Home » Детский сад » Развитие тонкой ручной моторики

Развитие тонкой ручной моторики

Развитие тонкой ручной моторики — один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития. Значение этой работы трудно переоценить, так как научные данные указывают на тесную связь ручной моторики с речевым, психическим и личностным развитием ребенка. Она играет огромную роль не только в подготовке руки ребенка к письму, как это часто отмечается в методически литературе, но и в многостороннем развитии организма ребенка в целом. Под влиянием целенаправленной коррекционной работы активно развиваются высшие психическая функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие, совершенствуются восприятие, мышление и речь ребенка.

Общеизвестно, что степень сформированности ручной моторики зависит как от физиологической зрелости коры головного мозга, так и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее, либо задерживают.

В среднем дошкольном возрасте у детей с ЗПР основное внимание уделяется развитию функциональных возможностей их кистей и пальцев рук. С дошкольниками организуют разнообразные пальчиковые игры, которые сопровождают речью, Например, на начальных этапах обучения можно надеть на руки малышам цветные рукавички и выполнять действии по аналогии с действиями животного («Лягушата прыгают ква-ква, ква-ква; лягушата смелые — ква-а-а, ква-а-а» — руки сжать в кулаки, выполнять действия вверх, вниз, ежи мая и разжимая пальцы). После того как пальцы разогреются, можно предложить детям упражнения для каждого пальца в отдельности. При этом нужно закрепить названии всех пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Параллельно с упражнениями на развития пальцев дети учатся выполнять специфические приемы захвата предметов (щепотью и пинцетный). Для этого они воспроизводят действия взрослого («Выложим дорожку из фасоли», «Нанижем ягоды на ниточку», «Посолим суп», «Посыпаем песочком»

В работе по развитию тонкой ручной моторики можно использовать семян» и др.). дидактические игры и игровые задания «Боги нок», «Наряди елку», «Оденем кукол на прогулку», «Посади цветы на лужок», «Разложи фрукты», «Сапожок», «Собери зайку». Можно использовать игры на развитие мелкой моторики:

«Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.

    «Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.

   «По кочкам через болото». На столе рассыпают мелкие камешки — «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге.

   «Шофер». На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5—7 см друг от друга. Понадобится также фишка — пластмассовый или деревянный кружок. Передвигая фишку одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.

Формированию тонкой ручной моторики детей способствуют занятия продуктивной деятельностью, на которых их учат правильно использовать предметы-орудия и вспомогательные средства (мел, фломастеры, кисточки, ручки, карандаши, листы бумаги, доски, мольберты) для рисования и письма.

На занятиях по лепке дети учатся разрывать пластилин на мелкие кусочки; размазывать его пальцами по дощечки и по картону. Занимаясь аппликацией, дети обучаются ориентироваться на листе бумаги, работать по образцу, анализируя его (сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно). При этом дети выполняют аппликации по образцу и по речевой инструкции. Например: «Наклейте в середине листа дом, вверху — голубое небо, внизу — зеленую траву»; «Наклейте в середине листа снежную бабу, справа от дома елку, слева снежный ком». Выполнив задания по речевой инструкции, дети сравнивают свои работы с образцом, уточняют в своих речевых высказываниях пространственное расположение на листе бумаги предметов и объектов.

На занятиях по рисованию дети учатся выполнять различные движения кистями рук. Сначала они учатся проводить горизонтальные прямые линии справа налево. Пальцами на большом листе бумаги они проводят краской прямые тиши (по подражанию и самостоятельно), также пальцами рисуют дорожки разной ширины (от одного до двух с половиной сантиметров) от одного края листа бумаги до другого, карандашами проводят непрерывные линии от начала до конца дорожек строго по середине (при этом линия не должна выходить за края дорожки). Детям предлагаются упражнения «Дорожки для ежика (муравья)», «Цыпленок идет к курочке», «Колобок катится по дорожке в лес» и т. д. Нее эти упражнения дети могут выполнять по подражанию, но образцу и по речевой инструкции. Важно сформировать у них умение проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от листа бумаги.

После того как дети научатся проводить прямые непрерывные горизонтальные линии справа налево, можно приступать к формированию у них умения проводить линии в разных направлениях: по вертикали сверху вниз, по горизонтали слева направо, волнистые линии непрерывные, прерывные, прямые линии по пунктирам до определенной точки («Дождик», «Заборчик», «Светит солнышко»).

Для совершенствования графических навыков детей учат проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб. Детям предлагается обвести по контуру простые предметы, заштриховать в одном направивши (сверху вниз) объекты (яблоко, грунта, воздушный шар и т.д.). При раскрашивании контурных сюжетных рисунков цветными карандашами у детей формируются индивидуальные предпочтения при выборе цвета.

У детей шестого и седьмого года жизни тонкая ручная моторика продолжает совершенствоваться. Мы рекомендуем осуществлять эту деятельность в следующих направлениях:

  1. Выполнение упражнений, имеющих образно-смысловую направленность (по образцу и по речевой инструкции), в статичном режиме.
  2. Выполнение заданий с мелкими предметами и сыпучим материалом.
  3. Организация двигательной нагрузки в динамическом режиме.
  4. Выполнение упражнений в заданном ритме (с речевым сопровождением и без него).
  5. Графические упражнения в альбомах и в тетрадях.
  6. Выполнение упражнений на реципрокную координацию (в симметричном и ассиметричном режимах деятельности).

Рассмотрим содержание работы по каждому из перечисленных направлений.

Первое направление работы играет чрезвычайно важную роль в формировании у детей навыка принятия и удержания определенной ручной позы. Удержание позы (первоначально одной ведущей рукой, а затем и обеими руками) несет статическую нагрузку и развивает зрительно-двигательную координацию, поскольку ребенок удерживает взгляд на зафиксированной в определенной позе руке, будь то «палец» или «коза-дереза». Умение зафиксировать руку в заданной позе (неважно по образцу или по подражанию, когда взрослый помогает ребенку сложить и удержать пальцы в нужном положении) является основой любой ручной работы, например удержание фломастера, кисточки с клеем или действия с карандашом. Во всех этих действиях мышцы испытывают статическую нагрузку, которая в зависимости от вида деятельности может быть достаточно длительной. Таким образом, навык удержания позы способствует развитию ручной умелости и является основой для формирования произвольного управления ручной и кистевой динамикой.

В упражнениях, имеющих образно-смысловую направленность, дошкольники наблюдают за движениями собственных рук, демонстрируя их высокие выразительные возможности. Детям можно предложить игровые упражнения на создание образов неодушевленных предметов, на отражение характерных особенностей движений животных или литературных персонажей. Например, дети могут поставить обе кисти рук в позу «стол», «стул», «очки», «гнездо», «дом», «замок», «коза-дереза», «зайчик», «гусь». Для дальнейшего совершенствования тонкой ручной моторики и согласования выработанных навыков с образно-смысловым содержанием деятельности детям можно предложить следующие игровые задания: «Давайте покажем руками, как плывет рыбка», «Покажем, как змейка ползет», «Покажем, как кружится и падает осенний листок».

Можно использовать и такие игры:

«По кочкам через болото». На столе рассыпают мелкие камешки — «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге.

Полезны занятия с разнообразными конструкторами, пазлами, вкладышами, коробками форм. Можно рекомендовать собирать игрушки из мелких деталей типа «киндер-сюрприз».

Чтобы поддержать интерес детей к данному виду деятельности, можно предложить им сделать декоративные бутылки, то есть наполнить прозрачные бутылки мелким разноцветным материалом. В качестве наполнителя используют манку, чечевицу, горох, перловку, пшено, гречневую крупу. Например игра:

«Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна — со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр.  Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.

«Гармошка». Взять большую пуговицу с двумя отверстиями. В оба отверстия продеть толстую нитку и завязать, чтобы образовалось кольцо. Разместив пуговицу посередине, зацепить указательным и средним пальцами каждой руки петельки по обе стороны от нее и, вращая руками нитку, как скакалку, закрутить пуговицу. Нитка станет раскручиваться и, пружиня, закручиваться в другую сторону. Задача ребенка — не дать «гармошке» остановиться, все время совершая сводящие и разводящие движения пальцами.

Работа по динамическому переключению поз предполагает выполнение тех же упражнений на удержание позы, которые предлагались детям раньше. Однако в данном случае эти упражнения следует чередовать друг с другом. Например, «зайчик» — «пальчик», «коза-дереза» — «гусь», «курочка» — «петушок». Наиболее распространенными являются упражнения на подражательные действия без предметов («Молоток и гвозди»,  «Покажи, как режут ножницы», «Пили, пила»), имитирование игры на музыкальных инструментах и др.

 «Играем на балалайке». Между указательным и средним пальцами  натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку, как струны балалайки, указательным и средним пальцами другой руки.

Кроме упражнений на развития движений пальцев, в работе с детьми используются задания на кистевые переключения: «ребро — ладонь», «кулак — ладонь», «дом — замок», «ребро — ладонь — кулак» и др.

 

 Григораш Елена Владимировна,

Областная специальная коррекционная

школа-сад для детей с задержкой

психического развития,

г. Актобе

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*