ОУД для старшей группы
Образовательная область: Познание.
Раздел: Формирование элементарных математических представлений.
Цель: ввести число и цифру 8; учить соотносить цифру и число предметов и порядок счета; учить правильно распознавать и изображать цифру 8; развивать навыки ориентации в пространстве; развивать внимание и логическое мышление; закрепить знание геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник); продолжать упражнять в прямом и обратном счете в пределах 8 .
Наглядный материал: полотно с цифрами от 1 до 8; счетные палочки; звезды с буквами; предметные картинки.
Словарная работа: число и цифра 8.
Полингвальный компонент: сегіз — восемь- eight, луна- ай-moon, күн- солнце-sun, зымыран- ракета-rocket
Ход занятия:
-Сегодня к нам пришло немало гостей!
-Как вы думаете, какое у меня настроение?
-Верно! Возьмемся за руки, и я передам вам свое хорошее настроение
Армысың, асыл күн!
Армысың, асыл жер!
Армысың, көк аспан!
Армысың, жан досым!
Жылуыма жылу қос,
Міне, менің колым!
Слышится сообщение: «Ребята, здравствуйте! Мы жители планеты Грамотейка, просим вас о помощи! Космические пираты похитили у нас ценную и нужную книгу. Ее надо вернуть! Название книги вам помогут определить звезды»
-Что делать?
Дети: помочь.
-Правильно! И успех будет зависеть от того, насколько дружно мы будем действовать и выполнять задания. Что бы узнать, на чем мы отправимся в космос, отгадайте загадку!
Крыльев нет у этой птицы
Но нельзя не подивиться,
Как распустит птица хвост
И поднимется до звезд.
Дети: -Ракета-зымыран- rocket.
Верно! Мы отправимся на ракете. Приглашаю вас в конструкторское космическое бюро, где каждый из вас станет конструктором ракеты.
-Вы построили ракеты, и жители планеты Грамотейка прислали первую звезду с буквой К.
Прикрепляет букву К на мольберт.
Мы построили ракету,
Корабля быстрее нету.
Приглашаю всех в полет!
Приготовились к старту! (Слышится треск) Что-то не так! Наша ракета не может взлететь! Видимо, космические пираты установили код. Нам нужно его расшифровать.
Игра «Найди недостающую цифру» На доске полоска с цифрами до 8, некоторых чисел не хватает, детям нужно восстановить числовой ряд.
-Какая цифра стоит перед цифрой 2?
Дети :1
-Какая цифра стоит после цифры 2?
И т.д. Ребенок должен найти цифру и назвать ее.
-Отлично справились! Числовой ряд восстановлен! А теперь другая игра.
Игра «Назови соседа числа!» Дети называют соседей числа 5, 7 и т.д.
-Появилась звезда с буквой З. (Помещает ее на мольберт) Значит, мы на верном пути! Можем лететь! (Звучит музыка). Начинаем обратный отсчет 8,7,6,5,4,3,2,1, пуск! Вот и начался полет! Вы слышите? Внимание! Внимание! Навстречу нашему космическому кораблю движутся небесные камни- это метеориты. Рассмотрим, как они выглядят!
Игра «Чем похожи и чем отличаются?»
—Первая пара метеоритов. Посмотрите, чем они похожи и чем отличаются.
Дети: Обе фигуры синего цвета, но одна- квадрат, а вторая- круг. Оличаются они формой.
-Показывают вторую пару метеоритов.
Дети: Здесь прямоугольник и овал. Отличаются они друг от друга по цвету и по форме: прямоугольник- зеленый, а овал- оранжевый.
-Метеориты очень опасны для нашей ракеты. Необходимо срочно изменить курс космического корабля. Для этого нужно выложить новый маршрут, будем делать это с помощью счетных палочек (дает схемы) Необходимо отсчитать семь палочек и составить эти схемы.
Правильно выполнили задания! Вот еще одна звезда, с буквой У (помещают ее рядом с другими буквами). Наш полет продолжается!
-Как красиво вокруг: блестят звезды, пролетают кометы.И много разных планет!
Чтобы глаз вооружить,
И со звездами дружить,
Млечный Путь увидеть чтоб,
Нужен мощный телескоп.
Предлагаю взять телескопы и посмотреть в космическую даль.Что мы там можем увидеть?
Игра «Что я вижу?» Перед детьми- различные картинки о космосе. Дети смотрят в бумажные телескопы и сообщают, что они видят.
— А теперь я буду произносить стихотворные строки,а вы- отгадывать последнее слово строки
- До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
- У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По- английски- астронавт,
А по-русски (космонавт)
- Лучшая из всех планет,
Без нее нам жизни нет.
Мы на ней живем, друзья,
Это наша (Земля)
- Ночь уже не так темна,
Если светит нам (Луна)
- Яркий свет огня большого,
Не спеша огонь тот ходит,
Землю матушку обходит,
Светит в каждое оконце.
Ну конечно, это (солнце)
- Вот камень с неба к нам летит, Как звать его? (метеорит)
- Не Солнце, не Луна,
Не планета, не звезда.
По небу летает, Самолет обгоняет. (спутник)
Дети: Ракета, Космонавт, Земля, Луна-ай- moon, Солнце-күн- sun, Метеорит, Спутник.
Как эти слова можно обобщить одним словом?
-Молодцы! Итак, еще одна звезда- с буквой Б.
Летит стальной корабль
В космической дали,
И хоть малы его окошки,
Все видно в них, как на ладошке:
Как звезды мерцают холодным огнем
Как восемь планет кружат ночью и днем.
Один-Меркурий, два-Венера, три-Земля, четыре-Марс,
пять-Юпитер, шесть-Сатурн, семь-Уран, восемь-Нептун.
— Какие вы знаете планеты?
-Как называется наша планета?
-Верно! Заслужили букву А.
-Мы сегодня знакомимся с новой цифрой 8-сегіз- eight. Цифра 8 так вкусна: из двух бубликов она.
Давайте нарисуем ее в воздухе, а потом глазами. Теперь ножками по полу,а еще похлопаем в ладоши восемь раз.
Теперь ножками по полу, а еще похлопаем в ладоши восемь раз.
— Посмотрите ! Еще одна звездочка, с буквой А появилась. Наш корабль приближается к планете Грамотейка! Мы прилетели на планету.Высаживаемся! Ребята, на планете Грамотейка нас встречают стражники, но один из них потерялся. Какого стражника не хватает?
Воспитатель показывает картинку, состоящую из геометрических фигур (рисунок).
-Не могу понять, на кого похожи эти стражники.
-Появилась еще одна буква А. Это значит мы справились с заданием. Выполнили все задания, и теперь мы можем узнать, какую книгу похитили космические пираты. Азбука! Ценная и нужная книга, по ней вы сможете научиться читать.
Звучит сообщение: «Спасибо вам, ребята! Вы вернули Азбуку. Благодарим вас, примите наши дары, которое находится в сундучке. До свидания»
-Сундучок мы найдем по инструкции (читает). Повернитесь лицом к окну, сделайте два больших шага вперед, повернитесь направо, присядьте. Будьте внимательны!
-Мы помогли вернуть Азбуку. В гостях хорошо, а дома лучше, нам пора возращаться на родную Землю.Возьмитесь за руки, отсчитаем, начиная с 8:8,7,6,5,4,3,2,1.Пуск! Вот мы и вернулись домой!
Вам понравилось путешествие? Какое доброе дело мы сделали? Чем занимались? Я вами очень довольна!
Дети: Отвечают на вопросы.
Подводят итог.
Нурманова Раушан Кабыкеновна,
воспитатель ГККП ясли- сад «Сауле»
г. Петропавловск