Аймаганбетова Эльмира Мырзабаевна
г.Актобе
Следует особое внимание уделить следующим аспектам:
созданию условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка;
- развитию эмоционально-положительного общения с ребенком и коммуникативных форм его поведения;
- формированию психологической базы речи;
- развитию различных форм познавательной деятельности;
- развитию у ребенка продуктивных видов деятельности;
- в коррекционной работе максимально использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды продуктивной действительности;
- широко использовать в коррекционной работе различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные; музыкально-ритмические и игры драматизации;
- в зависимости от состояния ребенка дифференцировать структуру занятий.
Особенно важно учитывать структуру ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, а также сохранные функции и компенсаторные возможности ребенка. Среди частных вопросов методики дошкольного воспитания наибольшее значение имеют следующие:
- организация и методы педагогического изучения ребенка;
- разработка методики проведения специальных диагностических занятий с учетом возраста и структуры дефекта;
- изучение динамики развития с разработкой карты индивидуального динамического наблюдения ребенка;
- составление психолого-педагогических характеристик в динамике наблюдения.
Среди задач, содержания и организации коррекционно-воспитательной работы наибольшее значение имеют следующие:
- организация деятельности детей и режим дня;
- специальная коррекционная и воспитательная работа в процессе физического воспитания;
- воспитание словесной регуляции действий и функции активного внимания путем выполнения заданий;
- движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции;
- развитие пространственно-временной организации движений.
Важное значение имеет разработка содержания и задач коррекционной работы по сенсорному воспитанию.
Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии проводится последовательно, с учетом возраста и структуры нарушенного психомоторного развития. Система педагогических мероприятий включает физическое воспитание, воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, обучение ребенка элементарным основам трудовой деятельности в условиях семьи, игре и изобразительной деятельности. Важное значение имеет развитие речи, ознакомление ребенка с окружающим, сенсорное воспитание, развитие познавательной деятельности, развитие пространственных представлений, навыков общения с окружающими, изобразительной деятельности, а также формирование начальных математических представлений.
Обучение детей с задержкой психического развития может быть начато в подготовительном или в первом классе и осуществляться по определенной программе в дальнейшем. На уроках в указанных классах решаются образовательные, воспитательные , практические задачи аналогичные тем, которые стоят перед общеобразовательной школой. Помимо этого учитель реализует коррекционно-развивающую задачу, которая нацеливает педагога на формирование у детей общей способности к учению, обще интеллектуальных умений и навыков, восполнение пробелов предшествующего этапа развития и обучения. Обучение в каждом классе начинается с повторения ранее изученного материала. Учитель сам определяет, какой материал, в каком объеме необходимо повторить с учащимися его класса. Перед изучением наиболее сложных разделов курса рекомендуется проводить специальную подготовительную работу путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на расширение предметно-практического опыта детей, на формирование конкретных умении и навыков по изучаемому предмету.