Home » статьи » Анализ основ технико-тактической и физической подготовки волейболистов старшего школьного возраста в секции волейбола

Анализ основ технико-тактической и физической подготовки волейболистов старшего школьного возраста в секции волейбола

Рыжов Евгений Евгеньевич
Учитель физической культуры
КГУ «Тобольская средняя школа»
Костанайская область
район им. Б. Майлина
п. Тобол

 

Аннотация: Волейбол бөліміндегі жоғары жастағы студенттерді техникалық жəне тактикалық бірінші курс волейболшылары аралығындағы волейболды спортшылар дыңерекшеліктерін зерттеу.Волейболда,жоғарысыныпоқушыларытаңдаған спорт түріндетереңдетілгенжаттығукеңесіменүйлеседі.

Түйінді сөздер: техникалық жəне тактикалық жаттығулар, жоғары сынып жасөспірімдер волейболшылары, жас физиологиясы, ағзаның функционалдық жағдайы.

Abstract:Study of the basics of technical and tactical training of older students in the volleyball section. Study of features of sports preparation of volleyball players aged. In volleyball, this senior school age coincides with the stage of in-depth training in the chosen sport.

Keywords: technical and tactical training, volleyball senior school age, age physiology, functional state of the body.

Аннотация: Исследование основ технико-тактической подготовки школьников старшего возраста в секции волейбола. Изучение особенностей спортивной подготовки волейболистов первого курса. В волейболе старший школьный возраст совпадает с этапом углубленной тренировки в избранном виде спорта.

Ключевые слова: технико-тактическая и физическая подготовка, волейболисты первого курса, возрастная физиология, функциональное состояние организма.

 

Технико-тактические и физические действия спортсменов во время игры являются фактором, которым может иметь  решающие значения для победы или поражения. В психологическом аспекте тактические действия является продуктом сложных психомоторных процессов, которые завершаются в трех главных фазах.

Выполнение всех технических приемов в постоянно изменяющихся ситуациях (чередование активных и пассивных фаз в игре, переход от защиты к нападению и наоборот и др.) требует от волейболистов проявления больших физических и волевых усилий.

Актуальность исследования заключается в повышении качества тренировочного процесса в школьной спортивной секции по волейболу.

Объект исследования: волейболисты первого курса занимающиеся                                 в спортивной секции по волейболу

Предмет исследования: технико-тактическая подготовка школьников старшего возраста в секции волейбола.

Цель исследования: рассмотреть условия эффективности в процессе технико-тактической подготовки школьников волейболистов первого курса                  в сельской местности.

Гипотеза исследования: Предполагаем, что если в обучении волейболистов первого курса технико-тактическим и физическим действиям волейбола применить оптимальный вариант модели учебно-тренировочной работы с учетом возрастных особенностей то это, возможно, позволит повысить интерес к тренировочному процессу, улучшит физический и технико-тактический уровень подготовленности школьников-волейболистов.

Задачи исследования: 1.Провести научно-теоретический анализ отечественных и зарубежных авторов по выявлению эффективных вариантов технико-тактической подготовки волейболистов в школе.

  1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме применения интерактивной, игровой и рефлексивной деятельности в условиях школьной секции волейбол
  2. Разработать и экспериментально апробировать модель тренировочной деятельности юных волейболистов в спортивной секции Тобольской средней школы Костанайской области.

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что содержащиеся в работе теоретико-методические положения, выводы                                      и рекомендации могут быть использованы учителями физической культуры                  в сельской местности для обучения основам технико-тактической подготовленности на тренировках по волейболу у школьников старшего возраста.

Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего поиска вариантов оптимизации применения средств, методов, форм спортивной тренировки в условиях сельской местности для повышения эффективности спортивной подготовки волейболистов в школе.

Методы исследования:

  1. Анализ специальной научно-методической литературы.
  2. Педагогическое наблюдение в сочетании с исследовательскими беседами.
  3. Контрольные испытания (тестирование).
  4. Педагогический эксперимент.

Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап включал анализ научной и методической литературы: определение объекта и предмета исследования, его цели и задач, формулирование гипотезы. На основе изученных материалов разработана методика развитие прыгучести в процессе физической подготовки волейболистов, спланировано проведение контрольных испытаний, педагогического наблюдения и педагогического эксперимента.

На втором этапе осуществления педагогический эксперимент по внедрению в учебно-тренировочный процесс экспериментальной методики развитие прыгучести у волейболистов первого курса.

В процессе исследования определялась частота и эффективность применения игровых действий в нападении и защите, структурно связанных с проявлением прыгучести, и регулированием этим качеством в зависимости от соревновательных ситуаций; оценивалось эффективность использования экспериментальной методики развития прыгучести у волейболистов первого курса.

На третьем этапе проводилась обработка полученных данных математическими методами, анализ и обобщение полученных результатов, осуществлялись написание и оформление выпускной квалификационной работы.

Педагогические наблюдения, проводившиеся в ходе соревнований, позволили получить показатели, характеризующие соотношение игровых действий, совершаемых волейболистами на месте, в движении и в прыжке                                  в среднем за игру. Полученные данные наглядно свидетельствуют                                          о преимущественном вкладе действий, выполняемых в прыжке,                                                     в соревновательную деятельность.[1]

Необходимо отметить, что у девушек, по сравнению с теми же показателями у юношей, преимущество игровых действий, выполняемых                                    в прыжке, несколько ниже.

Некоторые различия, отмеченные в соотношении игровых действий у девушек и у юношей, на наш взгляд, связаны с недостаточной специальной прыжковой подготовленностью волейболистов, а также с неумением реализовывать ими уже достигнутого уровня развития прыгучести                                                в соревновательной деятельности.

В связи с этим, в процессе проведения дальнейших наблюдений были определены количественные показатели технических приемов, совершаемых спортсменами в прыжке, при выполнении соответствующей игровой функции.[2]

Полученные результаты показывают, что в зависимости от игрового амплуа количество технических действий, структурно связанных с проявлением прыгучести, имеет некоторые различия. Наибольшее количество прыжков совершают игроки  передней линии. [3]

Решение вопроса, связанного с определением  количества и эффективности прыжков в зависимости от координационной сложности, предусматривало соответствующую запись игровых действий.

Под координационной сложностью подразумевалась способность к управлению прыжковыми движениями в игровых условиях, которые предполагают активное противодействие соперника, использование обманных движений, изменение направления отталкивания.

Наибольшее количество прыжков совершается спортсменами после отталкивания двумя ногами.

Обобщая результаты исследования можно констатировать, что обладая достаточным уровнем прыгучести, игроки не всегда способны управлять прыжковыми движениями в сложных игровых условиях.[4]

Исследования проводились на базе ТСШ . В экспериментальной группе  учебно-тренировочный процесс проводился с внедрением, разработанной методикой. Эффективность разработанной нами методики осуществлялась путем сравнения результатов исследования с контрольной группой , где секционные занятия по волейболу проводились по общепринятой методике. Результаты исследования представлены в таблице (табл.1-2).

Таблица 1. Протокол показателей нормативов прыгучести волейболистов первого курсаэкспериментальная группа до эксперимента и после эксперимента

Ф.И. экспериментальная группаВыпрыгивание с места толчком двумя ногамиПрыжок                                       в длину с местаВыпрыгивание  вверх с одного шага касанием разметкиВыпрыгивание с разбега со взмахом руками
 До экспери-ментаПосле экспери-ментаДо экспери-ментаПосле экспери-ментаДо экспери-ментаПосле экспери-ментаДо экспери-ментаПосле эксперимента
Амельгенко В.270274218220272275276277
Глазунов М.254260220223256261259264
ДьяченкоС.287291230231289293291296
Карабеков Д.243255190197244255246259
Мендыгалиев Т.256258198201257260259264
Назаренко В.243249195206245250247254
Павлов А.295298160162296300302306
Поляничко А.286290200202287293289296
Тарасов А.275286190194278288280292
Горбик С.297299200203299302305311
Ср.арифмет.270,6276200,1203,9272,3277,7275,4281,9

Таблица 2. Протокол показателей нормативов прыгучести волейболистов первого курсаконтрольная группа до эксперимента и после эксперимента

Ф.И контрольная группаВыпрыгивание с места толчком двумя ногамиПрыжок в длину с местаВыпрыгивание вверх с одного шага касанием разметкиВыпрыгивание с разбега со взмахом раками
До экспериментаПосле экспериментаДо экспериментаПосле

эксперимента

До экспериментаПосле

Экспери  мента

До экспериментаПосле

эксперимента

Барабаш Д.275276210211277278280280
Бупежанов Д.273274215215274274277278
Глушин К.289291207208290291292292
Ермилов М.262262230231266267269269
Жактаев А.282284232234286290293295
Мухаметкали Б.275277230233280283286288
Пупков Э.241241150153249249253254
Сазыкин И.257259214216265267270273
Черняев Е.260263226225267270269273
Шохов Г.303303240241304304307309
Ср.ариф.271,7273215,4216,7276,3277,3279,6281,1

Для более наглядного восприятия результатов исследования, вычислен прирост показателей прыгучести в экспериментальной и контрольной группе в процентах. Результаты вычислений представлены в таблице 3.

Таблица 3. Динамика прироста уровня развития прыгучести волейболистов первого курса в экспериментальной и контрольной группах в педагогическом эксперименте.

 

Тестовые задания

Прирост, %Разница между экспериментальной и контрольной группой
Экспери ментальная группаКонтрольная группа
1.Выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками20,51,5
2.Выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой1,90,61,3
3.Прыжок в длину с места толчком двумя ногами20,41,6
4.Выпрыгивание с разбега со взмахом руками2,40,51,9

Результаты исследований позволяют констатировать более высокий прирост прыгучести в экспериментальной группе, по сравнению                                                      с контрольной группой. По всем четырем тестам в экспериментальной группе мы наблюдаем достоверное улучшение в тесте1 на 2%, в тесте 2 на1,9%, в тесте 3 на 2%, в тесте 4 на 2,4%. В контрольной группе прирост показателей прыгучести значительно ниже.

Особенно хотелось бы обратить на результат теста 4, который больше отражают динамику и технику волейбола. По сравнению с тестами 1 и 2,3 мы наблюдаем в приведенном тесте более значимое улучшение, соответственно на 2,4%. В контрольной группе во всех тестах динамика улучшения практически одинаковая, что говорит о том, что использованная там методика развития прыгучести не отражала специфики физической подготовки волейболистов.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента доказывают эффективность использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе совершенствования физической подготовки волейболистов первого курса.

 

Список использованеных источников

  1. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А.В., Савина М.В., — Москва: «Физкультура, образование, наука», 2000. -13 с.
  2. Беляев А.В. Исследование физиологического воздействия специальных упражнений волейболистов Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы конференции молодых ученых ГЦОЛИФК. – Москва 1974. — С. 31-33
  3. Айрапетьянц Л.P., Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). — Текст: Издательство имени Ибн Сины,1991. — 165 с
  4. Зациорский В.М. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте. Учебное пособие для слушателей УСО и ВНП/ГЦОЛИФК — Москва 1980.-41с.
  5. Ивойлов А.В. Волейбол: Очерки по биомеханике и методике тренировки. — Москва: Физкультура и спорт, 1981. — 152 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*