Home » Открытый урок » Общие принципы методологического подхода к воспитанию  и обучению  детей с задержкой психического развития

Общие принципы методологического подхода к воспитанию  и обучению  детей с задержкой психического развития

Аймаганбетова Эльмира  Мырзабаевна
г.Актобе

Следует осо­бое внимание уделить следующим аспектам:
созданию условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка;

  • развитию эмоционально-положительного общения с ребен­ком и коммуникативных форм его поведения;
  • формированию психологической базы речи;
  • развитию различных форм познавательной деятельности;
  • развитию у ребенка продуктивных видов деятельности;
  • в коррекционной работе максимально использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды продуктивной действительности;
  • широко использовать в коррекционной работе различные иг­ры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные; музыкаль­но-ритмические и игры драматизации;
  • в зависимости от состояния ребенка дифференцировать струк­туру занятий.

Особенно важно учитывать структуру ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, а также со­хранные функции и компенсаторные возможности ребенка. Среди частных вопросов методики дошкольного воспитания наибольшее значение имеют следующие:

  • организация и методы педагогического изучения ребенка;
  • разработка методики проведения специальных диагностиче­ских занятий с учетом возраста и структуры дефекта;
  • изучение динамики развития с разработкой карты индиви­дуального динамического наблюдения ребенка;
  • составление психолого-педагогических характеристик в ди­намике наблюдения.

Среди задач, содержания и организации коррекционно-воспитательной работы наибольшее значение имеют следующие:

  • организация деятельности детей и режим дня;
  • специальная коррекционная и воспитательная работа в про­цессе физического воспитания;
  • воспитание словесной регуляции действий и функции ак­тивного внимания путем выполнения заданий;
  • движений по образцу, наглядному показу, словесной инст­рукции;
  • развитие пространственно-временной организации движений.

Важное значение имеет разработка содержания и задач коррекционной работы по сенсорному воспитанию.
Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии проводится последовательно, с учетом возраста и структуры на­рушенного психомоторного развития. Система педагогических мероприятий включает физическое воспитание, воспитание куль­турно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, обучение ребенка элементарным основам трудовой деятельно­сти в условиях семьи, игре и изобразительной деятельности. Важное  значение имеет развитие речи, ознакомление ребенка с окружающим, сенсорное воспитание, развитие познавательной деятельности, развитие пространственных представлений, на­выков общения с окружающими, изобразительной деятельно­сти, а также формирование начальных математических пред­ставлений.
Обучение детей с задержкой психического развития может быть начато в подготовительном или в первом классе и осуществляться по определенной программе в дальнейшем. На уроках в указанных классах решаются образовательные, воспитательные , практические задачи аналогичные тем, которые стоят перед общеобразовательной школой. Помимо этого учитель реализует коррекционно-развивающую задачу, которая нацеливает педагога на формирование у детей общей способности к учению, обще интеллектуальных умений и навыков, восполнение пробелов предшествующего этапа развития и обучения. Обучение в каждом классе начинается с повторения ранее изученного материала. Учитель сам определяет, какой материал, в каком объеме необходимо повторить с учащимися его класса. Перед изучением наиболее сложных разделов курса рекомендуется проводить специальную подготовительную работу путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на расширение предметно-практического опыта детей, на формирование конкретных умении и навыков по изучаемому предмету.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*