Home » статьи »  «Казахстанское образование вчера, сегодня и завтра».

 «Казахстанское образование вчера, сегодня и завтра».

Юсупова Куралай Амангельдиновна
школа –лицей №27
заместитель директора
по учебно – воспитательной работе

       Мы живем в 21 веке, когда в образoвании всего мира происходят большие перемены. Жизнь не стоит на месте, следовательно, и школа должна развиваться, соответствуя требованиям времени. Образование – важнейший стратегический ресурс страны, ведь развитие человеческого капитала – условие её конкурентоспособности в будущем. Повышение качества образования граждан способствует не только росту экономики, но и решению важных социальных задач, преодолению бедности и становлению демократии.

В чем же особенность вчерашнего образования? Это была эпоха «нравственного  образования», когда учитель использовал авторитарные методы работы. Ученик был закомплексованным послушником, не имея права высказать своего мнения. Все было ожидаемо и предсказуемо, потому что в стране царила стабильность. Для большинства людей это было нормой. Конечно же, наши родители жили с уверенностью в лучшее будущее. Целью образования являлась подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей советского общества.

Что же представляет современная школа? Какая она сегодня? Какой  должна быть? Эти вопросы волнуют не только тех, кто имеет непосредственное отношение к образованию, а практически всех. И каждый не только высказывается по поводу нынешнего состояния школы, но и считает себя вправе критиковать, обсуждать, предлагать… Оно и понятно, ведь один из самых значимых периодов жизни человека, детство и юность, проходит в школе. Это период становления – нравственного, интеллектуального, духовного. Поэтому родителям небезразлично, какими будут те, кто выйдет из школьных стен. Эта тема сегодня актуальна как никогда. В соответствии с требованиями времени современный выпускник школы должен быть эрудированным, коммуникабельным, должен уметь работать в команде, владеть проектными технологиями, а также обладать способностью к переобучению. Таким его хочет видеть государство. Ведь дальнейшее развитие страны зависит от её молодых граждан, которые уже в недалеком будущем будут руководить страной.

Нельзя рассматривать образование сегодня без завтра. Педагоги всего мира уже бьют тревогу. «Как научить детей учиться, как сделать, чтобы ученики были функционально подготовлены к жизни завтра».  Я думаю, что каждый в нашей стране почувствовал необходимость в переменах, а учителя особенно. Ведь мы являемся живым примером для наших учеников, и должны шагать в ногу со временем. Для того, чтобы стать «Учителем новой формации» нужно пополнять свои знания, стремиться овладеть всеми достижениями науки и техники. Теперь авторитарный стиль не является для учителя движущей силой, а наоборот, внедрение новых подходов в обучении, разработанных совместно АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Кембриджским университетом, образуют достойный трамплин нашим ученикам сегодня. Что же должно прийти на смену? Я думаю, что это должен быть союз ученика и учителя.

Учитель в школе уже не является источником знаний, как это было прошлые века, а есть наставник, гид, навигатор, умеющий провести детей в мировом потоке информации: в Интернете, на телевидении, радио, видео, кино, газетах, журналах и т.д. «Образ жизни Учителя – часть его профессионального вооружения»,-  говорил Томпкинс. Учитель не только дает уроки, но должен очень серьезно заниматься развивающей деятельностью с учениками.

Происходящие в нacтоящее время в образoвании изменения  обусловлены  прогрессом всего чeловечества. Именно мы, педагоги, должны быть в курсе этих перемен, чтобы стать инициативными преобразователями в образовании.  Как же можно повлиять на то, чтобы Казахстан вoшёл в число лидирующих стран мира?   Как мы подготовим ученика 21 векa? В современную эпоху интенсивных интеграционных и модернизационных процессов каждая страна старается адаптироваться, найти свой путь развития в мировом сообществе. Наше государство также с каждым годом осваивает все новые технологии, участвует в деятельности международных организаций и делает значительные успехи в области внешнеполитических и экономических отношений. Приоритетом в образовании, является готовность учащихся к практическому использованию имеющихся знаний.

Моделью навыков 21 века является Проект «Определение и отбор ключевых компетенций», разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Согласно проекту, ученик должен уметь критически мыслить. Навыки критического мышления являются составляющими на протяжении многих столетий и они были общепризнаны в области прикладных, сельскохозяйственных, медицинских и других исследований. На кого же должна быть возложена данная задача? Конечно же на школу.

Казахстанское образование вобрало в себя всё самое лучшее, что было создано в советскую эпоху, и продолжает развиваться, ориентируясь на мировой опыт. Несмотря на то, что имеется еще много проблем, наши школы дают хорошие знания. Доказательство тому — призовые места наших детей на различных международных школьных олимпиадах и конкурсах. Безусловно, это радует. Да, мир становится сложнее, мобильнее, но дети-то остаются детьми. Не отобьют ли реформы охоту учиться? Именно поэтому, проводя любые реформы в области образования, необходимо учитывать все факторы и внедрять новшества осторожно. Обилие информации сдерживает возможность систематизации знаний. Поэтому необходимо научить учащихся правильно усваивать информацию.  Для этого надо обучить их ранжировать, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. В настоящее время перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать  у учащихся информационную компетенцию.
Очевидно, что сейчас необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал.

Главной задачей школы уже сейчас должно стать не просто обучение конкретным дисциплинам. Нужно, чтобы нынешнее поколение умело и хотело бы учиться, осознавая, что это жизненно необходимо, т.е. научить учиться всю жизнь. Но для того, чтобы всё это получилось, необходимо «переделать» и самого учителя. Работа не из лёгких, особенно для людей среднего возраста. Ведь очень тяжело менять взгляды, которые были привиты когда-то, менять отношение к самому учебному процессу, в конце концов — менять взгляд на мир! Современное учительство осознаёт, что надо меняться. В очередной раз, начиная новый учебный год , ставлю перед собой цель, чтобы ученик вырос любознательным, творческим, активным, успешным, деятельным. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность, умение понимать, анализировать. Для достижения данных целей учитель должен быть лидером, который поведет за собой всех. И это уже возможно. Преподаватели имеют возможность проходить обучение, участвовать в международных образовательных проектах. Всё это, несомненно, однажды принесёт желаемые результаты.

Школе будущего требуется приток свежих, молодых сил. Ведь тем, кто придёт из ВУЗов в школы, не надо будет ни ломать себя, ни менять. Они уже другие, они ближе к нынешним ученикам по возрасту, а значит, понимают их настроение, взгляды, проблемы очень хорошо.Уверена, в нашей стране очень много талантливых ребят, но их нужно искать и развивать их потенциал, а это уже прерогатива школы. Одной из задач нашего образования было и остаётся нравственное и эстетическое воспитание детей. Школа – это фундамент, стартовая площадка, которая выводит человека в большую жизнь. И от того, насколько знающим и верящим в себя он выйдет из стен школы, будет зависеть не только его собственная жизнь, но и благополучие общества, в котором он будет жить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*