Home » статьи » Стратегии  смыслового чтения: опыт применения на уроках русского языка и литературы

Стратегии  смыслового чтения: опыт применения на уроках русского языка и литературы

Карамурзиева Тогжан Казахбаевна
Атырауская область  город Кульсары
средняя общеобразовательная школа №20
учитель русского языка и литературы

Современная  образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема обучения стратегиям смыслового чтения, формирование и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка и литературы. XXI век начался с привлечения внимания к чтению и письму, со­ставляющих в их неразрывном единстве понятие грамотности. В на­стоящее время происходит переосмысление социальной, экономиче­ской, политической и культурной роли чтения с листа, с экрана и на слух как в нашей стране, так и во всём мире.

Цель смыслового чтения: нужно точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. По словам В. А. Сухомлинского, « Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить»

Задачи: изучить различные стратегии смыслового чтения, разработать систему приемов для развития навыков смыслового чтения,                                       способствовать повышению мотивации обучения через создание    ситуации успеха.

Что такое смысловое чтение? Смысл —  с-мысль, то есть с мыслью. Значит мысль заложена внутри каждого слова, текста, задания. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста извлечение из него необходимой информации, определение основной и второстепенной информации.

Для работы с текстом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии. Термин «стратегии чтения» родился на заре психолингвистики,                  и его появление связано с работами Кеннета Гутмана  в 70-е годы 20 века. Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей                       в том смысле, что он должен привести к определенным результатам. Учебные стратегии – это набор действия, который предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям, В случае успеха учащийся запоминает способы своего действия и частота их использования индивидуальны. Индивидуальная  ценность стратегии осознается личностью. Значит, стратегия в обучении – это в первую очередь систематизированный план программа действии и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения.

Как помочь ребенку проявить страсть к чтению?  Хорошо развитые умения смыслового чтения необходим, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т.д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции. Так как я преподаю 5,6,9 классах я заметила возрастные особенности учащихся.

Учащийся 5 класса есть свои возрастные психологические особенности  (10-11 лет) у пятиклассников над всеми психическими процессами доминируют словесно-логическое и образное мышление, на которые опирается предметное содержание 5 класса. Сформировано произвольное внимание. Оно может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Способность к само регуляции. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности: школьник принимает и понимает смысл учения для себя, учиться осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формирует и регулирует учебные приоритеты, занимается самообразованием. Ведущий учебный мотив — познавательны. Учащийся 5 классов по возможности  умеют работать с текстом, понимает его целостный смысл текста,  определяет главную тему текста, выбирает из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста, объясняет порядок частей, содержащихся в тексте, находить необходимую информацию в тексте,  проводить проверку правописания.

У шестиклассников происходят важные процессы, связанные                               с перестройкой памяти. Активно развивается логическая память, но замедляется развитие механической памяти, что связано с увеличением объема информации. Можно говорить о сформированности словесно-логического мышления, на основе которого начинается становление теоретического рефлексивного мышления, характерного для высокого уровня интеллекта. Рекомендация: помогая ребенку делать уроки, не заставляйте заучивать заданный материал наизусть (кроме стихотворений). Ребенок должен понимать то, что учит. Тогда у него будет развиваться теоретическое рефлексивное мышление. При работе с текстом они ориентируются в содержании текста и понимают его целостный смысл, формулируют тезис, выражающий общий смысл текста, сопоставляют формы выражения информации в запросе и самом тексте  вводить заключение о намерении автора или главной мысли текста, обнаруживать                      в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.

Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и не сплошные (с визуальными изображениями).

Этапы работы с текстом:

Планирование деятельности (предтекстовый этап). На этапе предварительной ориентировки формируется или уточняется целевая установка, т.е. решаются вопросы, для чего, зачем читать. Читать текст можно с самыми различными целями, например: чтобы ознакомиться                           с книгой, газетой, журналом; узнать, о чем говориться; извлечь из текста основную информацию; критически осмыслить, оценить изложенную                          в тексте информацию и т.п. В процессе чтения целевая установка может меняться, например: намереваясь только посмотреть журнал, читатель заинтересовывается какой-то статьей, и у него возникает желание изучить ее подробно. Этап планирования деятельности зависит не только от целевой установки, но и от объема текста, времени, отведенного на работу над текстом, и т.д. При необходимости подробного изучения текста планируется неоднократное его прочтение. При чтении с целью составления реферата делаются необходимые записи и т.д.

Чтение текста (текстовый этап). На этапе осуществления (исполнения) деятельности реализуется процесс смыслового восприятия текста. Процесс понимания текста складывается из последовательного наращивания смыслов всех микро контекстов: осмыслив первый микро контекст, читатель прибавляет к нему смысл второго, они взаимодействуют, изменяя и дополняя друг друга. Понимание текста зависит от многих обстоятельств: от сложности его содержания, структуры, стиля, графической подачи и т.д. Так для понимания научного текста необходима определенная база знаний, владение соответствующей информацией, наличие опыта изучения научных текстов.

Контроль понимания прочитанного (после текстовый этап). На этапе контроля осуществляется анализ результатов деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед чтением текста.

Например пред текстовые стратегии нацелены на постановку задач чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также на создание мотивации к чтению. К наиболее распространенным, которые используются мной, относятся стратегии «Мозговой штурм» «Ассоциативный куст».                          К данным стратегиям прибегаю для коллективного поиска решения проблемы вовлечения в работу как можно больше числа учащихся. Например, перед анализом произведения М. М. Пришвина шестиклассником было предложено записать свои ассоциации к словосочетании «Этажи леса»

Так как мы создали «Ассоциативный куст». Дети назвали такие слова, как высокие деревья кустарники, травы, грибы, мхи, корни растений и т.д. Затем прочитали текст и посмотрели, адекватна ли информация, данная ими тому, что мы узнали из текста .Здесь начинается работа в режиме «Мозгового штурма». В ходе работы записываю все на доске, что предлагаются детьми. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо в краткой форме. Роль учителя состоит в том, чтобы погрузить учащихся в проблему, объединить их в процессе коллективной деятельности. Этот прием может быть индивидуальным, парным или групповым, все зависит от типа урока. Дети от природы любознательны, они хотят познать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся           к неустанному познанию и помогая им сформулировать навыки продуктивного мышления.

Стратегия «Лови ошибку» является формирование умений читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации. Я заранее подготовливаю текст, содержащий ошибочную информацию и задаю задание выявить допущенные ошибки. Затем объясняю урок, после чего вернуться к тексту задания и исправить ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Например, учащимся 5 класса при изучении темы «Имя прилагательное» было задание выявить в тексте допущенные ошибки  и дети сразу находят ошибки. Союз – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? что делать ? чей?

Стратегия «Чтение с остановками» применяется при чтении текстов различных типов речи. Ее цель – управление процессом осмысления текста  во время его чтения. На уроке русского языка и литературы в 9 классе при изучении рассказа К. Паустовского «Телеграмма» говорю учащимся, что мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы  из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка. Что такое милосердие? Что такое одиночество? Можете ли вы делать добрые дела, в нынешнее время ? Сегодня мы будем читать рассказ К. Паустовского «Телеграмма».

 

Как вы думаете, что такое телеграмма? Далее обучающиеся читают отрывок и отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующего. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания следующего. Например, почему Настя не может приехать к маме? Почему она не прочитала письмо мамы, а просто положила ее в сумочку? Ваше мнение                                  о поступке сторожа Тихона? Виновата ли Настя в смерти матери?. Ребята с удовольствием работают, высказывают свои мнение, учатся мыслить ,анализировать, размышлять сказанное. Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся. Возращаясь к началу своего выступления, где говорилось о цели смыслового чтения, могу сказать, что постоянная                                 и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребенка максимально точно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами.

Использованная литература:

  1. Воспитание читателя в культуросозидающей модели Н.Н. Сметанникова
  2. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника И. Логина, Л. Рожественская.
  3. Примеры применения информационно компьютерных технологий при реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
  4. Развитие и оценка функциональной грамотности по чтению и пониманию текста в школе. И. Логвина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*