Home » статьи » РАБОТА С НЕСПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

РАБОТА С НЕСПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Габдрахманов Мурат Амангельдиевич
Учитель русского языка и литературы Жамбылской ООШ
Сырымского района ЗКО

Габдрахманова Бибигуль Демеуовна
Старший преподаватель кафедры психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса
ФАО «НЦПК» «Өрлеу» институт повышения квалификации
педагогических работников по
Западно-Казахстанской области, г.Уральск.

Известно, что работа с текстами является одним из основных видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся. Умение работать с текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек, у которого возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме. Ежедневно педагоги сталкиваются с проблемой недостаточно глубокого понимания учащимися различных текстов, будь то учебное задание на уроке или в тесте, неумением обучающихся найти в тексте ключевые слова, интерпретировать текст, выявить ключевую проблему, поднятую автором и т. д. Традиционно развитие смыслового чтения осуществляется с помощью сплошных текстов. К сплошным относятся тексты разных типов и жанров, которые учащиеся читают в повседневной жизни, в том числе в школе. Но в то же время сегодня читатель всё чаще сталкивается с так называемыми несплошными текстами. Это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом.

К несплошным текстам относятся:

  • графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, списки;
  • географические карты и карты местности; карты сайтов;
  • различные планы (помещения, местности, сооружения);
  • информационные листы и объявления (расписания, прейскуранты, каталоги);
  • входные билеты, рекламные постеры, меню, обложки журналов;
  • формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);
  • расписки (ваучеры, накладные, квитанции);
  • сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты);
  • призывы и объявления (приглашения, повестки) и др.

Работа с несплошными текстами требуют несколько иных читательских навыков, так как организованы эти тексты иначе, содержат особые связи единиц текста и особые формальные указатели на эти связи.

Согласно результатам исследования PISA в нашей стране существует тенденция увеличения разрыва в понимании сплошных и несплошных текстов. Поэтому нам, как педагогам, есть над чем работать в этом направлении.

На уроках русского языка и литературы учащиеся должны научиться работать с несплошными текстами, так как в Типовой учебной программе по учебному предмету «Русский язык и литература» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию включены цели обучения, как понимать главную и второстепенную информацию сплошных и несплошных текстов, связывая информацию с общеизвест-ными, повседневными знаниями; понимать главную, второстепенную и детальную информацию сплошных и несплошных текстов; представлять информацию в виде отчета, статьи, справки  на основе таблиц, схем, диаграмм,  графиков и наоборот.  Это позволяет научить ребенка не только критически мыслить, но и способствует развитию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий. На уроках русског языка и литературы мы предлагаем учащимся создать текст – описание или повествование на основе несплошного текста афиши.  Ребятам предлагается афиша с систематизированной (часто межпредметной) информационной наполняемостью и ряд вопросов. На основе полученных данных ученик должен составить связный сплошной текст. Например, используем афишу «Книжный рынок Казахстана и мира». На ее основе ученик может проследить, в каких странах наблюдается тенденция снижения интереса к чтению, на каком месте соотношении стоит Республика Казахстан, какую литературу предпочитают казахстанцы, каков процент казахстанцев, прочитавших хотя бы одну книгу за последний год и многое другое. Несмотря на то, что учащимся представляется неспошной текст, он наглядно демонстрирует большое количество необходимой информации. Дети анализируют, рассуждают, делают выводы. Подобную работу возможно проводить и в устной форме, что способствует формированию компетентности в общении на основе поиска и выделения необходимой информации.

Подобная работа может осуществляться на основе билета, например, в театр. Формулируются задания на:

— умение найти и извлечь информацию (Где находится данный театр? Какова цена билета? На каком ряду будет сидеть человек, купивший билет);

— на умение интегрировать и интерпретировать информацию  (Когда был в Уральске человек, купивший билет? )

— на умение осмыслить и оценить информацию  (На удобном ли месте будет сидеть человек, купивший билет?  Когда лучше прийти в театр: непосредственно перед представлением или чуть раньше и почему?).

На основе полученных данных, учащийся в устной форме должен описать все, что ему стало известно о владельце билета. Причем часто мнения учащихся могут не совпадать, что дает повод для обсуждения и рассуждения. Этот прием направлен в основном на развитие коммуникативных учебных действий.

При изучении официально-делового стиля речи мы предлагаем следующее задание. Учащемуся предоставляется набор документов с  несплошным текстом (грамота, свидетельство о рождении, выписка из медицинской карты или справка, чеки и т.п.). Задание: составьте характеристику на человека, используя полученную информацию. Или подобное задание, но нужно составить резюме, для этого предлагаются: аттестат, дипломы, грамоты и др.

Прием «Обложка» позволит познакомиться с жанром аннотации. Детям предоставляется обложка журнала и памятка, содержащая рекомендации. На их основе, анализируя и систематизируя информацию,  ученик создает аннотацию к номеру.

Особо важным является умение перевода сплошного текста в несплошной. Так, например,  для структурирования информации, выявления причинно-следственных связей главных и второстепенных мыслей текста возможно использовать составление учениками кластеров. Это прием из технологии критического мышления через чтение и письмо.

Ассоциативные кусты помогают наглядно продемонстрировать отношение учащихся к какому-либо понятию или герою. Например, при изучении темы «У войны не женское лицо» раздела «День Победы: почему мы должны помнить» попросить детей привести ассоциации к понятиям «женщина» и «война» и, сыграв на контрасте образов, привести к выводу об их несовместимости.

Также интересна такая технология как создание постеров (мини-проектов), коллажей. Главным их достоинством является то, что на одном листе можно собрать различные виды информации по теме: изображения, карты, хронологию, тексты и т.д.

Цель этого этапа работы − добиться от учащихся самостоятельного создания несплошных текстов. Например, в 8 классе целью обучения было представлять информацию в виде презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график. Для этого каждый ученик получил по 3 текста разного содержания. В первом тексте была представлена информация о человеческих расах. В ходе обработки информации из данного текста ребята должны были составить таблицу. Во втором тексте говорилось о темпераментах человека, содержание данного текста заинтересовало восьмиклассников больше всего. На его основе  они составляли схему. В последнем тексте была представлена информация о диапазоне звуков, которые могут расслышать разные животные (собака, дельфин, летучая мышь) и человек. Данная диаграмма вызвала наибольшие затруднения у учащихся, и не все смогли преобразовать информацию в несплошной текст.

Основные трудности при создании несплошных текстов связаны с нарушением логики изложения материала или с неправильным выбором основания для классификации по тем или иным признакам. Результаты данной работы таковы: все ученики справились с порождением текстов-таблиц, тексты-схемы составили все те же шесть человек, а тексты-диаграммы – всего четыре человека.

Как показывает школьная практика, установка на создание текста и сами тексты воспринимаются всеми учащимися по-разному, это связано с индивидуальными особенностями личности. Поэтому, обрабатывая и оценивая ученические работы, необходимо учитывать не только результат, но и затраченные усилия на ту или иную работу. При погружении в работу по созданию собственных несплошных текстов наблюдается дифференциация по некоторым признакам (по скорости создания текстов и выполнения того или иного задания, по уровню сложности, по объему, по закономерностям усвоения материала). Технологии сотрудничества помогает даже слабому ученику осуществить работу с несплошными текстами, стимулируя его к деятельности, поскольку он видит пример учебной личностной активности других учеников, пример учебной коммуникации на лингвистические темы.

При глубоком анализе литературного произведения, ребята могут составить диаграммы частотности средств художественной выразительности или мотивов у автора, либо могут проследить предпочтения в выборе жанров литературных произведений у одноклассников. Это носит не только познавательный характер, но и вызывает большой интерес у школьников. Наряду с предметными и  указанными выше коммуникативными учебными действиями, эти приемы направлены на развитие познавательных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий.

Все эти формы и приемы направлены на работу с разными видами текста, что способствует развитию обучающихся и практической направленности их деятельности, в результате создается продукт. Главной задачей становится подбор интересного и значимого для ребенка задания, качественная подготовка к уроку, регулярность использования этих приемов.

В рамках обновления содержания образования нам важно не столько дать обучающимся как можно больше конкретных предметных знаний и навыков по отдельным предметам, сколько вооружить его такими универсальными учебными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Работа с несплошными текстами способствует такому развитию.

Литература

  1. Бунеева, Е.В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – No 11. – С. 3 – 10.
  2. 2. Светловская, Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности / Н.Н. Светловская. – М.: Магистр, 1993. – 180 с.
  3. 3. Усачёва, И.В. Формирование учебной исследовательской деятельности: Обучение чтению научных текстов. Учеб. пособие по спецкурсу «Методика информационно-поисковой деятельности исследователя» / И.В. Усачёва, И.И. Ильясов. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 121с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*