Home » статьи » Применение инновационных технологий на уроках математики как важное условие повышения качества математического образования

Применение инновационных технологий на уроках математики как важное условие повышения качества математического образования

 
Хасенова Жаксылык Ермухановна
ГКП на ПХВ «Школа-гимназия №96»
г. Астана

Инновационные подходы к процессу обучения в настоящее время оказывают огромное влияние на сферу образования в целом, так как данные подходы, применяемые инновационные технологии приводят к достижению качественно новых образовательных результатов.

Современные реалии требуют от учителя инновационного поведения, а именно активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Внедрение инноваций становится важным путем повышения эффективности образования. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий. В связи с этим усилилась потребность в новых знаниях, в новых понятиях, таких как «новшество», «инновация», «инновационный подход», «инновационный метод», «инновационные технологии» и др.
Слово «инновация» в переводе с латинского языка означает обновление, изменение, ввод чего-то нового, новые подходы.
Инновации (от лат. in – в, nove – новый) – нововведение, ввод нового, введение новизны. Инновация – это процесс освоения и внедрения нового. Новшество – явление, несущее в себе сущность, способы, методики, технологии и содержание нового. Инновационный процесс – комплексная деятельность по формированию и развитию содержания образования и организации нового. [1, с. 420]

Каждый учитель апробировал в своей работе тот или иной метод, инновационную технологию и сделал выбор в пользу наиболее результативных.

Свою работу, как учитель математики, я осуществляю по следующим направлениям:
— преподавание предмета в соответствии с современными требованиями к уроку;
— внедрение инновационных технологий для повышения качества обучения математике;
— поиски новых эффективных методов обучения и приёмов, которые бы способствовали повышению интереса к изучению математики, активизации познавательной деятельности обучающихся, стимулированию их к самостоятельному приобретению знаний.
Работа в столичной школе дает мне возможность широко применять современные средства обучения. Практически каждый кабинет оснащен современными интерактивными досками, мультимедийными проекторами, персональными компьютерами, планшетами.
Наряду с традиционными методами преподавания математики все больше используются инновационные методы, технологии.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у обучающихся, их активность на протяжении всего урока.
Из собственной педагогической практики, из практики коллег делаю вывод, что повышение интереса к математике у основного числа обучающихся зависит от методики преподавания учителя, от того, насколько умело сделан краткосрочный план урока, насколько правильно использованы учителем те или иные инновационные технологии.

В данной статье хочу поделиться некоторыми средствами повышения эффективности обучения и приемами активизации познавательной деятельности обучающихся, которые использую на уроках. Не все, представленное вашему вниманию, является моим «изобретением», многое есть результат перенятого опыта у коллег, а также из источников методической литературы.

Метод проектов является одним из наиболее эффективных, универсальных методов обучения. Данная технология активизирует процесс обучения, делает его более продуктивным. Этот метод рассматриваю как способ взаимодействия учителя и ученика. «Проект – это специально организованный учителем и выполняемый обучающимися комплекс действий, оканчивающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.» [2, с. 224]

В 5 классе изучаем геометрический материал: Развертки пространственных фигур [3, с. 173]

Чтобы дать возможность детям прикоснуться больше к геометрии, предлагаю выполнить проект по теме «Геометрические тела», называется он – «Геометрия в архитектуре Астаны». Цель этого проекта – развитие познавательной деятельности, знакомство с архитектурой родного города, умение применять знания в новых учебных ситуациях. Планируемый результат – дети изучают архитектуру города, выбирают здания, имеющие форму параллелепипеда или куба, изготавливают макет здания из разверток геометрических тел. Еще одна немаловажная значимость данного проекта – это вовлечение в учебный процесс родителей обучающихся (объезжают с детьми достопримечательности родного города, дома вместе мастерят макет). Проект завершается защитой презентации, выставкой макетов. Выполнение проекта и обобщение результатов приводит обучающихся к новому математическому знанию.

Проблемное обучение. Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Очень важно сделать обучающихся участниками процесса обучения: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Обучающиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации, пробуждение детской любознательности.

Значимым опытом стали для меня посещенные серии уроков математики в Bottisham Village College (Кембридж). С тех пор уделяю особое внимание опорным схемам, карточкам-информаторам в активизации познавательной деятельности обучающихся. Составляем их вместе с обучающимися на первом уроке изучения темы, а затем пользуемся до полного закрепления нового материала. Такую работу эффективнее выполнять в группах. Каждая группа создает свою модель, издает постер, которые по окончании работы крепятся к доске. В ходе защиты постеров, обсуждения моделей, выделяется лучшая модель или корректируются предложенные и создается новая. Опорные схемы, карточки-информаторы уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно.

Еще один метод, перенятый у зарубежных коллег – это работа с белой доской. У каждого обучающегося белая доска формата А4, маркер и губка. Ответы на вопросы учителя пишутся на доске, ответы видит только учитель, при допуске ошибки у обучающегося есть возможность подправить ответ или стереть. Таким образом, у обучающегося появляется право на ошибку, исчезает страх перед ошибкой, у стеснительных, неуверенных в себе детей появляется возможность продемонстрировать свои знания.

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у обучающихся прочных вычислительных навыков. О наличии у обучающихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются они почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях их целенаправленного формирования. Поэтому большое внимание на уроках уделяю устному счету, различным приемам устной работы. Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, инициатива обучающихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.

Оживляет урок использование различных форм ИКТ. Самой простой формой является презентация, а компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического материала. Можно легко организовать проверку и самопроверку математического диктанта, либо домашней работы, показав на экране красиво оформленное решение задачи или примера.

Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.» [4, с. 416]

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для обучающегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

Список литературы

  1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. – М.: Просвещение, 2006
  2. Полат, Е. С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 1999
  3. Алдамуратова Т.А., Байшоланова К.С., Байшоланов Е.С. Математика. В двух частях, часть 2. – Алматы: Атамұра, 2017
  4. Коменский Я.А., Локк Д., Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989. – С. 416

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*