ЧАСЫ

Организованная учебная деятельность.

Образовательная область: Познание.

Раздел: Ознакомление с окружающим.

Цель: Познакомить детей с историей создания часов. Разными вариантами часов,

которыми пользовались люди. Закрепитьи расширить знание детей о часах

и особенностях ихустройства;закрепить умение устанавливать временную

последовательность;развивать мыслительные способности. Воспитывать

интерес к технике, бережное отношение к приборами предметам.

Ход занятия:

Психогимнастика «Доброе утро»

Воспитатель предлагает детям разгадать загадку:

загадывает загадку:

Стучат, стучат

Не велят скучать

Идут, идут-

А все тут да тут. (часы)

Стук в дверь появляется Незнайка.

-Здравствуйте ребята, а почему вы все не спите? Я вот собираюсь спать.

Воспитатель: А чем же ты ночью занимался?

Незнайка: Гулял!

Воспитатель: Нет, Незнайка, наши дети живут по режиму, они в одно и тоже время встают, идут в садик, гуляют, спят и т. д

Незнайка: А как же это у вас так получается? Все делать в одно время?

Воспитатель: помогают в этом наши помощники, что за помощники такие?

Дети: часы!

Незнайка: что за часы такие, не слышал ничего о них.

Воспитатель: Ребята, кто хочет рассказать Незнайки, что такое часы.

Ответы детей.

Ребята! А как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?

Дети: По звёздам, по солнцу, по растениям и т.д.

Воспитатель: А вы хотите побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое.

Дети (считают):

— Раз, два, три, вокруг себя ты повернись,
В далёком прошлом окажись.

Воспитатель:  Вот мы с вами и попали в Египет, древние египтяне изобрели первые часы, где стрелкой работала тень.

Опыт с часами. Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки показывает время.

Воспитатель:

— Какие часы придумали древние египтяне?

Дети:

— Солнечные часы.

Индивидуальная работа с детьми.

Воспитатель:

— Всегда ли можно определить время по этим часам?

Дети:

— В пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.А также они не работали в темное время суток, то есть ночью.

Воспитатель:

— А как вы думаете, какие часы придумали люди позднее?

Ответы детей.

Воспитатель:

— За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света.

Показ картинки водяных часов.

Воспитатель:

— В водяных часах время текло, переливаясь из одного сосуда в другой. Как вы думаете, удобны ли такие часы в использовании?

Дети:

— Вода вливалась из сосуда, заканчивалась и её надо было подливать.

Воспитатель:

— Правильно, “водяные часы” требовали постоянного контроля со стороны людей. Поэтому одновременно с “водяными” существовали “песочные” часы, устроенные по такому же принципу.

Показ картинки песочных часов.

Воспитатель:

— Чем неудобны в использовании такие часы?

— Песочные часы надо часто переворачивать, даже чаще, чем подливать воду в водяные часы.

Воспитатель:

— Мы говорим, что в водяных часах время…(текло), а в песочных часах. (пересыпается). Поэтому на смену песочным часам пришли восковые свечи.  Показ и рассказ о огненных часах. Почему люди перестали использовать свечи, как часы?

Дети:

— Огонёк в таких часах можно легко задуть. Или потушить мог ветер или дождь.

Воспитатель: — Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями, и взлетев на забор, кричат «ку-ка-ре-ку!». Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло… Скоро утро! Довольно спать! Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест. (Демонстрация с помощью фонограммы.)

— Часы цветы. Рано утром навстречу солнечным лучам поднимают свои головки золотистые одуванчики, а за ними открывает лепестки гвоздика полевая. Шиповник, лен и др. Цветы которые рано раскрыли свои лепестки, днем начинают засыпать… В пасмурную погоду цветочные часы не «работают» совсем. Цветки у них остаются закрытыми. Поэтому люди их используют только для украшения клумб.

Воспитатель:

— Уже намного позднее появились механические часы. Усовершенствованный механизм таких часов люди используют и сейчас.

Показ часов.

Воспитатель:

— Слышите, как они тикают? Давайте и мы с вами превратимся в часы.

Физминутка:

— Тик – так, тик – так,
Все часы идут вот так

Направо –раз,

Налево-раз.
Смотри скорей, который час .
Тик – так, тик – так, тик- так.

Ребята часы бывают разные, мы это видели на нашей выставке.

А скажите, как называются часы, которые весят на стене? а которые стоят на полу? На столе? А как называются часы, которые носят на руке? В кармане? А какие еще бывают часы? В виде украшений. (кольца, кулона)

Воспитатель:

— Правильно, ребята. Электронные часы не могут работать без электричества.

— Подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы?

Ребята, механические часы нужно постоянно заводить, закручивать пружинку. Не заведете вечером, на утро часы работать не будут. Это неудобство привело к тому, что люди стали дальше усовершенствовать часы и придумали вставлять в часы батарейки, которые приводят в движение механизм.

Ответы детей.

— Воспитатель: — А сейчас игра «Кто больше знает о часах»

  1. При помощи какого прибора измеряется время?
  2. Всегда ли были часы?
  3. Как люди измеряли время до появления часов?
  4. Назовите виды часов?
  5. Как называются главные часы нашей Родины и где они находятся?
  6. Какую пользу человеку приносят часы?
  7. Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?
  8. Какая стрелка на часах важнее?

Незнайка: спасибо вам большое ребята, я очень много узнал о часах. Но мне жаль, что я не смогу показать своим друзьям все те часы, которые видел сегодня. А им бы было очень интересно.

Воспитатель: не расстраивайся, Незнайка, мы с ребятами тебе поможем. Ребята у вас на столе лежат листочки с циферблатом и стрелками, нарисуйте любые часы, которые вам сегодня запомнились.

Итог занятия: — Чем сегодня занимались? Что больше всего понравилось?

(Отметить активных детей смайликами, витаминами, конфетой и т. д.)

 

Казакова Лариса Викторовна,

 воспитатель детского сада №16

 города Тараз, Жамбылская область

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*