Карантин дал возможность многим родителям на время остановиться, переосмыслить жизненные ценности, поближе познакомиться с собственным ребенком, узнать о его интересах, желаниях и мечтах.
Мы решили узнать, как живут в условиях карантина семьи, которые прошли тренинги на базе Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления по проекту «Крепкая семья».
Проект «Крепкая семья», как пояснила педагог-психолог столичной Интеллектуальной школы Найля Сансызбаевна Абуова, учит быть другом своему ребенку, оставаясь для него авторитетом. «Крепкая семья» — это не отдельные приемы, это последовательная система, целая философия доброжелательного и положительного взаимодействия в семье.
В сентябре 2018 года психологи школ прошли обучение по программе «Крепкая семья» при АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» у тренеров, профессоров из университета Оксфорд Брукс (Великобритания). Через полгода они уже начали обучать первую группу родителей и их детей в Интеллектуальной школе.
Семья Кудайберген:
Мы = открытая семья ко всему новому, полезному и помогающему сплотиться и сблизиться еще больше. Наша семья впервые участвовали в проекте «Крепкая семья» благодаря инициативе Интеллектуальной школы.
Во-первых, мы познакомились со средой, в которой проводит свое время наш сын Нурлыхан. Это замечательные кураторы, психологи, дети из класса Нурлыхана, их родители. За время проведения программы мы узнали друг друга ближе. Научились определять общие цели и точки соприкосновения при общении с нашими детьми.
Во-вторых, мы познакомились с большим числом работающих и деликатных методов поведения в семье.
В-третьих, извлекли для себя полезные уроки, прослушали и проработали с психологом школы практические советы, которые изучили в процессе программы. Сейчас, во время карантина, все эти советы помогают нам «сделать из лимонов лимонад» и относиться друг к другу бережней.
В-четвёртых, мы действительно ощутили важность здоровой и крепкой семьи как ячейки нашего общества и нашего государства.
Семья Макатовых:
В 2019 году с апреля по май мы были приглашены на тренинг «Крепкая семья», который проводился в Назарбаев Интеллектуальной школе физико-математического направления г. Нур-Султан
Он проходил раз в неделю по субботам в первой половине дня. Все, что требовалось от родителей, — это прийти всей семьей с ребенком – учащимся 7 класса — уделить 3 часа выходного времени на полезное совместное занятие.
Первые 1,5 часа родители занимались отдельно от детей.
Вторые 1,5 часа занимались вместе.
Каждое занятие имело определенную тему. Например, «Кто такой подросток, что нам известно о нем», «Наказание и мера наказания», «Договоренности с ребенком. Семейное собрание», «Я-высказывания», «Любовь и ограничения». Занятия сопровождались анализом видео из жизни других семей, с их подростками. После просмотра видео мы, родители, анализировали, обсуждали, чаще бурно дискутировали о том, как правильно, а как неправильно. Ведь каждый из нас, сидящих в аудитории, считал себя Супер-родителем, гуру в вопросе знаний и решения проблем своего ребенка, а кто-то даже претендовал на право консультирования других родителей.
Однако постепенно, по мере прохождения еженедельных занятий, защитная оболочка родителей становилась все тоньше и тоньше, а к концу тренинга вовсе упала.
И каждый родитель увидел в зеркале себя таким, какой он есть: невнимательный к нуждам и потребностям детей, ставящий рамки и ограничивающий развитие ребенка, слишком директивный или слишком мягкий, переносящий свои проблемы, комплексы и страхи на своих детей.
На одном из занятий мы учились произносить фразы с воображаемым ребенком в воображаемой ситуации: «Я чувствую, что ты…», «Я хочу, чтобы ты..». Настолько непривычно было избавляться от шаблонного поведения, что эти слова нам казались театральными, наигранными.
Нас не обучали конкретно тому, как наказывать в той или иной ситуации. Но нам дали ориентиры, что проступки бывают маленькие и большие, и их необходимо различать, чтобы не навредить в будущем самооценке своего ребенка.
Нас не обучали, как точно хвалить ребенка, но показали, как отражается недолюбленность на его будущем. Нам не дали список слов, подходящих на любой случай общения с ребенком, но показали, что если разговор о проступке ребенка начать не с привычного «Ты что натворил?», а со слов «Я сегодня огорчен тем, что…», то возрастает вероятность того, что ребенок вас услышит. Обнажив свои проблемы в воспитании подростка (прежде всего, перед самим собой), каждый родитель задумался о том, что процесс обучения и переобучения в этой жизни — вопрос вечный, и, приостановив свое развитие, мы можем подвергнуть риску развитие своих детей.
Такие мероприятия, как проведенный с нами тренинг «Крепкая семья», возвращают нас, родителей, к нашим детям. А нашим детям возвращают настоящих родителей: внимательных, заботливых, веселых.