Home » Новости » Использование информационных компьютерных технологий в преподавании дисциплины «Хирургия»

Использование информационных компьютерных технологий в преподавании дисциплины «Хирургия»

Криворотько Лидия Васильевна
преподаватель специальных дисциплин
КГП на ПХВ «Северо-Казахстанский высший медицинский колледж»
г.Петропавловск, СКО

Для повышения уровня образования в стране, мы должны привить студентам такие качества, которые делают человека разумным, обучаемым, мыслящим созданием. (Бруер, 1993)

Социально-экономическая обстановка требует от будущих медицинских специалистов профессиональной мобильности, быстрой адаптации к условиям непрерывного обновления производства, взаимозаменяемости, усовершенствования организации труда.

Приоритетом среднего профессионального образования провозглашаются: развитие интеллектуального потенциала и формирование базовых, профессиональных компетенций будущих специалистов. Как показывает международный опыт, такие качества, как самостоятельность, мобильность, личностная и профессиональная самореализация, способность к самостоятельной постановке задачи и творческому решению проблем — наиболее активно проявляются и развиваются в контексте внедрения ГОСО.

В связи со стремительным развитием информационныхтехнологий возникает потребность в совершенно новой методологии обучения. Необходимы новые подходы и организации обучения, которые поддерживаются прогрессивными информационно-компьютерными технологиями (ИКТ), в частности, мультимедийными и интерактивными. Применение таких технологий помогает оперативно и продуктивно обучать студентов, контролировать их знания, стимулирует подготовку студентов, является важнейшим путем оптимизации учебного процесса.

ИКТ имеют ряд преимуществ: быстрый поиск, нахождение и использование информации, возможности ее обновления. Лекции, построенные с применением компьютерных технологий, имеют особое свойство, так как рассчитаны на работу нескольких органов чувств, усиливающих восприятие и запоминание материала: наглядность сопровождается визуальным запоминанием, пояснения лектора воздействуют на слуховой анализатор, а при нацеливании студентов преподавателем на запись увиденного приводит в работу тактильную чувствительность. Демонстрация материала на практических занятиях повышает интерес обучающихся к изучению, помогает по-новому взглянуть на темы занятий, способствует лучшему информированию студентов.

В XXI веке преподавание в медицинском учебном заведении характеризуется широким использованием наукоёмких технологий. Применение в медицине современных автоматизированных систем диагностики заболеваний, использование достижений молекулярной биологии, комплексных лечебных и реабилитационных, фармакологических технологий требует постоянной работы по эффективному объединению классических форм обучения с новыми подходами к обучению будущих медицинских специалистов среднего звена различного профиля.

Использование ИКТ имеет преимущества:

  • формирует у обучающихся исследовательские способности;
  • развивает коммуникативные способности, личностные качества для продуктивного сотрудничества в условиях информационного общества;
  • повышает уровень знаний студентов, ускоряет и улучшает подачу материала, что позволит повысить эффективность обучения, где требуется подача большого и достаточно трудного для усвоения студентами материала.

Схема «человек – компьютер» обладает неизмеримо большими возможностями и способна предложить принципиально новый подход к решению задач учебного процесса, отличный от традиционного. По мнению С.И. Архангельского: «изменяется сам характер преподавательского труда, он становится «консультационно-творческим». Роль преподавателя в условиях использования ИКТ остается не только ведущей, но и еще более усложняется. Он подбирает учебный материал для диалога, разрабатывает структуры и алгоритмы взаимодействия обучаемых с ИКТ, формируеткритерии управления действиями обучаемых. Содержание его труда меняется – работа все в большей степени приобретает характер наставничества, что требует от него не только постоянного обновления знаний и профессионального роста, но и широкой методической компетенции.

Для формирования конкурентоспособного выпускника медицинского колледжа мы повышаем качество подготовки специалистов на всех этапах обучения. Для визуализации лекций, семинаров, доклинических практических занятий и в самостоятельной работе студентов применяютсяпрезентации, созданныемною и студентами, а также, видеосюжеты с мастер-классами и ситуационными задачами с клинической направленностью по определенным темам, электронные пособия, буклеты. По хирургии созданы комплекты тестов для промежуточного и заключительного компьютерного тестирования.

Использование мультимедийного оборудования в процессе обучения позволяет решить следующие проблемы:

— сочетать различные формы, методы и элементы технологий обучения в процессе проведения теоретических и практических занятий;

— отработка выполнения алгоритмов медицинских манипуляций с помощью мультимедийных средств обучения (наложение различных видов повязок, осуществление этапов сестринского процесса непосредственно у постели больного с тяжелой термической травмой, в послеоперационный период)

— развивать познавательный интерес, мыслительную активность, интеллектуальные способности студентов, интерес к будущей профессиональной деятельности.

Компьютерные технологии индивидуализируют учебный процесс, увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, усиливают его практическую значимость, в целом, повышая качество образования. На основе слияния образовательных и информационных технологий формируется принципиально новый, интеграционный подход к образовательному процессу. Это способствует формированию современного мышления при подготовке специалистов медицинского профиля.

Освоение клинических дисциплин хирургического профиля с помощью учебных мультимедийных пособий позволяет:

— существенно облегчить процесс адаптации медицинских специалистов среднего звена в профессиональной среде;

— сформировать у них современный подход к решению задач по лечению и уходу за тяжелыми больными хирургического профиля;

— способствовать профессиональному исполнению своих обязанностей;

— подготовить всесторонне образованных специалистов, обладающих профессиональной и духовно-нравственной зрелостью.

Для этого имеются оснащенные мультимедийным оборудованием лекционные залы, кабинеты для доклинической практики по хирургии и симуляционный центр.При обучении медицинских работников необходимо освоить большое количество алгоритмов и стандартов т.е. выработать поведенческий стереотип, а для этого необходим внешний антураж и неукоснительное выполнение многих правил.Поэтому в кабинетах имитированы все структурные подразделения хирургического отделения.

Имеются стерилизационные, процедурные, перевязочные кабинеты, приемный пост, реанимационная палата, операционные с зонами особой стерильности и местом для работы анестезиологов. Все структурные подразделения оформлены и оснащены по специальным правилам, максимально приближены к настоящим и используются для изучения соответствующей темы. Например, тема «Оперативная хирургическая техника» изучается в операционной, где имеются все основные объекты: операционный стол, большой и малый стерильные столы с наборамиинструментов, биксы с перевязочным и другим стерильным материалом, электроотсос, наркозные аппараты, интубационные наборы и так далее.Отработка манипуляций начинается с демонстрации мастер – класса или видеоролика.

Приобретенные умения студенты закрепляют в симуляционном центре колледжа с современным оснащением. Так, некоторые фантомы (например, реанимационный) подключены к компьютеру, что позволяет выдавать четкую инструкцию при обучении и легко контролировать процесс исполнения манипуляции. Здесь проводятся тренинги по определенным манипуляциям, зачетные занятия, принимаются переводные и комплексные государственные экзамены по специальности в их практической части. Компьютеры оснащены специальной программой, обеспечивающей преподавателя чек –листами для объективной оценки действий сдающих экзамен студентов.

Таким образом, применение информационно-компьютерных технологий позволяет улучшить качество преподавания клинических дисциплин.

 

Использованная литература

  1. Белинская Е.П. Человек в информационном мире.http://psynet.carfax.ru/texts/bel3.htm
  2. Гаман Л.А. Информационное общество и проблемы образования: Учебное пособие / Северск: Изд. СГТИ, 2003.
  3. Коротков А.М. Компьютерное образование с позиций системно-деятельностного подхода: / Педагогика. –2004. – № 2.
  4. Морозов М.А. Информационные технологи в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник / М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М.:Издат. Центр «Академия», 2005.
  6. Прокудин Д.Е. Влияние информатизации на общекультурную составляющую современного образования.http://conf.infosoc.ru/03-r1f13.html7. Смыслова О.В. Психологические последствия применения информационных технологий.http://korobka.narod.ru/cv-rus.htm
  7. Анисимов П. Ф. Российское среднее профессиональное образование; Проблемы и перспективы, — МГУП, 2009.
  8. Медведев Д.А. Государственные приоритеты профессионального образования. Профессиональное образование — №10, 2010.
  9. Попов М. В. Технология применения компьютера в учебном процессе Сб. «Учебные технологии». – СПб.: НОВА, 2008. – 482 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*