Камалиденова Айман Жаманготовна,
заместитель директора по воспитательной работе
ГУ «СОШ №2 г.Павлодара»
Павлодарской области.
о, на основе административных рычагов – через учителя, через руководство школы, в некоторых, особых и более сложных случаях – через руководство системы образования; в криминальных ситуациях – через правоохранительные органы.
В настоящее время медиация становится все более широко известным и распространенным методом посредничества в конфликтах.
В нашей школе «Служба школьной медиации» успешно интегрировалась в образовательное пространство.
«Служба школьной медиации» руководствуется принципами: добровольность; взаимное уважение; принятие, признание ценностей и самобытности каждой отдельной личности; беспристрастность и непредвзятость; прозрачность процесса для всех его участников; конфиденциальность, равноправие, сотрудничество; признание права каждого на удовлетворение потребностей и защиту своих интересов при условии признания такого же равного права за другими.
Значимость СШМ состоит в том, чтобы научить навыкам позитивного общения не только детей, но и, прежде всего взрослых. СШМ является способом разрешения конфликтов, обучения детей позитивному общению, а также способом повседневного взаимодействия, как в школе, так и дома. Интеграция метода «Школьная медиация» и медиативного подхода в образовательное пространство предоставляет детям возможность «отделить» себя от негативных поступков, давая им право на ошибку без навешивания «ярлыков». Кроме того, метод очень результативен в профилактической и коррекционной работе с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями.
Медиация позволяет разрешить конфликт, выявляя его причину, предотвращать конфликты, оберегать детей от агрессивного воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Это инструмент в разрешении конфликтов не только между детьми, но и между детьми и взрослыми. В процессе медиации каждый может рассчитывать, что будет выслушан, его постараются понять, может сам предложить альтернативный способ разрешения конфликта. Такое общение в доверительной и уважительной обстановке в кабинете медиации, а не у директора школы, создает чувство безопасности. В результате конфликт будет разрешен самими участниками мирным путем.
Кроме этого, в школе действует проект «Даусыз орта» (Бесконфликтная среда), Совет отцов «Ұлағат», Совет матерей «Адал жүрек», внедренный в рамках программы «Школьная служба медиации», который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Совет отцов — «Ұлағат».
Школа и общество. Семья и школа. В настоящее время вопрос взаимодействия и сотрудничества данных социальных институтов становится важным и необходимым. Поэтому и создание в школе Совета отцов «Ұлағат» и «Совета матерей» и «Совета старейшин» поможет преодолеть отчуждение школы от общества и вовлечь родителей в работу школьной медиации. Как ни велика роль школы, но воспитывает растущего человека не только она. Основы характера закладываются в семье. Какова же роль отца в воспитании детей?
В семье современного типа участие мужчины — отца в воспитании зачастую ограничивается эпизодическим контролем над детьми, редкими беседами, отдельными поручениями и нравоучениями. Отцы, в большей мере, чем матери, отчуждены от школы, от контактов с ней. Именно активизация связи со школой отцов поможет создать систему работы и тесного сотрудничества всех участников образовательного и воспитательного процесса.
Поэтому в 2018 году в нашей школе, как одной из структур школьной службы медиации был создан Совет отцов «Ұлағат» как новая форма сотрудничества родителей и школы. Со временем работа «Совета отцов» показала, что данная форма сотрудничества благоприятно сказалась на воспитании подростков и решении конфликтных ситуаций. Что совет отцов иногда гораздо важнее и эффективнее в разрешении споров нежели профилактическая работа по правовому всеобучу.
Совет отцов «Ұлағат» работает по инициативе родительской общественности на добровольных началах, с 2018 по сегодняшний день включительно. В состав совета входят 15 отцов. Стали традиционными заседания «Совета отцов», на которых рассматриваются вопросы предупреждения правонарушений, профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних. Проводится организация профилактической работы с семьями, где детей воспитывают только мамы. Участие в проведении общешкольных рейдов, взаимодействие с социально-педагогической службой в правовом воспитании учащихся — это встречи с родителями, работающими юристами, в МЧС, в полиции.Уделяется внимание состоянию воспитательной работы в классах по профилактике девиантного поведения обучающихся, предупреждения дорожно-транспортного и иного травматизма.
Совет отцов «Ұлағат» оказывает помощь школьному медиатору в работе по урегулированию конфликтов. Кроме бесед по решению споров совместно с «Советом отцов» проводятся и профилактические мероприятия такие как «Әке, мен сенің өміріңнің жалғасымын». Отцы – участники этих мероприятий, показывают пример здорового образа жизни, патриотизма, толерантности. На различных примерах объясняют как нужно будучи вовлеченными в конфликт находить правильные пути решения: учат доверять друг другу, считаться с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонентов. Что такой путь продвижения к положительному исходу конфликта по-своему тернист. Он требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них, в ходе переговоров, взаимоприемлемого решения. С помощью «Совета отцов» были положительно разрешены конфликтные ситуации «ребенок (мальчик, юноша) –ребенок (мальчик, юноша)», «ребенок (сын) – родитель (отец)».
Совет матерей — «Адал жүрек».
Другой структурой «Школьной службы медиации» является Совет матерей «Адал жүрек». Совет матерей так же как и Совет отцов вносит огромный вклад в вопросах урегулирования конфликтов. Если Совет отцов проводит профилактические работы с отцами и сыновьями, то Совет матерей тесно сотрудничает с матерями и дочерьми. Деятельность Совета матерей сосредоточена на изучении проблемных вопросов, связанных с духовно-нравственным воспитанием в семье, проведении консультативно-информационной работы по повышению уровня правовой грамотности среди женщин, распространении опыта успешных семей, организации профилактической работы и помощи трудным подросткам, неблагополучным и неполным семьям, а также семьям, оказавшимся в тяжелом социальном положении, участии в решении проблем детей, оставшихся без попечения родителей.
За 2018 – 2020 год с помощью Совета матерей «Адал жүрек»» было разрешено 25 споров. Из всего этого следут, что в разрешении споров помимо высокой профессиональной подготовки школьного медиатора большую роль играет и активная деятельность отцов и матерей.
Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка работы заключается в возможности внедрения разработанной программы школьных медиаторов в деятельность общеобразовательных организаций.
Создание школьной службы медиации (примирения) способствует решению задач, стоящих перед образовательной организацией. Государственное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 2» обеспечивает реализацию конституционных прав, проживающих на территории города Павлодара детей, на получение ими бесплатного основного общего и среднего общего образования. Одной из стратегических задач школы является расширение безопасного пространства для ребенка, пространства, в котором ему комфортно и интересно, где он получает качественное образование и имеет возможность развивать свои способности.