Home » О нас » Актуальность развития эмоционального интеллекта личности в образовательной сфере     

Актуальность развития эмоционального интеллекта личности в образовательной сфере     

Абайканова Анара Асеновна
педагог-психолог
ТОО « Silk-Road corporation»
школы-лицея «Бизнес-Академия Дара»
Акмолинская область, город Қосшы

 Актуальность развития эмоционального интеллекта личности в образовательной сфере

Несмотря на многочисленные исследования в области психологии и социальных наук, до сих пор понятие «эмоциональный интеллект» остается малопонятным для широких масс, в частности, для людей, не обладающих углубленными знаниями в области психологии.
В данной статье представлен небольшой обзор истории возникновения понятия эмоциональный интеллект, взгляды авторов, изучавших данный вопрос.

Эмоциональный интеллект – это не только знания, это также умение индивида эффективно распоряжаться знаниями, чувствами и поведением для собственного благополучия и блага других людей. Если углубиться в историю возникновения словосочетания «эмоциональный интеллект», то само понятие интеллект берет начало еще с античных времен. Греческие философы использовали его для обозначения процессов мышления и запоминания информации. В начале ХХ ст. психолог Э. Торндайк выделил три вида интеллекта: механический, социальный и абстрактный. Он также отмечал, что у разных людей наблюдается разное соотношение этих трех видов интеллекта. Именно он в 1920-е годы связал эмоциональный интеллект с социальным интеллектом, объясняя последний как способность взаимодействовать и поддерживать отношения с другими людьми. Позже
в 1983 году Говард Гарднер разработал модель из семи компонентов интеллекта, согласно которой социальный интеллект — это сочетание развития внутренних качеств личности и умение взаимодействовать с другими людьми. Дж. Майер и П. Саловей в своих трудах развили теорию Г. Гарднера, создав модель эмоционального интеллекта, основанную на восприятии и регулировании собственных чувств. Согласно Дж. Майеру и П. Саловей, лица, которые имеют хорошо развитые навыки эмоционального интеллекта, психически уравновешенные индивиды, открытые как к положительным, так и негативным явлениям действительности. Они хорошо осознают и понимают собственные эмоции, а также эмоции других людей. Такие личности обычно сдержанны, оптимистичны, участливы и приятны
в общении.

Широкую популярность использование этого термина приобрело с выходом книги
Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект», в которой он систематизировано излагает свои взгляды на природу и составляющие эмоционального интеллекта. На сегодняшний день существует ряд исследований, результаты которых показывают, что ЭИ играет такую же роль в построении межличностных связей и достижении профессиональных успехов, как
и уровень общего интеллекта (IQ).

Д. Гоулман отмечал, что 67% всех умений и навыков, необходимых для успешной карьеры, связаны с уровнем эмоционального интеллекта. Основная часть Эмоции играют немаловажную роль в формировании и определении направления поведения человека. Сам термин «эмоция» происходит от латинского слова «movere», которое переводится – как «двигать», что хорошо характеризует самую суть эмоций, лежащих в основе поступков, стремлений, а также страхов людей. Это движущая сила, которая заставляет идти вперед
и мотивирует к достижениям. Без эмоций жизнь человека была бы монотонной и сводилась бы к рационализированной обработке информации и принятию решений на основе логики. В социальной среде человека учат избегать негативных эмоций.

Однако негативные реакции заложены самой природой, и они также помогают, если их правильно понимать и управлять. Именно поэтому развитие как положительных, так
и отрицательных эмоций, а, особенно изучение способов их надлежащего выражения очень важно для благосостояния отдельной личности и всего общества.

Следует отметить, что негативные эмоции, такие как одиночество, зависть и чувство вины играют важную роль в повседневной жизни людей. Они являются индикаторами того, что нужно что-то менять в жизни. Для понимания влияния эмоций на людей, необходимо учитывать и другие факторы, такие как частота и интенсивность их проявления, характер ситуаций, в которых они чаще всего возникают, а также триггеры, вызывающие их.

Как правило, личность достигает эмоциональной зрелости в подростковом возрасте, когда характер уже сформировался и главные черты характера уже закрепились. Задача эмоционального развития личности состоит в достижении эмоциональной стабильности
в поведении, демонстрируя наличие всех положительных и отрицательных эмоций, а также умение выражать их в разумном количестве и надлежащим способом. Если рассматривать эмоции с физиологической точки зрения, то эмоциональное мышление осуществляется быстрее, чем рациональное, потому что тело человека сначала реагирует на поступающие
в мозг раздражители из окружающей среды, а уже потом, обработав эту информацию, начинает думать.

Рациональное мышление происходит немного медленнее. Лица, мыслящие рационально, а не руководствующиеся эмоциями, принимают решение только на основании самой логики. И, наоборот, когда люди находятся под влиянием сильных эмоций, таких как страх или паника, они могут принимать решения необдуманно, причиняя вред другим. Поэтому Д. Гоулман пришел к выводу, что для того, чтобы личность могла развивать свой эмоциональный интеллект, рациональное и эмоциональное мышление должны взаимодействовать. Поддержка баланса между эмоциями и разумом – это основная функция компетенций эмоционального интеллекта, которая помогает людям предоставлять более обдуманные ответы и рационально вести себя в обществе. В ответ на вопрос о том, можно ли научиться эмоциональному интеллекту, Д. Гоулман давал однозначный ответ, что это возможно. В своей книге он представил исследование, подтверждающее, что уровень эмоционального интеллекта развивается в процессе созревания личности. Однако, с этим утверждением можно поспорить. Недавние исследования показали, что взаимосвязь между ЭИ и возрастом очень незначительна, что свидетельствует о том, что люди старшего возраста не всегда обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта, а у молодых людей он не всегда находится на низком уровне. Исследования показывают, что некоторые молодые люди превосходят своих родителей в аспектах, связанных с принятием более мудрых, обоснованных решений, а также способности управлять своими эмоциями
и поведением. Характеризуя человека, обладающего эмоциональным интеллектом,
в первую очередь нужно отметить, что он обладает целым набором качеств, навыков
и способов поведения, обеспечивающих эффективное и успешное взаимодействие
с окружающими на разных уровнях. Эмоциональный интеллект – это способ бытия, сочетающий разумное использование собственных эмоций с целью достижения максимальной эффективности на личностном уровне и успеш-ного построения межличностных взаимосвязей, а именно:

— умение использовать собственные эмоции предполагает одновременное осознание
и способность управлять эмоциями;

— разумное использование эмоций предполагает постоянное размышление над собственными эмоциями, на основе чего происходит выбор ответной реакции; — достижение максимальной эффективности на личностном уровне предполагает использование энергии собственных эмоций для задач, мотивирующих и помогающих достичь определенных целей;

— достижение успешного взаимодействия с окружающими людьми предполагает осознание собственных эмоций для достижения лучших результатов взаимодействия
с другими людьми.

Эмоциональный интеллект, таким образом, составляет цельную модель, используемую для понимания того, как процесс мышления и эмоции влияют на поведение человека и его взаимодействие с окружающими. Самосознание лежит в основе навыков эмоционального интеллекта. Это основа, из которой развиваются все остальные компетенции ЭИ. Самосознание означает понимание того, что происходит с человеком в эмоциональном плане «здесь и сейчас», другими словами, умение отслеживать и воспринимать собственное эмоциональное состояние. Самосознание подчеркивает важность выхода за пределы простого распознавания собственных эмоций на уровень более глубокого исследования причин возникновения этих эмоций. Представляется трудным управлять эмоциями, неосознанными или не до конца понятыми. Когда личность понимает свои эмоции, начинается путь развития, ведущий от самосознания к самоконтролю.

Однако необходимо понимать, что этот процесс происходит постепенно. Дж. Майер
и П. Саловей (1993) в своих работах представили определение самосознания как понимания собственного настроения, а также мыслей о собственном настроении. Кроме того, они подчеркивали, что такое осознание способствует не только принятию обдуманных решений, но также пониманию и эффективному взаимодействию с окружающими. Человек, обладающий компетенциями самоконтроля, умеет сдерживать свои эмоции и давать им выход в приемлемой форме, он может здраво мыслить, находясь под влиянием эмоций, легко адаптируется к изменениям, не боится брать на себя инициативу и избегает импульсивных действий. «Подобно непрерывному внутреннему разговору», как писал
Д. Гоулман, «самоконтроль – это компонент эмоционального интеллекта, который освобождает человека от заключения в своих собственных чувствах» (Гоулман, 1995). Более опытные люди в сфере самоконтроля умеют не только управлять сложными
и отрицательными эмоциями, они также могут направлять их для получения положительных результатов.

Социальные компетенции являются важным компонентом эмоционального интеллекта, относящегося к построению отношений с другими людьми. Осознание
и понимание эмоций предполагает большее, чем понимание собственных эмоций, но также эмоций окружающих. Нужно научиться использовать информацию, которую человек получает благодаря своим эмоциям, в ежедневном общении и взаимодействии
с окружающими. В профессиональной сфере значительное преимущество получают те, кто умеет устанавливать взаимосвязи с коллегами, в том числе с руководством.

Среди важных социальных навыков следует выделить умение слушать, коммуникативные навыки, невербальные навыки, лидерские качества, умение убеждать
и т.д. Во многих случаях, социальные навыки являются каналами общения, посредством которых направляются самосознание, самоконтроль, мотивация и эмпатия. Саморегуляция, помогающая сдерживать свой гнев во время спора, должна сочетаться с социальным навыком ведения переговоров и умением достигать согласия. Мотивация к достижению определенных целей требует социальных навыков для того, чтобы выразить свое увлечение и убедить других присоединиться к общей задаче. Умения ставить себя на место другого недостаточно, помимо этого также потребуются развитые коммуникативные навыки для достижения взаимопонимания. Эмпатия или сострадание – это еще одна важная составляющая умения строить межличностные взаимосвязи. Ее можно охарактеризовать как способность отслеживать и понимать чувства и переживания других людей. Это очень важная составляющая эмоционального интеллекта. Д. Гоулман утверждает, что: «Научные исследования доказывают, что существует генетический компонент эмоционального интеллекта. Исследования в области психологии и личностного развития свидетельствуют, что воспитание также играет важную роль в этом процессе. Точное соотношение этих переменных возможно никогда не будет известно, однако в ходе исследований и на практике было установлено, что (эмпатии) можно научиться» (Гоулман, 1998: 45). Исследования также указывают на то, что эмпатия похожа на переключатель, которым можно управлять по собственному желанию. Тем не менее, эмпатия – это больше, чем простая способность распознавать эмоциональные состояния окружающих. Она также предполагает формирование ответных реакций на основе исходной информации. Когда человек видит, что другой человек чувствует себя расстроенным или разочарованным, он/она может попытаться отнестись к нему/ней с заботой и проникнуться его/ее проблемами, или может попытаться сделать что-то, для того чтобы поднять ему/ей настроение. Это акт воли, благодаря которому, можно взглянуть на мир с точки зрения другого человека, чья история, ценности и взгляды так же сложны, как и собственные. Способность проявлять эмпатию также помогает понять, какие факторы влияют на построение межличностных связей,
в частности на рабочем месте. Компетентный человек способен интуитивно чувствовать, кто влиятельный в определенной среде, понимать, как определенный человек влияет на чувства и поведение других людей, а также точно трактовать различные ситуации, в которые они попадают. Еще одним ключевым компонентом эмоционального интеллекта является мотивация. Это ориентация на внутренние ресурсы, переживание потокового состояния от полного погружения в определенный вид деятельности, а также стремление пережить максимальный опыт. Эмоционально грамотные люди находят мотивацию не во внешних или материальных вещах, таких как слава, деньги или признание. Их мотивируют внутренние факторы, такие как собственные цели и стремления. Такие люди сосредотачиваются на собственной деятельности, они ставят перед собой цели, стремятся
к новым свершениям и всегда ищут способы как улучшить собственную производительность. Мотивация также объединяет ответственность за собственные действия и умение проявлять инициативу. Применение эмоционального интеллекта на практике – это пути поиска баланса между мыслями, чувствами и поступками. Для большинства людей это может быть сложным вызовом, поскольку, как показывает практика, каждый индивидуум предпочитает один из трех аспектов, а не их естественную последовательность или интеграцию всех трех в одно целое. В процессе развития эмоционального интеллекта человек на подсознательном уровне учится интегрировать эти три функции. Несмотря на то, что у большинства людей всегда есть возможность вести себя по собственным эмоциональным компетенциям, в большинстве случаев, они этого не предпринимают из-за различных препятствий, таких как убеждения, привычки и отношение к ситуации. Именно поэтому, для того чтобы научиться действовать согласно эмоциональному интеллекту, необходимо распознавать чувства, обращать на них внимание, придавать им значение, размышлять о них, а также брать их во внимание, принимая решения относительно собственных действий. Первым шагом в этом направлении, следует считать, проведение больше времени над размышлениями о мыслях, чувствах и их влиянии,
а поступки.

Таким образом, человек можно научиться замечать паттерны в собственных реакциях. В большинстве случаях, в реакциях присутствует элемент субъективной оценки. Двигаясь от эмоционального ответа в направлении к суждению, индивид сможет определить направление суждения. 19 Эмоциональный интеллект и его взаимосвязь со стилями поведения и достижениями … Общеизвестно, что эмоции возникают в результате действия гормонов, выделяемых в ответ на раздражители, поступающие из гипоталамуса, расположенного в лимбической системе (так называемого эмоциональном центра головного мозга). Эти вещества распространяются по телу, извещают разные системы, формируя физиологические реакции на первичные эмоциональные раздражители.

Человек может справляться со своими эмоциями одним из следующих способов:

  1. Подавлять или игнорировать, таким образом не нужно справляться страдать от всплеска эмоций;
  2. Выражать их спонтанно, позволяя физиологическим реакциям истощать энергию;
  3. Предоставлять время на размышление и выбор реакций, постепенно высвобождая накопленные эмоции. Третий вариант реагирования характеризует людей с высоким уровнем интеллекта. Это умение не приходит само по себе с рождения. Многочисленные исследования показывают, что некоторые лица обладают более выраженными навыками эмоционального интеллекта, чем другие. Этому способствует целый ряд факторов, среди которых генетические склонности, социальная среда, а также уровень образования
    и социальный статус человека. Вопреки распространенному стереотипу, согласно которому женщины считаются более склонными к проявлению эмоций, исследования свидетельствуют о том, что мужчины также переживают самые разные, более интенсивные диапазоны как положительных, так и негативных эмоций.

Заключение

В современном мире люди должны одинаково хорошо владеть когнитивными
и профессиональными навыками вместе с широким спектром эмоциональных и социальных компетенций для того, чтобы добиться успеха на работе и в обучении. Именно это, в свою очередь, способствует хорошему самочувствию и удовлетворению работой и любой учебы.

Во-вторых, в противоположность людям с низким уровнем эмоционального интеллекта, лица с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют лучше контролировать свои эмоции, чтобы снизить уровень стресса на работе.

В-третьих, эмоционально грамотные руководители эффективнее помогают подчиненным лучше справляться со своими эмоциями, защищая их от негативных событий, которые могут повлиять на уровень удовлетворения работой. И наконец, эмоционально грамотные руководители, способствуют развитию рабочей среды, которая повышает уровень удовлетворения работой. Такие руководители поощряют положительные взаимосвязи между сотрудниками, взаимную поддержку, делают акцент на командной работе, что повышает их эффективность и степень удовлетворенности работой. Кроме того, эмоциональный и социальный интеллект связаны с самоотдачей и профессионализмом на работе. Высокий уровень эмоционального интеллекта оказывает положительное влияние на ответственное отношение к собственной карьере. Исследователи пришли к выводу, что лица, которые берут на себя ответственность за построение собственной карьеры, обладают высоким уровнем эмоционального и социального интеллекта. Успешная деятельность любой компании зависит не только от того, могут ли работники руководить собственным отношением и поведением, но также от способности оказывать помощь другим в развитии их умений. Процесс управления эмоциями других предполагает поддержку и помощь
в контроле за их эмоциями, разрешении конфликтов и поисках мотивации. В этом процессе, человеку важно помнить о собственных эмоциях, понимание которых помогает определять истинные потребности и желания. Люди с развитой способностью идентификации эмоциональных реакций, четко осознающие и оценивающие свои мысли в выраженных сложных и даже стрессовых ситуациях, гораздо реже проявляют когнитивные трудности. Понимание эмоций других людей способствует принятию людей такими, какие они есть, объективной оценке ситуации, определению профессиональных задач и направлений дальнейшей работы, а также при необходимости корректировки своих действий. Именно поэтому уровень эмоционального интеллекта положительно влияет на мотивацию
в профессиональной деятельности. Таким образом, чем выше у человека эмоциональный интеллект и его взаимосвязь со стилями поведения и достижениями … интеллект, тем успешнее его профессиональная деятельность. Однако, данное обстоятельство нельзя считать универсальным рецептом успеваемости и эффективности в профессиональной деятельности. Это только одна из составляющих успеха наряду с индивидуальными особенностями личности и уровнем общего интеллекта.

Литература
Майер Дж. Д., Саловей П. и Карузо Д. Р. Эмоциональный интеллект: теория, выводы и последствия // Психологическое расследование. – 2004. – №15 (3). – С.197-215. Саловей П. и Майер Дж.Д. Эмоциональный интеллект// Воображение, познание и личность. – 1990. – № 9 (3). – С. 185-211. Саловей П. и Майер Дж.Д. Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект. – Нью-Йорк, NY: Basic Books, 1997. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена// Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С.78 – 86. Бреслав Г. М. Психология эмоций. – М.: «Академия», 2004. – 544 с. Бар-Он Р., Мари Дж.Г. и Элиас М.Дж. Обучение людей эмоциональному интеллекту. Вестпорт. – Коннектикут: Praeger, 2007. Бояцис Р. Компетенции в 21 веке // Журнал развития менеджмента. – 2008. – №27 (1). – С. 5-12 Бояцис Р. Э. и Сала Ф. Опросник эмоциональной компетентности (ECI) // Измерение эмоционального интеллекта. – 2004. – С. 147–180. Карузо Д. Р., Майер Дж. Д. и Саловей П. Связь между показателем эмоционального интеллекта и личностью // Персоналити Ассесмент. – 2002. – № 79 (2). – С. 306–320. Гарднер Х. Пределы мышления: теория множественного интеллекта. – Нью-Йорк: Basic Books, 1993. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – Нью-Йорк, NY: Bantam Books, 1995. Гоулман Д. Работа с эмоциональным интеллектом. – Нью-Йорк, NY: BantamBooks, 1998. Майер Дж.Д., Саловей П. Интеллект эмоционального интеллекта // Интеллект. – 1993. – № 17 (4). -С. 433-442. Майер Дж. Д., Саловей П. Что такое эмоциональный интеллект? // Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект: значение для педагогов. – Нью-Йорк: Basic Books, 1993. – С.3-31.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*