Home » статьи » Кто такой современный историк?

Кто такой современный историк?

А.М.Абдилдабекова
к.и.н., доцент
КазНУ имени аль-Фараби(Казахстан)
Э.Д.Телеуова — к.и.н.,
доцент  КазНУ имени аль-Фараби(Казахстан)


История нужна для обретения и подтверждения собственной идентичности. Есть история у страны, у народа, у социальной группы – они существуют. Если нет – историю за них напишут и объяснят другие, и тогда шансы на выживание у этих групп ли, народов – невелики.  История сегодня – это постоянно продолжающийся, постоянно возобновляемый диалог современности с прошлым.
Историк – специалист, изучающий события прошлого и настоящего, исследующий архивные материалы, где хранится информация о действиях на протяжении всей истории человечества и до него. Историки воссоздают картину жизни отдельных государств, народов и личностей разных периодов, а также анализируют закономерности развития социума и устанавливают причины и следствия между разными событиями. Используя знания о всевозможных исторических фактах и процессах, воссоздает картину жизни государства, народов и отдельных людей в разные времена. Устанавливает закономерности развития общества и выявляет причинно-следственные связи между произошедшими событиями.  Историки востребованы в школах, на исторических факультетах высших учебных заведений, архивах, музеях, научных центрах и т.д. Когда же вопрос заходит о престижности, мы понимаем, что не входим в лидерский список. Последние десятилетия характеризуются повышенным интересом к финансовым, инженерно-промышленным, информационно-технологическим специальностям. Вместе с этим мы наблюдаем постепенный рост интереса к историческому прошлому нашей страны.  Приходит понимание, что идея формирования национального исторического сознания в условиях обновления страны должна выйти на качественно новый уровень. Содержание и направленность национального самосознания определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. В связи с этим, перед  современным Казахстаном остро стоит задача духовного возрождения нации. В связи с этим возрастает роль  современного историка, от профессионализма которого зависит результат формирования национального исторического сознания у казахстанцев. Именно историки, призваны нести духовные традиции  неизбывных ценностей другим поколениям.
Развитие системы исторического образования в нашей стране открывает новые горизонты, для применения методик, основанных на  информационных и педагогических технологиях, отражающие приоритетную  цель исторического образования, направленную в первую очередь на формирование национального самосознания. Исследователи определяют «национальное самосознание»  как осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений. Данное понятие неразрывно связано с понятием «историческое самосознание»  — осознание индивидом своей принадлежности к определенной этнокультурной общности, своей связи с его прошлым и настоящим историческим развитием.  Чтобы оценить исторические события объективно,  человек должен обладать достаточным уровнем развития исторического самосознания. И с этой точки зрения, базовой основой в преподавании истории  должна стать ориентация на целостный всесторонний анализ исторической действительности, в центре которой стоит человек, все многообразие его проявлений и интересов. Именно историческое познание становится признаком культуры личности и общества. Внедрение в учебный процесс новых подходов преподавания позволит  учащимся, понимать историческую связь  явлений современного мира, критически анализировать историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, иметь целостное представление о месте Казахстана во всемирно-историческом процессе
Лидером подготовки высококвалифицированных специалистов,  по  программам преподавания отечественной истории, является факультет истории, археологии и этнологии Казахского Национального Университета имени аль-Фараби. Факультет является «альма матер»  многих известных историков Казахстана. Профессорско-преподавательский коллектив  плодотворно разрабатывает новые теоретические модели, раскрывающие сущность происходивших в отечественной истории процессов,  дает научный анализ исторического опыта развития Казахстана. Вместе с этим глобализация и интеграция науки и образования, характеризующие нашу современную действительность, вносят определенные коррективы в понимание методов и методик преподавания истории в нашем высшем учебном заведении. Внедряются инновационные приемы проведения лекционных и практических занятий, используются интерактивные методики обучения, которые направлены на то, чтобы современное образование соответствовало международным стандартам и уровню. Преподаватели факультета  понимают, что формирование будущего специалиста происходит в вузовских аудиториях, поэтому, трудоемкий процесс подготовки кадров базируется на методиках обучения, от степени и  эффективности которых  зависит уровень квалификации будущего выпускника.
Историческое образование необходимо для социальной памяти человечества, без него нарушается историческая и культурная преемственность, связь времени и поколений. Оно способствует формированию у подрастающего поколения нашего государства собственных ценностных ориентаций и убеждений, знаний и умений.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*