Home » статьи » Экологическая культура в дошкольном возрасте: роль дидактических игр

Экологическая культура в дошкольном возрасте: роль дидактических игр

Дошкольный возраст представляет собой весьма значимый этап в становлении экологической культуры личности. В этот период происходит ключевое формирование экологических убеждений у детей. Они начинают активное взаимодействие с окружающей средой, что способствует развитию их эмоционального и этического отношения к природе. Важно, чтобы на данном этапе воспитания уделялось должное внимание развитию моральных и экологических установок личности.

Экологические проблемы становятся все более насущными, поэтому очень важно находить универсальные методы экологического воспитания, которые могли бы успешно применяться в образовательной практике. Один из наиболее эффективных методов – использование дидактических игр. Игра не только позволяет детям осваивать материал, но и делает процесс обучения более увлекательным и запоминающимся. В ходе игры дети могут учиться заботиться о природе, осознавать значимость экологических проблем, а также развивать навыки устойчивого поведения в естественной среде. Таким образом, дидактические игры представляют собой эффективный инструмент экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста имеет давние традиции. В казахской народной педагогике широко применялись разнообразные игры для воспитания и обучения детей. В Национальной энциклопедии Казахстана («Қазақстан. Ұлттық энциклопедия») о значении казахских национальных игр отмечено: «Казахский народ ставил главной целью заботу о потомках и придавал большое значение формированию детей как настоящих граждан. В результате национальная игра получила развитие как основное средство традиционного воспитания детей».

В настоящее время дидактической игре также придается большое значение в образовании и воспитании детей. Ее роль остается неизменно значимой, поскольку игра продолжает быть эффективным инструментом для обучения и формирования личности в раннем детстве, что отмечено в трудах известных педагогов, таких как Ф. Фребель, М. Монтессори, А. Усова, В. Аванесова и др.
Виды дидактических игр:
— игры с предметами (игрушками, природным материалом);
— настольно-печатные игры;
— словесные игры.

Игры с предметами – это игры с использованием природных материалов, игрушек и т.п. для обучения различным навыкам и умениям. Например, использование геометрических форм для изучения форм и цветов, сортировка и классификация объектов по различным признакам и т.д.

Игры с природным материалом являются отличным способом для детей познать и углубить свои знания об окружающей природной среде. Эти игры    природы: семенами растений, листьями, цветами, камушками и ракушками, изучать их свойства, структуру и функции.

В процессе игр с природным материалом дети могут проводить наблюдения, делать выводы, сравнивать и классифицировать объекты по различным признакам. Например, они могут сортировать семена по форме, размеру или цвету, классифицировать камешки по текстуре или по весу, а также сравнивать разные виды листьев по форме и структуре.

Такие игры способствуют развитию мыслительных процессов у детей, таких как анализ, синтез и классификация. Они учат детей наблюдать и анализировать окружающий мир, делать выводы на основе наблюдений и обобщать полученные знания.

Кроме того, игры с природным материалом стимулируют креативное мышление, любознательность и воображение детей, развивают их чувство эстетики и уважение к природе, а также способствуют формированию бережного отношения к окружающей среде.
Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.
Настольно-печатные игры представляют собой различные игровые доски, карточные наборы или игровые плакаты с заданиями, вопросами или задачами, напечатанными на них. Они могут включать в себя логические задачи, математические задания, развитие речи и другие образовательные задачи.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.
Словесные игры основаны на использовании слов и языка для обучения и развития речи, лексики, грамматики и коммуникативных навыков. Это могут быть игры на запоминание слов, составление предложений, загадки, словесные головоломки и многое другое.
Словесные игры отличаются от других типов игр тем, что они целиком основаны на использовании слов и языка для решения обучающих задач. В этих играх процесс решения задач происходит в мыслительном плане, без непосредственной опоры на визуальные образы или наглядные материалы. Дети выстраивают свои рассуждения, используя свой словарный запас, знания и логические умения. Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 3 группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Что не так?», «Один из лишних» и др.
В игре «Что не так?» предлагается несколько картинок или описаний объектов или явлений. Детям предстоит определить, что изображено неверно или что не соответствует описанию. Например, на картинке изображено несколько животных, одно из них – слон, а остальные – кошки. Дети должны найти ошибку и объяснить, что слон является единственным крупным животным на картинке.
Для игры «Один из лишних» используются картонки с изображениями нескольких объектов или явлений, одно из которых не соответствует остальным. Детям предстоит определить «лишний» объект и объяснить, почему он не подходит. Например, если изображены яблоко, груша и апельсин, дети должны определить, что апельсин – «лишний», так как он относится к другому виду фруктов.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять: «Больше – меньше», «Похож – не похож» и др.
В игре «Больше – меньше» детям предлагаются две группы объектов или картинок. Они должны определить, в какой из групп больше или меньше предметов, и объяснить свой выбор. Например, на одной картинке изображены три яблока, а на другой – пять. Дети должны определить, где больше яблок, и объяснить, как они сделали свой выбор.
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу: «Сортировка», «Кому что нужно?», «Назови одним словом» и др.
В игре «Сортировка» детям предлагают:
а) набор объектов, которые они должны разделить на группы в соответствии с определенными признаками или критериями. Например, если предложены игрушечные животные разных видов (собака, кошка, лев, слон), дети могут их классифицировать по типу: млекопитающие, домашние животные, дикие животные и т.д.;
б) распределить картинки с изображениями животных, птиц, растений и т.п.
в) распределить предметы на 2 группы (съедобное – несъедобное).
Каждый из этих видов игр может быть адаптирован и использован в различных образовательных ситуациях для достижения конкретных учебных целей и развития навыков у детей.
Игры детей в природе являются важным необходимым условием экологического воспитания. В целом игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе.

Шаяхметова Анар Ермухановна
методист
ГККП «Методический центр»
акимата города Астана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*