Сейчас идет полным ходом внедрение обновлённых программ в 1,2,5,7 классах школ Республики Казахстан. В то же время, все больше наше общество волнует вопрос: «Что принесут нам перемены?». И чтобы получить ответ на эти вопрос, тренеры филиала ЧУ «Центра педагогического мастерства» в г. Караганда обратились к опыту педагогов пилотных школ Карагандинской области гимназии №3 г. Караганда, СШ п. Киевка Нуринского района, апробирующих Государственный общеобязательный стандарт начального образования
Опираясь на накопленный небольшой опыт педагогов школ, можно говорить о некоторых достижениях. Что дает новое содержание?
По мнению учителей обновление содержания образования дает возможность отойти от «традиционной» организации учебного процесса к деятельностному подходу. Обучающиеся получают знания через активную участие в учебном процессе. При этом используются активные методы обучения и формы, способствующие развитию навыков критического мышления, самостоятельному приобретению учениками новых знаний и взаимообмену.
Посещая занятия учителей пилотных школ, тренеры ЦПМ наблюдают, что с каждым годом постепенно и учителя и обучающиеся демонстрируют те необходимые навыки, которые помогут в становлении самодостаточной личности. На своих уроках учителя стараются включить процесс самопознания всех учеников, в зависимости от уровня его мыслительных навыков. Самым сложным является отказ от доминирующей роли учителя, когда класс должен стать территорией ученика, где будет слышен «голос ученика».
Изменения, внесенные в систему оценивания, позволили учителям по-новому взглянуть на результаты обучения. По мнению педагогов, критериальное оценивание делает процесс ясным, понятным и прозрачным. Обратная связь с учениками стимулирует их на достижение лучших результатов. Безотметочное оценивание, как заметили учителя, возлагают на учеников ответственность за собственное обучение.
Изменилось также и отношение многих родителей к обучению своих детей. Меньше стало недоразумений и претензий к педагогам из-за оценок или их отсутствия. Через разъяснительные беседы на родительских собраниях, через предоставление учителями обратной связи отметка стала теперь объективной и понятной для всех участников процесса обучения.
«Конечно, все новое не дается легко и результаты не увидишь быстро», и как отмечают педагоги, «нам приходится многому учиться». Ежегодно учителя обучаются на курсах в Центре педагогического мастерства, посещают занятия и семинары учителей НИШ ХБН г.Караганды, получают методическую поддержку у тренеров филиала ЦПМ. Также проводятся семинары, мастер-классы, круглые столы, где учителя пилотных школ делятся своим положительным опытом успешного внедрения обновленного содержания образования.
Куляш Шубакова, Гульжан Ильясова,
тренеры филиала ЧУ «Центр педагогического мастерства»,
г. Караганда