Home » Открытый урок » Энергосбережение

Энергосбережение

 Специальность:  0910000 Электрическое и электромеханическое оборудование

Тип урока: нестандартный c применением элементов проектной технологии.

Эпиграф к уроку: «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!»

Ведущий: Урок начнем с такого вопроса: Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете?

— Само слово “ЭНЕРГИЯ” — какое-то на первый взгляд нематериальное слово. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что – то поднять, нагреть, осветить. Одна из форм энергии — это электричество.

Преподаватель: А что такое Электричество?

Ведущий: Электричество – это невидимый вид энергии, создаваемой движением заряженных частиц. Оно поступает в наши дома по проводам и превращается в другие виды энергии, например, в тепло и свет.

Преподаватель: Как вырабатывается электричество?

Ведущий: Оно вырабатывается на электростанциях и передается по проводам в виде электрического тока, который приводит в движение механизмы, приборы, компьютеры и т. д.

Преподаватель: Как вы считаете, каким образом электрическая энергия приходит в наши дома?

1 ученик: На каждой электростанции есть генератор, вырабатывающий электричество. На атомной электростанции ядерный реактор вырабатывает тепло, необходимое для преобразования воды в пар. Пар вращает гигантские турбины, а те приводят в действие генератор, вырабатывающий электроэнергию. Производимое им электричество по проводам поступает в дома, на фабрики и заводы.

Ведущий:

— Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Комфорт, уют.

Преподаватель: Словом, есть электричество – есть и жизнь! Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты, которые, к сожалению, приводят к гибели лесов и др. природных ресурсов. Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход. Сегодня мы с вами попробуем найти решения, предложим варианты энергосбережения, которые помогут сберечь часть энергии и в нашем колледже.

Решим пару задач и рассмотрим проблемы, затронутые в них.

Ведущий: А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища? Послушаем, рассказы наших ребят.

2 Ученик: — Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью факела подносить огонь в разные места пещеры.

3 Ученик: — Время шло, и люди совершенствовали свои жилища. Когда наступал вечер, люди брали маленькие тонкие деревянные щепки – лучины, вставляли их в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Таким образом, освещали свои дома.

4 Ученик: — Освещение жилища лучиной вызывало свои неудобства и тогда люди придумали свечи. Первые свечи появились около 2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало. Когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами.

5 Ученик: — На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая — так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными. Подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Время шло, лампы видоизменялись, совершенствовались. Долгое время пользовались лампами накаливания. Они и сейчас есть. Теперь появились энергосберегающие лампочки, которые состоят из колбы, наполненной парами ртути и аргоном. При нагревании ртуть начинает создавать ультрафиолетовое излучение, которое преобразуется в видимый свет. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет получается мягкий и равномерный, более приятный для глаз и лучше распространяется в помещении.

Ведущий: Чем же хороши такие лампы? (ответы студентов)                   

 такие лампочки потребляют меньше электроэнергии;                                                                                         — экономят деньги; — срок службы больше; — дают ровный свет .

Краткая историческая справка. как уже было указано, поиск новых источников энергии, изучение процессов свечения и преобразования энергии интересовал человечество на протяжение многих веков. Так, великий русский учёный энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов был первым, кто обнаружил феномен свечения газов под действием электрического тока. Предметом его опытов был стеклянный шар с водородом, при этом общепринятой датой появления на свет первой энергосберегающей лампы считается 1856 год. В дальнейшем многие физики, химики и математики стремились усовершенствовать этот механизм, чтобы вывести продукт в массовое производство, но особых успехов им достичь не удалось. Среди них был и Хьюитт П. К., который в самом начале ХХ века (1901 года) представил общественности ртутную лампу. К сожалению, ее едкое сине-зеленое свечение было непригодным для ежедневного использования. Исправить недоработки предшественника удалось Эдмунду Джеймеру в 1926 году. В своей лаборатории он при помощи флуоресцентного порошка добился белого свечения лампы. Но патент на энергосберегающие лампы был выдан только в 1938 году компании General Electric. С тех пор изобретение было запущено в массовое производство, но конструкцию продолжали изменять и всячески совершенствовать. Устройство энергосберегающей лампы представляет собой стеклянную колбу, наполненную инертным газом. Проходящий сквозь нее электрический ток обеспечивает свечение. Примечательно, что данная разработка помимо экономии электроэнергии (до 80%) имеет более длительный срок эксплуатации по сравнению с обычными лампами.

 Преподаватель: Сейчас практически все ставят энергосберегающие лампы.

Давайте сравним две лампы: энергосберегающую и обычную, в плане потребления энергии делая математический расчет. (по слайду)

Подсчитаем экономию Эл/энергии на примере одной лампы, установленной в подъезде жилого дома.

— Лампа накаливания стоит 35 тенге, потребляет 60 Вт (0,06 кВт)

-Энергосберегающая лампа стоит 400 тенге, потребляет 11 Вт (0,011 кВт)

-Период работы лампы возьмем 1 год (это 365 суток)

-1 кВт/час на сегодняшний день возьмем округленно 14 тенге для потребителей нашего города.

Выполните расчет и определите сколько платит в год за потраченную Эл/энергию потребитель, когда у него горит энергосберегающая лампа 11 Вт и лампа накаливания 60 Вт

РЕШЕНИЕ:

  лампа накаливания  энергосберегающая лампа
14 х 0,06 кВт х12 час х 365суток =3679,2 тенге14 х 0,011 кВт х12 час х 365 суток =674,52 тенге

 Подсчитаем разность по оплате за электроэнергию, если применять в быту энергосберегающую лампу.

3679,2 — 674,52 =3004,68 тенге.

Считаем разность магазинной стоимости ламп: 400-35= 365 тенге

Подсчитаем окончательную экономию от энергосберегающей лампы на освещение вместо простой лампы накаливания:

3679,2-365=3314,2 и вот эта цифра 3314,2 тенге-это экономия оплаты за электроэнергию, которую вы получите, если в течение года у Вас будет гореть энергосберегающая лампа. Это экономия видна из расчета.

Ведущий: А что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила?

3 ученик: — Выключать электрический свет, если в помещении никого нет.

— Не включать свет, когда солнце освещает помещение.

— Не закрывать окна шторами в дневное время.

-Использовать энергосберегающие лампы.

 

1 ученик: демонстрирует работу обычной и энергосберегающей лампы на учебном стенде.

  2 ведущий: (на слайде) А теперь, давайте посчитаем, сколько мы можем сэкономить электроэнергии при выключении света в учебных кабинетах во время перемен за 1 учебный день?

1) Для начала сосчитаем количество учебных кабинетов (ответы детей) – примерно 20.

2) Сколько ламп в каждом кабинете? Например:

8 светильников по 2 лампы в каждом — 8х2=16 ламп

3) Продолжительность всех перемен — 10 мин +15 мин+15 мин+10 мин + 10 мин =60 мин=1 час

Мощность 1 лампы: Р= 20 Вт

 Вычисления:

  • Общее количество ламп во всех учебных кабинетах?

8 х 2 х 20 = 320 ламп

  • Каков расход энергии?

320 ламп х 20 Вт х 1 час работы =6400 Вт·ч = 6,4 кВт·ч

  • Какова стоимость электроэнергии исходя из тарифа:

6,4 кВт·ч х 14 тенге = 89,6 (89,6 Тенге)  

Ответ: экономия составит 89,6 тенге — за 1 день

6 ученик: мы рассмотрели материальную сторону электроэнергии

Но нельзя забывать о том, что надо где-то взять эту энергию.

Надо строить тепловые и атомные электростанции.

Первый фактор — они наносят вред окружающей среде – тепловое загрязнение .

Второй фактор – наличие радиоактивных отходов.

Третий фактор — радиоактивное излучение.

Четвертый фактор – аварийные ситуации на Атомных Электростанциях.

Подводя печальный итог Чернобыльской катастрофы, произошедшей в 1986 году, известно, что погибло 80 тысяч человек, пострадало более 3 миллионов человек, из которых 1 миллион — дети.

Чернобыль принес жертвы, убытки, катастрофу.

 Ведущий: Без энергии жизнь человечества немыслима. Мы используем в качестве источников энергии органическое топливо – уголь, газ, нефть. Но их запасы в природе — ограничены. Когда — то наступит день, и они иссякнут.

На вопрос «что делать в преддверии энергетического кризиса?» уже давно найден ответ: надо искать другие источники энергии – альтернативные, нетрадиционные, возобновляемые.

Я, Черняков Сергей, и мои руководители, преподаватель биологии Шалабаева Манар Жанбировна и преподаватель электротехники Есимова Ляззат Мунайтпасовна работали над проектом «Получение биогаза из остатков водной растительности».

Целью наших исследований являлся поиск методов использования растительных остатков для получения альтернативного топлива.

Наша работа важна своим содержанием информации о решении растущих потребностей в электроэнергии и связанных с этим экологических, социальных проблем в нашей республике, мы предлагаем решить эти проблемы разными способами со стороны науки.

Вот эта технологическая схема биогазовой установки. Работу биогазовой установки узнаете, прослушав аудиозапись, с которой я выступал на форуме.

Преподаватель:

В 2014 году эта работа была представлена и отмечена в Астане на Республиканском конкурсе «Взгляд в ЭКСПО-17».

На Областном конкурсе молодежных проектов «Мой вклад в ЭКСПО» при поддержке акимата г. Кокшетау «AKMOLA POWER»

Эта работа выставлена на Сайте министерства охраны окружающей среды и водных ресурсов РК

В августе 2015 года эту работу представляла начальник Управления образования Избасарова Б. С. вице – министру Бердибеку Сапарбекову на выставке в г. Есиль. Это вызвало большой интерес.

В феврале 2015 году в г. Джезказган эта работа принимала участие в республиканской научно-теоретической конференции «Нұрлы жол-путь в будущее»-Нерушимая основа национальной политики Казахстана» в рамках Послания Президента РК Н.Назарбаева. Была отмечена сертификатом и наша работа вошла в сборник материалов республиканской научно-теоретической конференции.

Как видим, альтернатива традиционным источникам энергии – существует. И это вселяет надежду на то, что в будущем человечество сможет преодолеть энергетический кризис, связанный с истощением невозобновляемых источников энергии!

2- Ведущий: Стоимость электроэнергии растет из года в год.   Отказаться от использования электричества мы не можем. Выход один — научиться экономить! Приобретая электроприборы, выбирайте энергосберегающую технику, на которую введены маркировки, позволяющие определить уровень их энергопотребления.

Запомните!!! Самыми экономичными считаются приборы класса А, а наиболее энергозатратной является техника, помеченная буквой — G.

Обратите внимание — на слайде показаны эти обозначения.

Ведущий: Специалисты советуют выключать не использующиеся приборы из розетки, не оставляя их в режиме ожидания. Даже в состоянии «сна» техника потребляет электроэнергию. Выходя из комнаты, гасите свет.

Преподаватель: А теперь проведем мини — проектную работу по экономии электроэнергии «Выпустим листовку» от каждой подгруппы:

1.Разработать рекомендации, как расходовать в быту наименьшее количества электричества, не испытывая при этом недостатка.

2.Придумать красочное оформление листовки в виде обращения.

3.Обдумать места размещения и распространения листовок среди жителей вашего микрорайона, в кругу семьи и т.д.

Преподаватель: Что же еще советуют специалисты по экономии электроэнергии если взять наши бытовые электроприборы?

(информация студентов)

 Холодильник:

  • не ставьте этот агрегат у батареи, на солнце и рядом с плитой. Там он неизбежно будет нагреваться, а значит, и тратить на выработку холода больше энергии;
  • не ставьте в холодильник горячую еду и не держите дверь долго открытой. И первое, и второе повышает температуру внутри камеры, заставляя прибор с удвоенной силой вырабатывать холод, интенсивнее расходуя электроэнергию

  Пылесос: 

  • регулярно очищайте аппарат от пыли. Забитые фильтры и переполненная емкость для мусора становятся причиной повышенного потребления электроэнергии;
  • во время уборки старайтесь реже включать-выключать пылесос, поскольку наибольшие энергозатраты припадают именно на этот момент.

  Электроплита:

  • выключайте конфорки за 5 мин до готовности блюда. Они не остывают моментально, и за это время пища успевает довариться или дожариться;
  • в процессе готовки накрывайте кастрюли крышками. Такой нехитрый прием сокращает время готовки примерно в полтора раза;
  • не забывайте о существовании скороварки и электрочайника. Они в разы ускоряют процесс готовки и нагрева, тратя при этом намного меньше электричества.

  Стиральная машина:

  • пользуйтесь режимом экономной стирки. Его название говорит само за себя;
  • делайте полную загрузку барабана. Незачем дважды практически вхолостую гонять машину, если можно накопить достаточный объем белья и обойтись одной стиркой;

  Утюг:

  • начиная гладить, не теряйте время и драгоценные ватты на разогрев прибора. Используйте это время для глажки вещей, требующих низкого температурного режима;
  • не пересушивайте и не гладьте слишком влажное белье. В первом случае вам придется продлить процесс глажки, во втором — заставить прибор гораздо чаще повышать температуру быстро охлаждающейся подошвы. В обоих случаях потребуется больше электричества;

   Кондиционер:

  • не проветривайте улицу: перед включением сплит-системы проверьте, закрыты ли окна и двери;
  • покупайте кондиционер, мощность которого соответствует площади помещения, где планируется его установить. Маломощному агрегату, пытающемуся охладить большую кубатуру, придется дольше находиться в активном режиме, увеличивая расход электроэнергии;

  Компьютер:

  • убавьте яркость монитора;
  • не оставляйте ПК включенным, если долго им не пользуетесь;
  • тем, у кого есть такая возможность, советуем купить жидкокристаллический монитор. У него самые скромные аппетиты в отношении энергопотребления;
  • чему отдать предпочтение — компьютеру или ноутбуку, — сделайте выбор в пользу ноутбука: из-за меньшей мощности он менее прожорлив.

        Двухтарифный счетчик электроэнергии: Существуют дневные и ночные тарифы. Стоимость электроэнергии может изменяться в зависимости от времени суток. В основном масса вырабатываемой электростанциями энергии расходуется днем. Ночью же эти предприятия работают вхолостую. Поэтому энергия, вырабатываемая ночью, стоит намного дешевле. Этот способ экономии можно взять если в доме обогрев идет электричеством, для этого понадобится — двухтарифный счетчик электроэнергии. Соблюдая эти рекомендации, вы на 30 % сократите расходы на оплату счетов за электричество.

Ведущий:

Экономия электроэнергии не представляет ничего сложного и зависит только от вашего желания.  Подводя итоги сегодняшнего урока, предлагаем вам инструкции «Проверенные методы экономии электроэнергии».Возьмите на заметку. (Раздают инструкции каждому гостю) (В Приложении №1.)

Итог урока.  

Преподаватель:                  Прислушайтесь к этим словам:

Каскадом огней, освещая свой дом,

Себя отстранивши от пут бытия,

В минуты раздумий подумай о том,

Что дальше останется после тебя.

 

Приложение №1:Инструкция по экономии электроэнергии:

 «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!»

                    

 

Есимова Ляззат Мунайтпасовна,

преподаватель спецдисциплин

КГУ «Строительно- технический колледж №1,

город Кокшетау»

управления образования

 Акмолинской области

                      

 

3 комментария

  1. Спасибо, очень полезная статья!!!

  2. Познпвательный урок. Развивает функциональную грамотность обучающихся

  3. Прекрасный урок, в котором полностью раскрыта тема, что такое электроэнергия, для чего она нужна, как правильно ее использовать, чтобы на многие годы после нас на нашей планете люди могли пользоваться всеми благами. Спасибо преподавателю!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*