Кожахметова Айгерим Абдимараловна
учитель английского языка
КГУ «Школа-гимназия имени Бауыржана Момышулы»
Улытауская область, город Сатпаев
Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка
Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка является важной задачей, так как она способствует формированию у школьников навыков, необходимых для успешного общения и взаимодействия в реальных жизненных ситуациях. Функциональная грамотность включает в себя умение использовать язык в различных контекстах, понимать и анализировать информацию, а также критически мыслить.
В своей практике я использую следующие подходы и стратегии для развития функциональной грамотности на уроках английского языка:
Коммуникативные методы обучения: ролевые игры, дискуссии, дебаты и проекты, которые способствуют активному взаимодействию между учениками и использование языка в реальных ситуациях. Коммуникативные методы обучения играют ключевую роль в развитии функциональной грамотности на уроках английского языка. Эти методы акцентируют внимание на активном взаимодействии учащихся, что способствует улучшению их языковых навыков и способности применять язык в различных жизненных ситуациях.
Вот несколько важных аспектов применения коммуникативных методов в обучении:
Ролевые игры: Учащиеся могут брать на себя различные роли и разыгрывать ситуации, которые могут произойти в реальной жизни, например, покупки в магазине, ситуации в ресторане или туристические поездки. Это помогает развивать навыки общения и применение языка в контексте.
Проектная деятельность: Создание проектов на темы, связанные с культурой стран, говорящих на английском языке, или обсуждение актуальных глобальных проблем способствует не только развитию языковых навыков, но и критического мышления и сотрудничества.
Работа в группах и парах: Обсуждение заданий в малых группах или парах позволяет учащимся практиковать язык в менее формальной обстановке, что может снизить уровень стресса и повысить уверенность в своих силах.
Использование мультимедиа и технологий: Аудио- и видеоматериалы, интерактивные платформы, такие как Kahoot или Quizlet, могут сделать занятия более увлекательными и способствовать лучшему усвоению языка.
Дебаты и обсуждения: Организация обсуждений на актуальные темы развивает аналитическое мышление и умение аргументировать свою точку зрения, что является важной частью функциональной грамотности.
Кросс-культурные проекты: Обмен опытом с учащимися из других стран, например, через видеосвязь или проекты, основанные на сотрудничестве, расширяет горизонты учащихся и углубляет понимание языка как инструмента межкультурной коммуникации.
Интеграция этих коммуникативных методов в учебный процесс позволяет сделать обучение более увлекательным, а главное – эффективным в плане развития функциональной грамотности учащихся.
Чтение и анализ текстов: На уроках английского языка я работаю с различными текстами (статьи, рекламные листовки, инструкции и т. д.), обучая учеников выделять основную мысль, делать выводы и сопоставлять информацию. Функциональная грамотность подразумевает не только знание языка, но и умение использовать его в различных жизненных ситуациях. Чтение и анализ текстов играют в этом процессе центральную роль.
При работе с текстами я применяю такие подходы, как:
Выбор текстов: Важно подбирать тексты, которые будут близки и интересны учащимся. Это могут быть статьи, эссе, рецензии, блоги или отрывки из художественной литературы. Тематика текстов должна соответствовать интересам и возрасту обучаемых.
Цели чтения: На уроках следует четко формулировать цели чтения. Это может быть:
Поиск конкретной информации;
Понимание основной идеи текста;
Анализ аргументов автора;
Определение настроения и эмоциональной окраски текста.
Работа с предтекстовыми заданиями: Перед чтением полезно провести активизацию знаний, обсудить тему текста, задать вопросы, которые помогут сконцентрироваться на ключевых моментах.
Чтение с пониманием: Чтение не должно быть механическим. Учащиеся должны уметь выделять основную мысль, идентифицировать детали, делать выводы и формулировать свои суждения о прочитанном.
Анализ текста: После чтения важно не просто обсудить текст, но и провести его анализ. Это может включать:
Обсуждение структуры текста (введение, основная часть, заключение);
Анализ языковых средств (лексика, грамматика, стилистика);
Рассмотрение культурного контекста.
Критическое мышление: Создание условий для высказывания суждений и аргументации своего мнения. Учащиеся должны учиться принимать разные точки зрения и обсуждать их.
Интерактивные задания: Использование различных форм работы, таких как групповое обсуждение, дебаты, создание презентаций по итогам прочитанного. Это способствует более глубокому осмыслению текста.
Оценка и рефлексия: По окончании работы с текстом полезно провести рефлексию. Учащиеся могут поделиться своими впечатлениями, обсудить, что нового они узнали, какие навыки они развили.
Вот несколько примеров заданий при работе с текстами для развития функциональной грамотности:
Подбор заголовка: Учащимся предлагается выбрать или создать заголовок для текста, основываясь на его содержании.
Картирование идей: Создание ментальной карты, отражающей основные идеи текста и связи между ними.
Ролевая игра: После чтения текста на определенную тему, учащиеся могут разыграть ситуации, основанные на прочитанном, что помогает закрепить язык в контексте.
Письменные задания: Написание краткого резюме, эссе или даже комментария к тексту помогает улучшить навыки письменной речи.
Развитие функциональной грамотности через чтение и анализ текстов на уроках английского языка является эффективной стратегией, способствующей подготовке учащихся к жизни в многоязычной и мультикультурной среде. Ключевым моментом является создание активной и вовлекающей образовательной среды, в которой каждый учащийся сможет развивать свои навыки и уверенность в использовании английского языка.
Интеграция технологий: На своих уроках я применяю различные цифровые ресурсы, такие как блоги, видео, подкасты и приложения, которые предоставляют возможность взаимодействовать с языком в интерактивной форме. Интеграция технологий в образовательный процесс, особенно на уроках английского языка, является важным аспектом развития функциональной грамотности учащихся. Функциональная грамотность предполагает способность использовать знания и навыки для решения практических задач в различных ситуациях.
Вот несколько подходов к интеграции технологий для развития функциональной грамотности на уроках английского языка:
Использование образовательных платформ: Платформы, такие как Edmodo, Google Classroom или Moodle, позволяют создавать интерактивные задания, тесты и проекты, что стимулирует учеников и помогает им развивать навыки работы в команде.
Мультимедийные ресурсы: Использование видео, подкастов, интерактивных презентаций (например, с помощью PowerPoint или Prezi) помогает учащимся лучше понимать материал и развивать навыки аудирования и говорения.
Онлайн-корреспонденция и обмен проектами: Участие в международных проектах, таких как eTwinning или PenPal Schools, позволяет учащимся общаться с носителями языка, что способствует практическому применению языковых навыков и расширению культурного кругозора.
Игровые методы: Интерактивные игры и приложения (например, Kahoot, Quizlet) делают процесс обучения более увлекательным и помогают развивать критическое мышление, а также способность решать задачи.
Социальные сети и блоги: Создание и ведение блогов, а также работа с социальными сетями (например, Twitter для обсуждения актуальных тем на английском) позволяют учащимся развивать навыки письменной речи и критического мышления.
Использование искусственного интеллекта: Программы и приложения на основе ИИ (например, ChatGPT) могут быть использованы для практики диалогов и улучшения навыков письменной речи. Ученики могут задавать вопросы и получать мгновенные ответы, что способствует развитию самостоятельности в обучении.
Кросс-дисциплинарные проекты: Интеграция английского языка в другие предметы (например, история, наука) через проекты помогает учащимся увидеть практическую значимость языка и развивать функциональную грамотность.
При интеграции технологий важно помнить о балансе между традиционными методами обучения и новыми технологиями, а также учитывать индивидуальные особенности и потребности учеников. Такой подход не только делает обучение более интересным, но и способствует развитию необходимых компетенций для успешной жизни в современном мире.
Формирование критического мышления: Перед учениками я ставлю задачи, требующие анализа и оценки различных точек зрения, обсуждения актуальных тем, что разовьет их способность критически мыслить и аргументировать свою позицию. Формирование критического мышления является важным аспектом развития функциональной грамотности на уроках английского языка. Критическое мышление помогает учащимся не только анализировать и оценивать информацию, но и принимать обоснованные решения, что особенно актуально в современном мире, переполненном различными источниками информации.
Вот несколько рекомендаций и методов, которые могут способствовать развитию критического мышления на уроках английского языка:
Дебаты и обсуждения: Организация дебатов по актуальным темам помогает учащимся высказывать свои мнения, аргументировать свою точку зрения и слушать других. Это развивает навыки анализа и оценки различных точек зрения.
Вопросы открытого типа: Задавая вопросы, требующие развернутого ответа, учитель стимулирует учащихся не только высказывать свое мнение, но и обосновывать его. Это помогает развивать навыки аргументации и критической оценки.
Критический анализ СМИ: Уроки могут включать задания на анализ новостей, рекламы или социальных сетей, что помогает учащимся развивать навыки фильтрации информации и определения её достоверности.
Рефлексия: Важно регулярно проводить рефлексию по завершении урока или проекта, чтобы учащиеся могли оценить свою работу, определить сильные и слабые стороны своего понимания темы.
Эти методы могут быть адаптированы под разные уровни обучения и возрастные категории, что позволяет каждому ученику развивать свое критическое мышление и функциональную грамотность в контексте изучаемого языка.
Работа с аудиовизуальными материалами: На своих уроках я использую фрагменты фильмов, мультфильмов, сериалов и песен на английском языке для обсуждения, анализа и восприятия языка в живом контексте. Работа с аудиовизуальными материалами на уроках английского языка является эффективным способом развития функциональной грамотности учащихся. Функциональная грамотность включает в себя умение не только понимать информацию, но и использовать её в различных контекстах. В своей практике я применяю несколько подходов и методов, которые можно использовать:
1. Использование видеоматериалов
- Фильмы и сериалы.Выбор коротких фрагментов из фильмов или сериалов позволяет учащимся услышать живую речь, акценты и интонации. Обсуждение сюжета и персонажей поощряет развитие критического мышления.
- Документальные фильмы.Они стимулируют интерес к различным темам и развивают навыки анализа информации.
2. Аудиоподкасты и радиопрограммы
- Подборка подкастов.Учащиеся могут выбирать темы, интересные им, что повышает мотивацию. После прослушивания обсуждение услышанного помогает развивать навыки аудирования и устной речи.
- Имитация радиопрограмм.Учащиеся могут создавать свои собственные радиопередачи, что способствует практическому применению языковых навыков.
3. Интерактивные задания
- Кроссворды и игры.Использование аудиовизуальных материалов для создания кроссвордов или викторин по прослушанному материалу либо просмотренному видео делает уроки более увлекательными.
- Ролевая игра.После просмотра видеоролика учащиеся могут разыграть сцены, что способствует практике разговорной речи.
4. Проекты и презентации
- Групповые проекты.Учащиеся могут создавать презентации на основе видеоматериала, что развивает навыки работы в команде и публичные выступления.
- Создание видеороликов.Запись и монтаж собственных видеоматериалов позволяют применить язык в практической деятельности.
5. Анализ и обсуждение
- Дискуссии.Темы, поднятые в видео или аудио, могут послужить основой для обсуждений, что развивает критическое мышление и аргументацию.
- Письменные работы.Создание отзывов на материалы помогает развивать навыки письменной речи.
6. Развитие медиаобразования
- Критическая оценка источников.Учащихся следует учить различать качественные источники информации, обсуждая, как медиаформаты могут быть использованы для манипуляции мнением.
- Анализ визуальных элементов.Рассмотрение того, как изображение и звук взаимодействуют для передачи сообщения, развивает способность анализировать информацию.
Работа с аудиовизуальными материалами способствует не только улучшению языковых навыков, но и формированию целостного подхода к обучению, развивая функциональную грамотность учащихся. Важно применять разнообразные методы и подходы для максимального вовлечения учащихся и повышения их мотивации к изучению языка.
Развитие письменной речи: Учите учеников составлению различных видов текстов (эссе, аннотации, отчеты) с учетом их структуры и целей, что поможет им научиться оформлять свои мысли. Развитие письменной речи у учащихся на уроках английского языка является важным аспектом формирования их функциональной грамотности. Вот несколько упражнений, которые могут помочь в этом процессе:
Письменные творческие задания:
Дневник путешествий: Попросите учащихся написать о воображаемом или реальном путешествии, описывая места, людей и события.
История на выбор: Дайте тему, и пусть учащиеся напишут краткий рассказ. Это может быть, например, «Самое необычное приключение в моей жизни».
Эссе и аргументация:
Эссе на актуальные темы: Предложите учащимся выбрать тему (экология, технологии, отношения и др.) и написать эссе, аргументируя свою точку зрения.
Открытое письмо: Попросите написать открытое письмо к известной личности, обсуждая какую-то проблему или задавая вопросы.
Аннотации и рецензии:
Рецензия на книгу или фильм: Учащиеся могут написать рецензию на прочитанную книгу или просмотренный фильм, анализируя сюжет, персонажей и свои впечатления.
Аннотация к прочитанной статье: Попросите учащихся написать краткое содержание прочитанной статьи на английском языке, выделяя основные идеи.
Работа с образцом:
Составление писем различного формата: Учащиеся могут практиковаться в написании формальных и неформальных писем, изучая различные форматы и стиль.
Заполнение форм и анкет: Создание и заполнение анкет (напр., для опроса) поможет учащимся научиться четко и лаконично выражать свою мысль.
Групповые проекты:
Создание блога или новостного сайта: В рамках группы учащиеся могут создать проект, где каждый будет ответственен за написание статей на определенные темы.
Обсуждение и написание совместного отчета: На основе обсуждения в группе по определенной теме, учащиеся могут написать совместный отчет, что развивает навыки сотрудничества и письменной речи.
Имитационные задачи:
Симуляция деловой переписки: На моих уроках учащиеся в ролевых играх, где они пишут письма или сообщения в разных бизнес-сценариях.
Дебаты с письменным заключением: Учащиеся готовят свои аргументы по заданной теме и пишут итоговое заключение.
Эти упражнения помогут учащимся улучшить навыки письменной речи, научиться выражать свои мысли и аргументы, а также подготовят их к реальным жизненным ситуациям, где потребуется применение английского языка.
Применение предложенных мною стратегий по развитию функциональной грамотности на уроках английского языка поможет ученикам не только лучше овладеть языком, но и развить необходимые навыки для успешного общения в разнообразных жизненных ситуациях.
Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка является важным аспектом современного образования. В условиях быстро меняющегося мира, где умение эффективно коммуницировать, критически мыслить и адаптироваться к новым вызовам становится особенно актуальным, учителям необходимо интегрировать виды функциональной грамотности в учебный процесс. Это подразумевает не только овладение речевыми навыками, но и развитие способности анализировать информацию, решать проблемы и работать в команде.
Применение интерактивных методов обучения, проектной деятельности и технологий может существенно повысить мотивацию учащихся и способствовать более глубокому усвоению материала. Важно помнить, что функциональная грамотность – это не просто набор знаний, а умение применять их в реальных жизненных ситуациях.
Внедрение принципов функциональной грамотности в обучение английскому языку способствует подготовке учащихся к вызовам будущего, делая их не только грамотными языковыми пользователями, но и уверенными, самостоятельными и социально активными личностями.