Home » Детский сад » ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ  В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ  В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  

   

 Ни для кого не секрет, что игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании детей с ЗПР. Она может быть применена в рамках разных методов обучения. Для успешного обучения в процессе игры необходимо применять предметы, окружающие детей, так и их модели. Обучение математике, как и другим школьным предметам, строится на том фундаменте элементарных математических знаний, которые дети приобретают в дошкольном возрасте, действуя с различными предметными множествами. К моменту поступления в школу многие дети легко называют числа по порядку от 1 до 10 и дальше, знают цифры и геометрические фигуры, умеют выполнять несложные счетные операции в пределах первого десятка, могут решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, владеют определенными графическими и измерительными умениями. Другая часть детей к моменту поступления в школу не располагает теми элементарными математическими знаниями и умениями, которыми владеют их сверстники. Обычно дети, имеющие пониженную математическую подготовку, в процессе счета пользуются развернутыми внешними действиями: передвигают предметы или дотрагиваются до них, вслух называют числительные, в то время как, большинство детей считают уже глазами.

Лечебная педагогика – это комплексное воздействие на организм и личность ребенка. В ее задачи входит стимуляция умственного и физического развития, коррекция имеющихся отклонений в развитии (отставания в психическом развитии, поведении, речи, нарушения общения, моторики и других психомоторных функций) с целью всестороннего развития больного ребенка.

При проведении лечебно-педагогических мероприятий следует опираться на сохранные функции и возможности ребенка.

Лечебная педагогика тесно связана с клинической медициной, в первую очередь с педиатрией, с детской невролгией и психиатрией, а также психотерапией, возрастной физиологией.

Основные задачи лечебной педагогики заключаются в разработке специальных индивидуальных и групповых методов и программ, направленных на коррекцию нарушенных функций и стимуляцию психомоторики ребенка и эмоционально-личностное его развитие.

На основе анализа структуры ведущих нарушений, обусловливающих отставание в развитии и дезадаптации ребенка к окружающей среде, лечебная педагогика решает как общие педагогические и общевоспитательные задачи, так и специфически-коррекционные, с учетом специфики аномального развития и индивидуальных особенностей ребенка и его семьи.

Главный принцип лечебной педагогики – тесная взаимосвязь лечебного и педагогического процессов.

При проведении лечебно-педагогических и коррекционных мероприятий с детьми с отклонениями в развитии специалистам важно соблюдать следующие основные принципы:

  1. Исходя из соблюдения прав ребенка, закрепленных в Конституции о правах ребенка, максимально стремиться к реализации права на образование, направленное прежде всего на развитие личности, умственных и физических способностей, а также права ребенка на сохранение своей индивидуальности.
  2. Включение в коррекционно-развивающие занятия всех, в том числе и самых тяжелых детей с множественными отклонениями в развитии, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.
  3. 3. При оценке динамики продвижения ребенка не сравнивать его с другими детьми, а сравнивать с самим собой на предыдущем этапе развития.
  4. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, формировать чувство психологической безопасности, стремиться к безопасному принятию ребенка с пониманием специфики его трудностей и проблем развития.
  5. 5. Корректно и гуманно оценивая динамику продвижения ребенка, реально представлять дальнейшие возможности развития и социальной адаптации.
  6. 6. Педагогический прогноз определять на основе углубленного понимания медицинского диагноза, но всегда с педагогическим оптимизмом, стремясь в каждом ребенке найти сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в педагогической работе.
  7. Разрабатывать для каждого ребенка совместно с врачом программу по рациональной организации, гигиене умственной и физической деятельности, направленной на предупреждение утомления.
  8. Каждого ребенка необходимо приучить к определенному режиму дня. Вся деятельность ребенка должна быть построена по определенному расписанию.

  9.. Весь персонал, работающий с ребенком, должен соблюдать профессиональную этику. Диагноз и прогноз каждого ребенка – профессиональная тайна специалистов.

  1. При проведении коррекционно-развивающего обучения и воспитания важно усиливать и развивать положительную уникальную неповторимость каждого ребенка, его индивидуальные способности и интересы.
  2. 11. Стимулировать умственное и эмоциональное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности.
  3. Постепенно, но систематически включать ребенка в самооценивание своей работы.
  4. Терпеливо обучать ребенка делать перенос сложившегося способа действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, при выполнении каждого задания стимулировать творчество и изобретательность.
  5. Помнить, что признаками переутомления, наряду со снижением концентрации внимания, ухудшением двигательной координации, является нарушение сна. При переутомлении у ребенка усиливается нервное возбуждение, раздражительность, часто наблюдается слезливость, усиливаются все имеющиеся у него нарушения.   При разработке специальной методики воспитания и обучения следует опираться на общие и специфические закономерности возрастного развития как в норме, так и при отклонениях в развитии. Не менее важно соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению: создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности, осуществлять коммуникативную направленность обучения, строго индивидуализировать обучение, всесторонне развивать  у ребенка все продуктивные виды деятельности.

 

Таким образом, выстраивая систему уроков, занятий, следует особое внимание уделить таким аспектам: обеспечение мотивационной стороны деятельности ребенка; формирование психологической базы речи; развитие различных форм познавательной деятельности.

 

  1. Индивидуализация методов обучения в соответствии с когнитивным стилем ребенка. В процессе обследования и пробного коррекционного обучения необходимо выяснить: аналитический или синтетический тип восприятия и усвоения информации доминирует у ребенка. В первом случае материал усваивается поэлементно с последующим синтезом. Для таких детей аналитико-синтетический метод обучения грамоте адекватен. Другие дети усваивают новое сначала глобально, как целостный образ, а потом постепенно вычленяют отдельные элементы и детали. В этом случае буквы легче запоминаются по очертанию, а не как сумма графических элементов. Чтение на начальном этапе им легче усваивать глобально или полуглобально. Важно знать, какой из анализаторов ребенка «функционирует» сильнее. Поэтому я предлагаю использовать методику «быстрого тестирования модальности».

Это краткий тест определения ведущей модальности, дифицитарной модальности состояния интермодальной интеграции.

Необходимым условием для возможности использования методики является умение ребенка считать до 30. Тест включает следующие задания :

а)  ребенку предлагается: « Посчитай, сколько кружков на этой карточке». При этом не должен он пересчитывать их пальцем. Допущенная ошибка свидетельствует о недостаточности интегрированности зрительного анализатора;

б) ребенку предлагают закрыть глаза. Инструкция: « Я буду стучать по доске. Скажи, сколько раз я ударил?» Обследующий делает 13 ударов с неравными интервалами.  Наличие ошибки в ответе ребенка  свидетельствует о недостаточности слухового анализатора;

в) обследующий дает ребенку карандаш  с резинкой на тупом конце. Ему предлагается закрыть глаза и 15 раз постучать резинкой по руке обследующего. При наличии ошибок делается вывод о слабости кинестетического анализатора;

г)  инструкция: «Я постучу тебя по спине. Скажи, сколько раз я постучал? « Обследующий делает 17 ударов с неравными интервалами. Ошибка подсчета свидетельствует о недостаточности тактильных ощущений;

д) инструкция: «Перечисли направления, которые показывают эти стрелки. Если стрелка указывает вправо, скажи «право», если влево- «лево», вниз – «вниз», вверх – «вверх». Тест оценивает зрительно-моторные , речевые и пространственные способности;

е)  инструкция: «Я хочу, чтобы ты вновь указал направление этих стрелок, но теперь сделай это молча. Показывай рукой направление, которая указывае т стрелка. Перед выполнением продемонстрировать ребенку пример. Тест оценивает пространственную ориентировку и пространственный праксис;

ж) инструкция «Вновь выполни то же задание, но теперь делай это в такт с моим постукиванием»; Обследующий отстукивает ритм один удар в секунду.

Тест оценивает способность к интеграции слухового и моторного анализаторов.

Все перечисленные тесты в основном определяют слабую модальность (анализаторов) ребенка.

З) инстпукция: «Возьми лист бумаги и карандаш. Когда я скажу: «начинай». Положи лист себе на лоб и напиши слово «КОТ». Если слово оказывается написанным задом наперед, то кинестический анализатор доминирует над зрительным. Если слово написано слева направо, то зрительный анализатор является ведущим.

Полученные данные используются при выборе метода коррекции. Например, если у ребенка с дисграфией страдает фонематическое восприятие, то целесообразно стимулировать в процессе письма опору на проговаривание, что позволяет компенсировать неполноценность слуховых фонематических образов за счет сохранности кинестической дифференциации.

2 Индивидуализация темпов обучения. Как отмечалось ранее, несоответствие времени, отведенного педагогом на освоение навыка, индивидуальным возможностям ребенка не только усложняет трудности, но является причиной  фрустирующих переживаний. Выполнение данного условия возможно лишь при регулярном получении информации об усвоении навыка.

  1. Систематический контроль автоматизации навыков. Необходим контроль не только общей успешности письма или чтения, но, что важнее, — степени автоматизированности отдельных операций, составляющих их , например, контроль автоматизации звуко-буквенных связей, слияние слогов разной сложности… В связи с этим целесообразно периодически тестировать соответствующие операции с помощью методик.
  2. Максимальное использование игровых методов обучения. Это необходимо в связи с тем, что у детей с дисграфией и особенно с дислексией, поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают не дидактические, а ролевые игры с включением действии, необходимые для развития данного навыка. Например, игра в «Почту» включает акт чтения в контекст осмысленной, знакомой ребенку практической деятельности. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.
  3. Соблюдение принципа последовательности и этапности в освоении материала. Начинать коррекционные занятия следует с того уровня знаний и навыков, которыми ребенок владеет достаточно прочно.     Это создает положительный эмоциональный настрой в начале занятия и повышает мотивацию сотрудничества. Продвигаясь вперед, необходимо учитывать функциональную и иерархическую взаимосвязь отдельных навыков и операций. Следует принимать во внимание психологическую совместимость навыков при одновременном их усвоении. Например, для детей с дислексией  трудно одновременно усваивать слогослияние и аналитическое письмо. Особенно отчетливо это проявляется на начальном этапе обучения. Для овладения слогослиянием ребенок должен научаться читать согласный звук, т.к. он звучит в паре с гласным. Здоровые дети усваивают без проблем оба навыка.

При дислексии же происходит своеобразная интерференция : оба навыка взаимотормозят друг друга. Поэтому былобы оправдано осваивать их не одновременно, а последовательно.

  1. Усвоению каждого навыка должно предшествовать создание функционального базиса для него. Необходимо развивать психологические предпосылки на которых строятся навыки. Это сохраняет актуальность даже в тех случаях, когда возраст. в котором они развиваются уже остался позади. Например. некоторые сукцессивные функции остаются незрелыми даже в среднем и старшем звене и создают препятствия при овладении письмом и чтением.
  2. Успешное выполнение вышеприведенных требований возможно тогда, когда учитель обладает рядом необходимых качеств:

а) имеет профессиональную подготовку по методам диагностики и коррекции;

б) достаточно терпим и заранее готов к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера со стороны детей;

в) умеет владеть собой и гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересованности, а непринуждения;

г) с уважением относится к внутреннему миру и интересам ребенка.

 Григораш Елена Владимировна
Областная специальная коррекционная
школа-сад для детей с задержкой

                                         психического развития

                                                                  г. Актобе

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*