эссе
Я — Кабылбаева Асем, дочь, сестра, жена, мама… Кем еще я могу быть? Конечно же профессионалом своего дела. Когда в одиннадцатом классе стоял вопрос: кем быть, куда поступить, я честно сказать, очень долго думала. Перебирая прайс-лист с факультетами, в глаза бросилось слово ПСИХОЛОГИЯ. Я подумала: «А почему бы и нет?!». Я люблю общаться, люблю узнавать новое о других людях, могу помочь советом и т.д. Спустя столько времени я не жалею о том, что выбрала эту профессию, такую интересную, загадочную, необходимую. Психология — многогранна, но моя студенческая мечта: работать именно с детьми, сбылась. Еще столько всего надо узнать о моей профессии, но накопленный педагогический опыт я с большим удовольствием делю с молодыми специалистами, и если у меня возникают вопросы, я не стесняюсь обращаться к более опытным педагогам и психологам. Работа школьного психолога очень интересная: каждый день узнаю и помогаю узнавать что-то новое об учащихся, учителях и родителях при помощи психологических тестов, проективных методик, анкетирования, наблюдений, бесед и т.д. Но в тоже время работа педагога-психолога очень ответственна, самое главное не навредить психическому и психологическому здоровью детей. Для того, чтобы им не навредить необходимо повышать свою профессиональную компетенцию (проходить курсы, участвовать на семинарах), самое главное для психолога иметь огромное желание оказывать психологическую помощь, а также иметь терпение. Если мои рекомендации оказывают реальную помочь, я чувствую, что все что я делаю не в пустую. Я считаю, что необходимо поддерживать и подпитывать психологическую почву для нормального развития ребенка, создавая благоприятные условия, т.е. «разбудить» и «сохранить» потребность быть человеком. Я убеждена, что создание таких условий, а также психологическая поддержка поможет развить ученика, его задатки, склонности, волю и силу, удовлетворить его внутренние нужды и запросы, чтобы он смог жить в изменяющемся и непредсказуемом мире, смог сделать свой выбор согласно своей природе. Огромную роль в создании таких условий в школе играет психолог. Поэтому каждое слово важно, каждый жест. Я стараюсь формировать у учащихся потребности к самопознанию, саморазвитию, самореализации; помогаю родителям и педагогам в выборе оптимальных методов воспитания и обучения подрастающего поколения. Я стремлюсь оказывать помощь во всех направлениях психологической деятельности. Я знаю столько секретов, что иногда кажется, что моя голова лопнет от такого потока информации, но меня успокаивает, что дети, их родители и педагоги мне доверяют. Особенно я люблю проводить проективные методики, т.е. рисуночные тесты, по ним я могу определить какой человек, что творится у него в душе, какие проблемы существуют, какие у него взаимоотношения с другими людьми, иногда они воспринимают меня как экстрасенса, который глядя на рисунок может сказать о человеке все. Меня иногда очень беспокоит, что есть люди, которые воспринимают психолога, в частности меня, как фею с волшебной палочкой, считают, что одна беседа, один тест, одна анкета, один тренинг могут вмиг решить сложившуюся ситуацию. Иногда бывает так, что все хотят одного положительного результата, но при этом никто ничего делать не хочет. Только совместными усилиями психолог — учитель — родитель — ученик, я могу помочь разрешить ту или иную ситуацию. Я бы хотела, чтобы каждый ребенок в своей жизни всегда шел дорогою добра, отзывчивости, взаимопонимания, а я буду проводником в этой нелегкой дороге.
Кабылбаева Асем Нуржакыповна,
педагог-психолог Миролюбовской средней школы,
ВКО, Кокпектинский район, село Миролюбовка