Home » статьи » Упражнения, способствующие формирование навыков работы над содержанием сочинения

Упражнения, способствующие формирование навыков работы над содержанием сочинения

Колесникова Екатерина Васильевна
Туркестанская область, г.Шымкент,
К.Г.У. «Специальная школа- интернат
№1 для нарушения слуха» У.О. г. Шымкент 

  1. Упражнения, способствующие формированию навыков работы над содержанием сочинения
    Содержательность сочинения обеспечивается прежде всего пра­вильно отобранным материалом в соответствии с темой, основной мыслью, разрабатываемой в письменной работе. Следовательно, важно упражнять учащихся в выделении основной мысли сначала небольших по объему высказываний и в то же время учить отби­рать материал, адекватный выдвинутому положению [1].
    2.Сократите данное предложение, опустив те его части, кото­рые не являются основными для характеристики образа Кате­рины.

На фоне покорности, смирения или хитрого приспособления к нравам «темного царства», среди таких людей, как Тихон, Бо­рис, или таких, как Варвара, Катерина выделяется своим откры­тым характером, смелостью, горячей натурой.

  1. Выделите основную мысль абзаца.

Островский создал в России жанр драмы («пьесы жизни»). Для драмы характерен интерес к конфликтам повседневной дейст­вительности, за которыми читатель улавливает глубокие противо­речия…

  1. Прочитайте статью «Поэма о счастье народном». Найдите ответ на вопрос: «Почему произведение „Кому на Руси жить хо­рошо” мы называем поэмой-эпопеей?»
  2. Составьте вопросы, на которые отвечали бы данные предло­жения.

Роман Чернышевского показал, каким может быть путь дво­рянского интеллигента в новых исторических условиях. Все мысли автора — о народе, все его мечты — о народном счастье.

  1. Выпишите из отрывка главное для раскрытия образа Куту­зова.

Лучшие черты народа воплощены в образе народного полко­водца Михаила Илларионовича Кутузова. В отличие от истори­ческих деятелей типа Наполеона и Александра, думающих о сла­ве, власти, величии и глубоко враждебных человечеству, Кутузов, в изображении Толстого, не только способен понять простого чело­века, он сам — простой человек.

  1. Прочитайте статью учебника «Новый хозяин?». Отберите нужный для характеристики образа Лопахина материал.

Важно выработать у учащихся умение аргументировать выска­занные мысли. С этой целью необходимо обратить их внимание на роль абзаца, в котором обычно первое предложение выражает главную мысль (возможны и другие варианты), а остальные пред­ложения ее углубляют, обосновывают или иллюстрируют.

  1. Прочитайте текст, определите возможные границы абзацев.

Печорин не раз говорит о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни спра­ведливых, гуманных отношений между людьми, ни осмысленной общественной деятельности. Лермонтов создал правдивый, типич­ный образ, в котором отразились существенные черты целого по­коления. В предисловии к роману автор пишет, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» [2].

  1. Дополните данные суждения

Самый обаятельный женский образ романа — Наташа Ростова…

Лучшие черты народа воплощены в образе народного полко­водца Михаила Илларионовича Кутузова. . .

  1. Выпишите пропущенные начала предложений, пользуясь ма­териалом статьи «Новые люди».

… — это человек «безукоризненной честности», всем пылом своей молодой души желающий добра людям.

… — это не просто хорошие, добрые люди, которые бывают в любое время, для Чернышевского — это исторически возникший тип людей.

  1. Отметьте в отрывке статьи … предложения, которые выпол­няют роль примеров.

Серьезных навыков требует умелое привлечение цитат в ка­честве подтверждения приводимых в сочинении положений. Учи­телю следует обращать внимание учеников не только на умест­ность цитирования, но и на точность и правильность воспроизве­дения цитат.

  1. Дополните предложения цитатами из текста.

Петя Трофимов резко и убежденно говорит суровую правду о людях, подобных Раневской и Гаеву: …

  1. Подберите цитаты к данному плану (учитель может пред­ложить часть плана предстоящего сочинения).
  2. Подчеркните в данных предложениях слова и словосочета­ния, взятые из текста произведения.

Любуясь своей героиней, Толстой особенно ценит в ней «про­стоту, добро и правду» — черты естественные, столь свойственные чистому, неиспорченному духовному миру детей.

Всем этим придворным не дано было «сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ».

 

  1. Упражнения, способствующие формированию навыков логического изложения материала

Одно из требований, предъявляемых к сочинению, заключается в том, что учащиеся должны овладеть навыками логического пост­роения сочинений. Вот почему упражнения данной группы наце­лены на выработку у взрослых глухих учащихся навыков после­довательного изложения мыслей, установления взаимосвязи час­тей сочинения.

Логика изложения в значительной мере зависит от плана, ко­торый собственно и конкретизирует основную мысль сочинения. Умения составить план и написать сочинение по этому плану являются взаимосвязанными, они свидетельствуют о том, насколько верно ученик понял предложенную тему. Отмеченные умения тесно связаны с навыками смыслового анализа текста. Развитию указанных навыков и умений прежде всего способствуют задания, направленные на выделение главного в предложении, «сложном синтаксическом целом» (тематическое и структурное объединение ряда предложений), целом тексте. Уже отмечалась важность вы­деления основной мысли для содержательной стороны сочинения. В работе над структурой сочинения это также имеет существен­ное значение, так как систематизация отобранного материала и последовательность его изложения служат раскрытию темы в соответствии с основной мыслью [3].
В качестве заданий можно использовать упражнения I группы, имеющие целевую установку на выделение основной .мысли.
Стройность сочинения обеспечивается последовательностью излагаемых мыслей. Работа в данном направлении может осу­ществляться посредством проведения следующих упражнений:

  1. Прочитайте предложения и расположите их в нужной после­довательности.

При этом в романе не освещается история жизни героя.
Все основные’ персонажи романа группируются вокруг него, оттеняют те или иные черты его облика.
Образ Базарова занимает центральное место в романе.

  1. Расположите отрывки текста в определенной последователь­ности (по плану, без плана).
  2. Прочитайте текст. Определите по плану (данному учите­лем) пропущенную информацию.
  3. Прочитайте текст (статью) и план к нему. Расположите пункты данного плана в нужной последовательности.

Формируя навык последовательного изложения мыслей, сле­дует обращать внимание учащихся на роль абзацев, которые являются звеньями в общей структуре сочинения. С этой целью можно предложить упражнение на определение границ абзацев (пример такого упражнения имеется в I группе).
Глухие учащиеся вечерних школ должны в процессе обучения овладеть навыком самостоятельного составления развернутого плана. В целях его формирования на уроках литературы можно рекомендовать следующие задания.

  1. Продолжите составление плана по образцу.

 

Вопросы

I. Какие события побудили Горького написать роман «Мать»?

I.      Кто главный герой ро­мана?

1. Кто была Ниловна?

2. Как изменилась жизнь матери?

3. Почему Ниловна трево­жилась за сына?

4. Почему мать присоеди­нилась к Павлу и его товарищам?

5. Почему Ниловна реши­ла принять участие в майской демонстрации?

6. К чему призывала Ни­ловна людей?

7. Как Ниловна продол­жила дело сына?

III. Каково значение романа «Мать»?

Пункты плана в повествовательной форме

II.         Историческая обстановка, побудившая Горького на­писать роман «Мать».

II.    Ниловнаглавный герой романа.

1.            Образ матери.

2.            Перемена в жизни.

3.            Тревога за сына

4.

5.

6………………………………..

7………………………….

III

Данное упражнение позволяет учителю работать над вопроси­тельной и повествовательной формами плана. Кроме того, имеется возможность обратить внимание учащихся на необходимость гра­мотного оформления пунктов плана.
5Прочитайте текст, составьте план. Сравните его с планом учителя.
В зависимости от индивидуальных возможностей учащихся их можно наделить либо на самостоятельное составление плана, либо предложить «деформированный» план, который следует ском­поновать в соответствии с логикой текста.
III. Упражнения, способствующие формированию навыков речевого оформления сочинений
     В число требований, предъявляемых к сочинению, входит сле­дующее: учащиеся должны правильно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданной темой, то есть уметь отобрать для передачи содержания необходимый лексический и конструк­тивный материал [4].
Причины недостатков в языковом оформлении сочинений в методической литературе справедливо объясняют тем, что в работе со словом трудно опереться на какие-то определен­ные правила и что зачастую выбор лексических средств зависит от культуры речи учащихся и культуры мышления в целом.
В связи с этим подбор заданий и упражнений для данного раздела работы осуществляется с учетом специфики речевого раз­вития и мыслительной деятельности глухих учащихся вечерних школ и их практических потребностей в процессе написания сочи­ нений, а именно: предлагаемые упражнения на материале изучае­мых художественных произведений способствуют не только рас­ширению лексического запаса учащихся, но и закреплению опре­деленных речевых образцов и их вариантов для выражения собст­венных суждений в самостоятельных письменных работах.
Поскольку в речевом оформлении сочинений выделяют грам­матическую, стилистическую и лексическую стороны, упражнения данной группы целесообразно разделить на подгруппы: упражне­ния одной из них связаны с отработкой грамматических и стили­стических средств .выражения, задания другой направлены на активизацию лексики.
Упражнения, развивающие грамматико-стилистические навыки учащихся
Формирование грамматических навыков безусловно должно проводиться в процессе изучения курса русского языка. Однако и на уроках литературы вполне возможно выполнение упражне­ний, направленных на тренировку глухих учащихся в употребле­нии различных частей речи и их морфологических форм. Приво­дим примеры таких упражнений [5].

  1. Вместо точек вставьте прилагательные в нужном падеже.

Некрасов раскрывает противоречивость … сознания, борьбу между … привычкой к рабству и … духом.
Слова для справок: бунтарский, народное, вековая.

  1. Вместо точек вставьте местоимения: свой, он, ему, его, сам.

Мы знакомимся с Андреем Болконским, когда … собирается на войну.
Второй период русского освободительного движения назы­вается революционно-демократическим, разночинским,…
Русские актрисы по-разному трактовали образ Катерины,…
Отработку стиля ученических сочинений целесообразнее вести на примере коллективного разбора письменных работ глухих уча­щихся. В процессе устранения стилистических недочетов следует предлагать учащимся: изменить предложение; дать возможные ва­рианты той или иной фразы; сократить предложения, в которых имеются «лишние» слова и т. д.

    Упражнения, активизирующие лексику учащихся
Как уже отмечалось, ограниченность лексического запаса глу­хих учащихся вечерних школ отрицательно сказывается на качест­ве самостоятельных письменных работ. Именно лексические недо­четы преобладают над прочими недостатками, встречающимися в сочинениях. В связи с этим обстоятельством данный раздел упражнений включает наибольшее количество заданий, целью ко­торых является отработка специфической литературоведческой лексики (терминология по теории литературы), общелитератур­ной лексики и наиболее употребительных при изучении художест­венных произведений речевых конструкций.
Терминологическая лексика несомненно является наиболее трудной для усвоения из-за сложности обозначаемых литературо­ведческих понятий. Учителю следует разнообразить способы за­крепления этой лексики в речи учащихся.
Заключение
Заключая перечень рекомендуемых упражнений, следует еще раз подчеркнуть необходимость их систематического выполнения на всем протяжении учебной работы над художественным произ­ведением.
Приведенные упражнения дают учителю возможность более разнообразно организовать работу на уроках литературы (хотя использование некоторых видов заданий было бы полезно и на уроках русского языка), осуществлять дифференцированный под­ход к учащимся, учитывая уровень подготовки каждого ученика. Учитель может варьировать последовательность и повторяемость различных упражнений в соответствии с характером изучаемого материала и тех целей, которые поставлены на уроке [6].
В зависи­мости от реальных условий работы с классом предлагаемые зада­ния и упражнения могут быть применены в процессе анализа ху­дожественного произведения и чтения статьи учебного пособия, в качестве дополнительных заданий для отдельных учащихся, при организации самостоятельной работы и т.
Задания и упражнения данного методического руководства рассчитаны на самостоятельную работу глухих учащихся, однако предусматривается, что выполнение всех видов упражнений обяза­тельно контролируется учителем.
Список литературы
1.Лосева Л. М. Как строится текст: Пособие для учителей. — М.: Про­свещение, 2000.
2.Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка: Посо­бие для учителей: — М..: Просвещение, 2005.
3.Пути развития причинно-следственного мышления глухих школьников: Методические рекомендации / Сост. Т. А. Григорьева — Л., 2013.
4.Синицына Л.Г. Обучение взрослых глухих словесной речи: Учебное пособие. —  Л.: ЛВЦ ВОГ, 2015
5.Словарь литературоведческих терминов/Ред.-сост.: Л.И.   Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*