
Опыт с часами. Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки показывает время.
Воспитатель:
— Какие часы придумали древние египтяне?
Дети:
— Солнечные часы.
Индивидуальная работа с детьми.
Воспитатель:
— Всегда ли можно определить время по этим часам?
Дети:
— В пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.А также они не работали в темное время суток, то есть ночью.
Воспитатель:
— А как вы думаете, какие часы придумали люди позднее?
Ответы детей.
Воспитатель:
— За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света.
Показ картинки водяных часов.
Воспитатель:
— В водяных часах время текло, переливаясь из одного сосуда в другой. Как вы думаете, удобны ли такие часы в использовании?
Дети:
— Вода вливалась из сосуда, заканчивалась и её надо было подливать.
Воспитатель:
— Правильно, “водяные часы” требовали постоянного контроля со стороны людей. Поэтому одновременно с “водяными” существовали “песочные” часы, устроенные по такому же принципу.
Показ картинки песочных часов.
Воспитатель:
— Чем неудобны в использовании такие часы?
— Песочные часы надо часто переворачивать, даже чаще, чем подливать воду в водяные часы.
Воспитатель:
— Мы говорим, что в водяных часах время…(текло), а в песочных часах. (пересыпается). Поэтому на смену песочным часам пришли восковые свечи. Показ и рассказ о огненных часах. Почему люди перестали использовать свечи, как часы?
Дети:
— Огонёк в таких часах можно легко задуть. Или потушить мог ветер или дождь.
Воспитатель: — Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями, и взлетев на забор, кричат «ку-ка-ре-ку!». Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло… Скоро утро! Довольно спать! Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. (Демонстрация с помощью фонограммы.)
— Часы цветы. Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая. Шиповник, лен и др. Цветы которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать… В пасмурную погоду цветочные часы не «работают» совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб.
Воспитатель:
— Уже намного позднее появились механические часы. Усовершенствованный механизм таких часов люди используют и сейчас.
Показ часов.
Воспитатель:
— Слышите, как они тикают? Давайте и мы с вами превратимся в часы.
Физминутка:
— Тик – так, тик – так,
Все часы идут вот так
Направо –раз,
Налево-раз.
Смотри скорей, который час .
Тик – так, тик – так, тик- так.
Ребята часы бывают разные, мы это видели на нашей выставке.
А скажите, как называются часы, которые весят на стене? а которые стоят на полу? На столе? А как называются часы, которые носят на руке? В кармане? А какие еще бывают часы? В виде украшений. (кольца, кулона)
Воспитатель:
— Правильно, ребята. Электронные часы не могут работать без электричества.
— Подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы?
Ребята, механические часы нужно постоянно заводить, закручивать пружинку. Не заведете вечером, на утро часы работать не будут. Это неудобство привело к тому, что люди стали дальше усовершенствовать часы и придумали вставлять в часы батарейки, которые приводят в движение механизм.
Ответы детей.
— Воспитатель: — А сейчас игра «Кто больше знает о часах»
- При помощи какого прибора измеряется время?
- Всегда ли были часы?
- Как люди измеряли время до появления часов?
- Назовите виды часов?
- Как называются главные часы нашей Родины и где они находятся?
- Какую пользу человеку приносят часы?
- Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?
- Какая стрелка на часах важнее?
Незнайка: спасибо вам большое ребята, я очень много узнал о часах. Но мне жаль, что я не смогу показать своим друзьям все те часы, которые видел сегодня. А им бы было очень интересно.
Воспитатель: не расстраивайся, Незнайка, мы с ребятами тебе поможем. Ребята у вас на столе лежат листочки с циферблатом и стрелками, нарисуйте любые часы, которые вам сегодня запомнились.
Итог занятия: — Чем сегодня занимались? Что больше всего понравилось?
(Отметить активных детей смайликами, витаминами, конфетой и т. д.)
Казакова Лариса Викторовна,
воспитатель детского сада №16
города Тараз, Жамбылская область