Home » статьи » Игры и обычаи казахского народа

Игры и обычаи казахского народа


Баймухамбетова Айгуль Станиславовна

г.Алматы
УДС «БЕРЕЗКА»
педагог-модератор

Познавательно-исследовательская деятельность
Организованная деятельность: Ознакомление с окружающим миром
Тема ОД: «Игры и обычаи казахского народа»

Задачи: Продолжать знакомить детей к проявлению интереса к национальным играм казахского народа. Развивать у детей ловкости, смелости. Воспитывать уважение и гордость родного края.
Воспитатель заходит с детьми в зал. Здороваются с гостями. Садятся на места.
За  кулисами слышится голос «СУЙІНШІ! СУЙІНШІ! СУЙІНШІ
В зал заходит мальчик (вестник) одет в казахский национальный костюм и кричит «СУЙІНШІ
Воспитатель обращает внимание детей на мальчика и говорит «Мальчик, кто ты? Откуда? И что такое СУЙІНШІ?».
Обращает внимание на детей : «Ребята, ничего не понимаю, может вы знаете? Что такое СУЙЕНШИ?»
Дети отвечают:  Суйенши – это обычай казахского народа. Когда казахи хотят сообщить хорошую весть свою речь начинает словом «сүйінші». И, чтобы услышать ее, надо дать вестнику подарок, деньги или другое вознаграждение.
Воспитатель: Ну, что мы хотим услышать хорошую весть? Тогда давайте, отблагодарим нашего вестника (Воспитатель дает мальчику подарок)
Мальчик: «В группу Ласточка передали ВОТ ТАКОЙ СУНДУК с подарками «(можно угощение)» (показывает сундук)
Воспитатель: Ой, спасибо тебе, Мальчик, мы очень рады!
Дети радуются. Мальчик уходит.
Воспитатель, обращает внимание на сундук, и говорит, что есть письмо.
Читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята, пишет вам бабушка Зере, я слышала, что в группе Ласточка самые умные детки и все знают про обычаи и традиции казахского народа. Высылаю вам сундучок с подарками, но прежде чем его открыть, вы должны выполнить мои задания».
Воспитатель : «Ну, что, ребята, выполним задания и откроем сундучок?» (дети соглашаются)
1 задание: Ответы на вопросы
-Назовите страну, в которой мы живем? (Казахстан)
-Как называется столица нашей Родины? (Астана)
-Назовите, пожалуйста, город, в котором мы с вами живем? (Алматы)
— Главное национальное блюдо казахов? (Бешпармак)
— Как называется напиток из  кобылье молоко? (Кумыс)
— Как называется напиток из  верблюжьего  молоко? (Шубат)
— Чем украшена казахская национальная одежда? (Орнаментами)
— Какие элементы казахского орнамента вы знаете?
(Тұмарша, қүс қанаты, қошқармүйіз, қазмойын, түйетабан,балдақ,    тарақ, қызғалдақ, йірек ,жіліншік ,омыртқа, ботагөз)
2 задание: «Знаешь ли ты?» (картинки с обычаями)
Воспитатель на доске показывает картинки, дети называют обряд и рассказывают как его выполняют: «Шашу», «Укладывание вколыбель», «Бесікке салу»,  «Тусаукесу». «Перерезание пут».
Воспитатель предлагает гостям показать обычай  «Бесікке салу» (это на усмотрение воспитателя)
3 задание: Воспитатель спрашивает какие игры казахского народа вы знаете?
Предлагает сыграть (это своего рода будет физминутка) Воспитатель приглашает детей на игру «Перетяни канат», Тымақ ұру (Обязательно включить фоновую казахскую музыку)
4 задание: «Доскажи пословицу»
Воспитатель: Ребята, в этом задание вы должны закончить пословицу
Детям говорить на русском, после того как отгадали, спросите как звучит на казахском, своего рода билингвальный компонент
Труд человека кормит, ….. (а лень портит)
Еңбек адамды тамқтандырады,жалқаулық бұзады
Глаза боятся, а ……… (руки делают)
Көз қорқақ, Қол батыр.
С ложью цели ….(не добиться)
Өтірік өрге баспас.
Человек без Родины ….. (как соловей без леса)
Отансыз адам, ормансыз бұлбұл.
Один в поле …… (не воин)
Жалғыз адам дауға жоқ, жалғыз батыр жауға жоқ.
Уважение к языку …… (уважение к народу)
Тілге құрмет, елге құрмет.

5 задание: ( Сиқырлы қоржы)
Воспитатель показывает детям сумку и говорит, что мы должны угадать какие предметы лежат в сумке. Дети на ощупь угадывают предмет, затем рассказывают о нем (предметы: юрта, торсык, асык, домбыра, кобыз, кесе, шолпы и тд) (Қоржын)
Итог:  Молодцы ребята! Мы выполнили все задания.
Рефлексия «Микрофон» Воспитатель предлагает встать в круг и рассказать какое задание было сложное или какое задание понравилось больше всего?  А  сейчас мы с вами откроем наш сундучок бабушки Зере.

  1. задание: «Накрыть дастархан»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*