Home » Начальная школа » Что нужно узнать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе

Что нужно узнать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе

Большинство детей, как правило, развиваются неравномерно. Одни способности могут опережать развитие других. К сожалению, бывает так, что опережающее развитие может оказаться невостребованным в начальной школе. Скажем, абстрактное мышление оказывается нужнее в более старшем возрасте. Зато недоразвитие мелких мышц руки («тонкая моторика») может серьезно испортить жизнь и ребенку, и его родителям. Надо сказать, что сочетание неодинаково развитых способностей встречается часто. У недооцененного ребенка в начальной школе может даже сложиться комплекс неполноценности. Ведь в начальной школе дети формируют свое представление о себе на основе оценки учителя и родителей. Позднее, в старших классах негативную самооценку бывает очень трудно исправить. При этом, далеко не всем известно, что именно стойкий неуспех в учебе снижает интерес к учению, и тогда ребенок может начать поиск себя вне школы. Поддержать ребенка в овладении школьными навыками — задача, решение которой может определить всю его дальнейшую жизнь.

В практике чаще всего обнаруживаются следующие проблемы психического и интеллектуального развития детей 6—8 лет.

  1. Недостаточное речевое развитие, в том числе речевой памяти.
  2. Неполные зрительные и зрительно-пространственные представления.
  3. Задержка развития мелкой моторики рук.
  4. Недостаточно развитое внимание.
  5. Недостаточно развитая произвольность.
  6. Нарушение формирования учебной мотивации.
  7. Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
  8. Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).
  9. Высокая утомляемость.

Первым четырем группам детей целесообразно сотрудничать с логопедом, остальные проблемы решаются преимущественно психологическими методами, иногда совместно с логопедом, дефектологом или психоневрологом. Иными словами, психолог направляет коррекционно-развивающую работу в той мере, в какой выявленные проблемные зоны развития ребенка соответствуют его компетенции.

Надо сказать, что данные исследований свидетельствуют, что наиболее успешными в школе оказываются дети с относительно равномерным развитием. Жизнерадостность, активность, любознательность, способность фантазировать, сочувствовать и сопереживать для ребенка оказываются более важными в дальнейших жизненных успехах, чем сниженный фон настроения, чрезмерная послушность, зависимость от других.

Известно, что у большинства первоклассников есть проблемы с вниманием. Ребенок 6—7 лет, как правило, способен произвольно удерживать внимание около 20 мин. После этого наступает утомление и учителю приходится использовать особые приемы, чтобы дети были работоспособны в течение всего урока. Внима­ние связано, во-первых, с работоспособностью. Некоторые дети утомляются крайне быстро. Чаще это те, чьи мамы имели ослож­нения беременности и родов, однако встречаются и другие при­чины. Утомление чаще всего бывает двух видов. Одно проявляется классически: уставший ребенок начинает зевать, становится сонным, работу продолжает выполнять формально. Нужно дать ему отдохнуть: например, переключить на другую, более привычную и интересную деятельность. Другой вид утомления может обескураживать: некоторые родители считают, что их ребенок вообще не устает, настолько он подвижен, активен. Утомление проявляется парадоксально: чем больше ребенок устал, тем более подвижным он становится. Это проявляется также в отвлекаемости: дети начинают реагировать на все случайные раздражители, движения руки становятся все более размашистыми, выполняемая работа также приобретает черты формальности. Таких детей невозможно, да и вредно заставлять сидеть тихо: набегавшись, активный ребенок постепенно сможет вернуться к учению. Наконец, время от времени встречаются дети, которые испытывают пресыщение, скуку: они уходят в мир своих игр и фантазий,

все меньше реагируя на требования учителя. При утомлении у детей ухудшаются:

— переключение (уставший ребенок не способен следовать за мыслью учителя);

— концентрация внимания (уставший пропускает мимо ушей сказанное учителем, делает все больше ошибок при самостоятельной работе, становится все более отвлекаемым);

— распределение внимания (ребенок испытывает затруднения при совмещении двух видов работы, например, при списывании текста, при работе по образцу).

У разных детей могут быть слабыми разные формы внимания. От этого зависят и рекомендации психолога. Внимание также связано с произвольностью или волей. Если ребенок предпринимает специальные усилия, чтобы выполнить ту или иную работу, ставит перед собой определенную цель — можно говорить о про­извольном внимании. Именно способность к произвольному вниманию является главной в учебной деятельности. Говоря о ребенке как о невнимательном, мы имеем в виду именно произ­вольное внимание.

Произвольность обусловлена общим развитием ребенка, в особенности речевым. Способность к произвольному вниманию, сле­дованию поставленной цели формируется постепенно. В первую очередь это происходит в процессе игры. Наверное, вы обратили внимание, что игры детей меняются с возрастом. Когда ребенок научился играть в ролевые игры (дочки-матери, например), и, тем более, в игры с правилами (резиночка, игры с фишками, шашки, шахматы), тогда и можно говорить о достаточном развитии про­извольности, в том числе произвольности внимания. Поэтому психологи и педагоги рекомендуют родителям обеспечить условия для игры ребенка со сверстниками. Игра для ребенка — это его работа, как потом его работой станет учение.

Произвольность, или способность следовать поставленной цели, зависит также от способности сформулировать, представить себе цель. Для этого надо научиться мысленно представлять себе не только цель, но и конкретные способы ее достижения. Эта способ­ность обусловлена воображением, а также развитием так называемого «внутреннего плана деятельности» (это действие я сделаю вначале, это действие — потом, получу такой-то результат). Сформированность плана, в свою очередь, зависит от речевого развития, т.е. умения анализировать и обобщать информацию при помощи слов, а также запоминать ее. Умение представить себе цель и спо­собы ее достижения предполагают способность сравнивать полу­ченный результат с планируемым. Если постановка цели связана с будущим, то оценка — с прошлым, с умением вернуться назад.

При недостаточном развитии внимания у ребенка коррекция должна быть направлена в первую очередь на развитие критичнос­ти, наблюдательности, речи. Часто недостаточное внимания влияет на наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие. Происходит это примерно так: чтобы рассмотреть предмет, мы должны обвести его взором. Невнимательные люди не успевают рассмотреть детали, в памяти остается искаженный образ. Недостаточность зрительных представлений вызывает плохое запоминание образа буквы, что приводит к ошибкам при письме. Поэтому психологи могут рекомендовать упражнения по развитию умения слышать и видеть.

Все способности тесно переплетены между собой. Психологу важно найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе с семьей конкретные пути решения проблемы.

Опыт показывает, что в возрасте 6—8 лет некоторые дети пи­шут буквы и числа зеркально. При этом также наблюдается «зеркальное» чтение (перестановка букв в словах) и затруднения в лево-правой ориентировке в пространстве. С возрастом, по мере овладения навыками чтения и письма, эти нарушения, как прави­ло, проходят. Тем не менее, остается группа детей, продолжающих «зеркалить». Чаще всего упорно «зеркалят» левши или, так называемые, «скрытые левши». Поэтому представляется целесообразным ввести дополнительные, косвенные упражнения, направленные на коррекцию.

Процесс овладения чтением и письмом очень сложен. В нем задействованы многие системы мозга. Для того чтобы понять, насколько непросто научиться читать и писать, представьте себя изу­чающим арабскую или китайскую письменность. При обучении чтению и письму ребенок должен запомнить зрительный образ буквы, запомнить, какому изображению соответствует определенный звук, должен научиться анализировать звуковой и буквенный состав слова. «Зеркалящие» дети могут путать похожие буквы («б» и «д»), путать числа, скажем, 17 и 71. Понятно, что такая путаница не способствует письму и счету без ошибок. Кроме того, ребенок должен усвоить, что при письме и чтении звуки и буквы нужно как бы нанизывать на бусы по очереди, в строго определенной последовательности. Он учится удерживать в памяти предыдущие буквы и звуки, объединяет их, а затем соотносит полученное сочетание звуков с определенным смыслом. Ребенок тем лучше справляется, чем большей усидчивостью, внимательностью и умением слушать обладает.

Родителям лучше первые две четверти оставаться рядом с первоклассником, особенно при выполнении первых домашних заданий.

 

Романенко Ольга Григорьевна,

Областная специальная коррекционная

школа-сад для детей с задержкой

психического развития,

г. Актобе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*