Развитие суверенной Республики Казахстан, складывающиеся новые мировоззренческие позиции в обществе требуют от отечественного обществоведения разработки новых концептуальных решений и подходов к оценке прошлого и настоящего, критического анализа и переосмысления научного наследия в области исторических знаний.
После обретения независимости Казахстаном, народ легко возродил в памяти все события XX столетия, в том числе связанные и с движением «Алаш». В результате интенсивных научных изысканий стало возможным объективно определить роль и место движения Алаш в истории национально-освободительной борьбы казахского народа и восстановить историческую справедливость в оценке деятельности правительства Алаш-Орды. Движение «Алаш» — эпохальное явление. Его деятельность, идеи, программы заложили фундаментальные основы становлению национальной государственности.
Сейчас люди осознают и понимают значение Алаш — Орды в истории благодаря публикациям и трудам историков, публицистов, журналистов, писателей. Дело в том, что движение «Алаш» – первое интеллектуальное движение в истории казахского народа, которое было им поддержано, и решающую роль, конечно же, здесь сыграла национальная интеллигенция, придавшая этому процессу целенаправленность.
В своей книге «В потоке истории» Глава государства Н. А. Назарбаев отметил: «Мы должны уважать и ценить людей, боровшихся за свободу и независимость Казахстана. Участники движения «Алаш» искренне верили, что свержение царя принесет казахскому народу долгожданную свободу. Но этого не произошло. Люди погибали за идею, но именно они пробудили в нас стремление к независимости. Счастье ее обретения выпало нашему поколению… Наказ «Алаша» для нас — сохранить свое историко-культурное единство. Наказ «Алаша» — беречь и укреплять согласие…».
«Алаш» — это национальная идея, взрастившая народ. Эта идея ведет свое начало с правления Аблай-хана, когда он пытался объединить земли трех жузов под единым началом. Однако этого не произошло вследствие того, что Младший жуз вошел в состав Российской империи. «Алаш» — это акт осознания нацией своей территориальной принадлежности, определение доли и вклада народа, имеющего свое место под солнцем. «Алаш» — это совершенно новая общественно политическая сила: казахская интеллигенция, «духовно-интелектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации». Выше всего они ставили духовную и национальную независимость
Часть казахской молодёжи, обучавшейся в вузах России, Турции, Польши, составила костяк алашского движения. Лидеры движения «Алаш» — Букейханов, Байтурсынов, Дулатов, Ермеков, Шокаев и многие другие – это передовые люди той эпохи.
Роль Букейханова можно сравнивнить с такими выдающимися лидерами национально-освободительного движения в Азии, как Махатма Ганди в Индии, Сунь Ятсен в Китае, Мустафа Ататюрк в Турции. Алихан Нурмухамедович Букейханов по своему интеллектуальному уровню был наравне с этими личностями. Высшее образование получил в Петрограде, окончил Лесной институт, один из самых престижных в то время. Избирался депутатом Государственной думы России. Алихан Букейханов в рядах казахских просветителей принимает активное участие в разработке «новометодной» или джангирской школы, которая стремится более творчески и ближе подойти к нуждам национального образования, синтезировать лучшее из традиционной этнопедагогики с передовыми идеями русско-европейской школы.
Алихан Букейханов с энтузиазмом принимает участие в деятельности органов Временного правительства. Назначается комиссаром Временного правительства по Тургайской области. Эта должность по статусу равнялась должности генерал-губернатора в прежней системе управления. Одновременно Букейханов становится членом Туркестанского комитета. Однако для Алихана Нурмухамедовича первостепенное значение имеет национально-освободительное движение. Создавшиеся в империи политические условия позволяют лидерам степи созвать в июле 1917 года в Оренбурге первый всеказахский съезд. Букейханов, выступавший с основным докладом, объявляет о создании первой в национальной истории политической партии «Алаш» и о своем выходе из состава партии кадетов. «Алаш» ставил две задачи: освобождение казахского народа от колониальной зависимости и преодоление социально-экономической отсталости.
Ахмет Байтурсынов один из идеологов и руководителей Алаш Орды, издатель и редактор главного печатного органа партии «Алаш» и правительства Алаш Орды — газеты «Казах». О жизни и творчестве А. Байтурсынова имеется достаточно много исследований, которые, однако, не дают полного представления об этой неординарной личности. В 1998 году отмечалось 125-летие со дня его рождения. Произведения А. Байтурсынова были опубликованы в 1989 году издательством
«Жазушы», Алма-Ата. Однако в сборник не вошли основные его труды. В результате научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсунова мы имеем казахскую азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию казахского языка, теорию словесности и историю культуры. Трагичен был путь Ахмета Байтурсынова, великого патриота казахского народа, отдавшего жизнь за его будущее.
Миржакып Дулатов — поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вместе с Букейхановым и Байтурсыновым составил тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в.
Стремительно, как ураган, он ворвался в историю своей книгой «Оян, казак», созданной в 1909 году. Революционный дух, желание посвятить свою жизнь Отечеству привели его в партию «Алаш», а затем в правительство Алаш Орды, где он вместе с А. Байтурсыновым издавал главный печатный орган Алаш Орды — газету «Казах». Газета «Казах» вела огромную работу по формированию самосознания казахского народа, звала народ к оседлости, образованию, сохранению духовных ценностей, единству, объединению вокруг Алаш Орды для получения автономии в составе России. Причем автономия рассматривалась как первый этап на пути» к полной независимости. Книга «Оян, казак», переизданная издательством «Алтын Орда» в 1991 году, в свое время явилась крупным событием в жизни казахского народа.
Мустафа Шокаев. Окончил Петроградский университет. Учился с главой Временного правительства России Александром Федоровичем Керенским, который назначил его официальным представителем Временного правительства в Туркестанском крае. С мандатом Временного правительства прибыл в Оренбург, где его власть признали все официальные органы Оренбургской, Омской, Туркестанской губерний. За короткий срок М. Шокаевым была достигнута принципиальная договоренность с губернаторами Оренбургской, Астраханской, Омской, Туркестанской губерний о создании на территории Туркестанского края Туркестанской автономии, в правительство которой должны были войти представители всех народов, населяющих Туркестанский край, в том числе русского и казачества пропорционально их численности. Однако позже планы М. Шокаева несколько изменились, и он согласовал с Временным правительством создание вместо одной автономии двух: Киргизской — во главе с правительством Алаш Орды и Кокандской — во главе с Мухамеджаном Тынышбаевым.
Орды и Кокандской автономии с просьбой признать их. Просьбы были отклонены. Тогда М. Шокаев выехал в Коканд и заменил на посту премьер-министра
Кокандской автономии М. Тынышбаева. В планы М. Шокаева входила организация с участием русского населения вооруженного сопротивления большевикам. Однако русское население Средней Азии отказалась сотрудничать с Кокандской автономией и призвало в Коканд Красную Армию. В отличие от остальных руководителей Алаш Орды, надеявшихся найти общий язык с большевиками-коммунистами, он покинул страну и выехал в Грузию. М. Шокаев, единственный из правительства Алаш Орды, вел политическую борьбу против коммунистов. О его заграничной деятельности есть труд Хасена Оралтая, опубликованный в турецкой печати. В августе 1991г. этот труд был частично переведен на казахский язык Фадли Алиевым и опубликован в газете «Азат» 31 августа 1991 года.
На формирование политического мировоззрения деятелей алашского движения способствовала политическая ситуация, сложившаяся в начале XX века в России, которая совпало усилением революционного движения, охватившим Российскую империю вследствие кризиса ее социально-экономического положения, вступлением молодой казахской интеллигенции на путь политической борьбы с имперским режимом на фоне все большего противоречия между метрополией и колонией.
Первая буржуазно-демократическая революция в России дала толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм движения против колониального, социального и других видов угнетения. Отношение различных слоев населения края к событиям 1905—1907 гг. в России было неоднозначным. Из-за низкого уровня экономического, социального и политического развития края по сравнению с другими несколько шире развивалось рабочее движение, поднявшееся в годы революции на качественно новую ступень. В нем принимали активное участие промышленные и городские рабочие. Аграрное движение было представлено в основном трудовыми слоями казахского аула, переселенческой деревни и казачьих станиц.
Особо важно отметить значение казахской интеллигенции в национально-освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса в крае. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами. Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию, часть казахской интеллигенции стояла на либерально-демократических позициях. По закону от 3 июня 1907 г. о роспуске II Государственной думы и введении новой системы выборов, казахи и другие народности, населявшие край, лишались избирательных прав. Усилился полицейский надзор за служащими, рабочими и крестьянами. Владельцы промышленных предприятий Перовска, Акмолинска, Уральска, промыслов “Эмба”, “Доссор” и другие увольняли с работы “неблагонадежных рабочих, вносили в “черные списки” активистов, организаторов выступлений, волнений масс”. На предприятиях были увеличены нормы выработки, продолжительность рабочего дня, снижены расценки, широкий размах получили штрафы. Черносотенные организации “Союза русского народа”, “Союза Михаила Архангела” и другие устраивали погромы, разжигали национальную вражду.
Газета “Казах”, выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либерально-демократического направления. В ней сотрудничал и лидер казахской конституционно-демократической партии и общенационального движения казахского народа, ученый-экономист А. Бокейханов, а также представители демократического направления А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие. В главном, аграрном вопросе они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли. В области развития общественно-политической жизни края либерально-демократическое направление ратовало за эволюционное развитие общества. В целом, несмотря на различные взгляды о развитии социально-экономической и общественно-политической жизни края, журнал “Айкап” и газета “Казах” на своих страницах сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи.
В 1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к Первой мировой войне становился повсеместным. Война ускорила процесс вызревания общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений которого стало национально-освободительное восстание 1916 года, охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии. Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других коренных народов региона, резкое ухудшение положения широких масс в связи с войной.
Непосредственным поводом к восстанию был царский указ от 25 июня 1916 г. о мобилизации в армию на тыловые работы “инородческого” мужского населения Казахстана, Средней Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет. Реквизированных планировалось использовать для работ по устройству оборонительных сооружений и путей военных сообщении в районе действующей армии. Из Казахстана и Средней Азии должны быть реквизированы 400 тыс. человек, в том числе из степных областей Казахстана — более 100 тыс., из Семиречья — 87 тыс. человек.
В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались стихийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное восстание. Первыми удар народного гнева приняли на себя волостные управители, аульные старшины и прочие низовые агенты царской администрации, непосредственно составляющие списки на тыловые работы. Пользуясь отсутствием у казахов метрических свидетельств, они произвольно включали бедняков в списки независимо от возраста, а байских сыновей за взятки освобождали от призыва. На практике система составления списков породила массовое взяточничество и злоупотребления. К тому же царские власти освободили от набора должностных лиц, волостных, сельских и аульных управителей, низших полицейских чинов из коренных жителей, имамов, мулл и мударисов, счетоводов и бухгалтеров в учреждениях мелкого кредита, учащихся высших и средних учебных заведений, чиновников правительственных учреждений и лиц, пользующихся правами дворян и почетных граждан. Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым, А. Джангильдиным, Т. Бокиным,
Б. Ашекеевым, У. Саурыковым, Ж. Мам6етовым и другими. Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колонизаторской и широкомасштабной русификаторской политики царизма и в определенной степени — против феодально-байской верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалистической войны, приведшей к кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В этом оно смыкалось с революционной борьбой рабочего класса и крестьянства России. Главной целью восстания 1916 года являлось национальное и политическое освобождение, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского народа за свободу и независимость.
В казахском обществе отношение к указу царя и восстанию было неоднозначным: определенная часть феодально-байской верхушки, а также чиновники так называемой туземной администрации безоговорочно поддерживали царский указ и стали его главными проводниками в жизнь; радикальные представители казахской интеллигенции (Бокин, Ниязосков, Жунусов) резко выступили против него и призывали народ к вооруженному сопротивлению, а лидеры либерально-демократической интеллигенции, объединенные вокруг газеты “Казах” (А. Байтурсынов, А. Бокейханов, М. Дулатов), занимали нерешительную позицию. Они неоднократно пытались убедить царскую администрацию не спешить с мобилизацией, провести подготовительные мероприятия, вместе с тем призывали не оказывать сопротивления выполнению указа, не без основания полагая, что безоружный народ станет жертвой жестоких репрессий царизма.
Массовые выступления угнетенных рабочих, крестьян и других слоев населения царской России вызвали вторую по счету буржуазно-демократическую революцию. Главным своеобразием Февральской революции 1917 года было то, что в стране образовалось двоевластие, буржуазное Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов. Реальной основой для создания органов политической власти буржуазии в центре и на местах явились Государственная дума, городские думы и различные комитеты. Временное правительство от власти устранило военных губернаторов, генерал-губернаторов и чиновников колониальной администрации. Вместо них появились областные комиссары, гражданский исполнительный комитет, коалиционный комитет и другие. В волостях, аулах и селах оставались те же волостные и аульные управители, сельские старосты и станичные атаманы. Временное правительство во главе областей поставило бывших царских чиновников-колонизаторов, а также представителей казахской национальной интеллигенции. Так, А. Бокейханов был назначен комиссаром Временного правительства Тургайской области, М. Тынышпаев — комиссаром Семиреченской области. Далее было сказано, что, подняв знамя Алаша, представители национальной интеллигенции стремятся образовать национальную автономию… Партия кадетов выступает против отделения церкви от государства, а А.Букейханов поддерживает отделение церкви от государства. Разногласия по этим трем позициям привили его к выходу из партии кадетов и организовать партию «Алаш». В этих условиях лидеры казахского либерального движения, учитывая быстро меняющуюся ситуацию и ускоренный процесс поляризации политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда.
Образование должно было стать обязательным и подчиняющимся гражданским властям. Вместе с тем решения съезда предусматривали создание независимого муфтиата в Оренбурге для управления Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской областями и казахскими районами Закаспийской области.
Для поисков путей выхода из этого сложного положения руководство партии «Алаш» решило созвать второй Всеказахский съезд, проходивший с 5 по 13 декабря 1917 г. в Оренбурге. Решением II Общеказахского съезда было объявлено о создании правительства Алаш-Орда, автономии «Алаш». Такое событие нельзя забыть, и, хотя прошло почти сто лет, тем не менее, народ помнит о нем. Свидетельства тому — реабилитация лидеров Алаш-Орды начиная с конца 80-х годов XX века, а затем и издание трудов ее деятелей. Поэтому, можно сказать, что в памяти нашего народа возрождается идея движения «Алаш», ведь движение «Алаш» — это национальная идея. Синонимом этой идеи является национально-освободительное движение со множеством задач. Среди них стоит выделить две основные — это, конечно же, возрождение национальной государственности и сохранение территориальной целостности, потому что без государственности у народа нет будущего. Лидер движения «Алаш» Алихан Букейханов говорил, что народ, не имеющий государственности – сирота.
Съезд объединил представителей различных слоев казахского общества. В его работе принимали участие делегаты со всего Туркестана. Среди приглашенных был и премьер только созданной Туркестанской автономии Мустафа Шокай. Организаторами его были Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов, Председателем съезда был Б. Кулманов. При открытии съезда делегаты выступили с сообщениями с мест, в которых говорилось в основном о том, что юг Туркестана охвачен голодом. Народ разрознен, местные власти не в силах навести порядок. Обсудив эти сообщения, первым пунктом резолюции съезд призвал «народ к прекращению партийной борьбы и к единению».
На повестке дня были вынесены следующие вопросы: отношение к автономии Сибири, Туркестана и юго-восточному союзу; автономия казахских областей; милиция; национальный совет; образование; национальный фонд; муфтиат; народный суд; аульное управление; продовольственный вопрос.
Центральным вопросом на съезде стал вопрос о создании Казахской автономии. Доклад об автономии сделал А. Букейханов. Его доклад и вопрос о казахской автономии были переданы на рассмотрение особой комиссии. Делегаты съезда констатировали, что после свержения Временного правительства с каждым днем усиливается рост анархии в городах и селах, в степи, угрожая самому существованию казахов как этнос. Поэтому съезд «в целях спасения народа» постановил формировать твердую власть в лице Временного народного совета, дав ей наименование «Алаш-Орда» (правительство Алашской автономии) и поручил Алаш-Орде «немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением [3].
Правительство Казахской автономии (Алаш-Орда) состояло из 25 членов, 10 мест из которых предоставлялись русским и представителям других народов края. Членами Алаш-Орды были избраны А. Букейханов, А. Ермеков, Ж. Досмухамедов, М. Тынышпаев, Ж. Акпаев, У. Танашев (Букеевская Орда), Х. Досмухамедов (Уральская область), А. Биримжанов (Тургайская область, Мустафа Шокаев (Сырдарьинская область). Председателем правительства был избран на альтернативной основе Алихан Букейханов (партия «Алаш»).
«Мы можем определенно сказать, — пишет Н. А. Назарбаев в книге «В потоке истории», — что деятельность казахских интеллигентов первой половины XX века, сопряженная со страшными личными трагедиями, современна не только по своему концептуальному уровню, что само по себе уникальное явление, но и по своему гражданскому и культурному уровню». Главная идея Алаша» — национальная государственность [7].
Поэтому необходимо подчеркнуть, что независимость — есть главная ценность для любого народа, думающего о своем будущем. С этой точки зрения вполне уместно оценивать Республику Казахстан как конкретное воплощение идеи “Алаш”. Идеи движения «Алаш» — фундамент Республики Казахстан, вобравшая идеи и концепции Конституции развитых демократий мира, движение «Алаш» закрепляет основные общечеловеческие и демократические ценности. Но именно идеи алашординцев стали фундаментом основного Закона страны.
Литература
- Назарбаев Н.А. В потоке истории.- Алматы, 1999.
- Кул-Мухамед М. Программа «Алаш».- Алматы, 2000.
- Абдыгалиев Б. Алаш-Орда // Мысль.- 2013.- № 5.- май.- С. 46-48.
- Нурпеисов К. «Алаш и Алаш-Орда». Алматы, 1995, С.156.
- Алаш-Орда. Сб. документов. Алма-Ата, 1994, С.36.
- Аманжолова Д. Казахский автономизм и Россия. История движения «Алаш». Москва. 1994.
- Назарбаев Н.А. В потоке истории.- Алматы, 1999.
Сергазин Бауржан Габдуллович,
преподаватель истории Казахстана
КГУ «Строительно-технический колледж № 1»
г. Кокшетау, Акмолинская область